Д. БУЦЕНКОКОЛХОЗНЫЕМДССЬ|СТр0ЯТ.fl0pOOIiИТОГИ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА РСФСР ЗА ТРИ КВАРТАЛА ИБЛИЖАЙШИЕ ЗАДАЧИ Сравнивая то, что мы имели, в области дорожного строительства в дореволюционное царское время, с тем, что мы имеем сейчас, мы должны признать, что наши достижения весьма значительны. Территория Советского союза покрывается совершенно новыми дорогами, дорогами высшего типа, о которых в дореволюционное время даже и не думали. Пролетарские центры — Москва, Ленинград и другие — имеют великолепные подъездные пути, усовершенствованные дороги высшего класса. Наши окраинные национальные республики тоже покрываются новыми дорогами, построенными советской властью. Всего за первую пятилетку мы построили новых дорог свыше 50 тыс. км и кроме того отремонтировали и привели в проезжее .состояние более 160 тыс. км дорог первых трех классов и низовой сети. Но тем не менее дорожная система РСФСР за первую пятилетку не сумела полностью выполнить задание партии и правительства в области дорожного строительства. Работа системы РСФСР за первую пятилетку характеризовалась рядом крупнейших прорывов.- Производственные планы регулярно из года в год не выполнялись. Бездушно-формальное отношение местных дорожных органов к исполнению своих обязанностей обусловило удорожание работ, плохое их качествои крайне низкую производительность труда. Были случаи и явного вредительства, так как работа проходила в условиях ожесточенной классовой борьбы (толмачевщина и т. п.). Поэтому в первый год второй пятилетки явилась необходимость прежде всего провести ряд организационных мероприятий по оздоровлению аппарата дорожной системы РСФСР. Это не замедлило дать положительный сдвиг. Работа всей дорожной системы "значительно оживилась. Инженерно-технические силы начали переходить из канцелярий непосредственно на производство. Стали шире применяться социалистические методы труда. Около дорожного дела в колхозах и совхозах создались группы энтузиастов-дорожников. Наконец, к дорожному делу было привлечено внимание местных организаций и широкой советской общественности. Эти сдвиги отразились и на общем выполнении дорожного плана. 1 За первые три квартала текущего года план дорожных работ по дорогам высших классов выполнен в следующем объеме (в проц.): 1933 г. 1932 г. Новое строительство . . 61,8 49.5 Капитальный ремонт . . 4 86,6 72,5 Текущий ремонт . . . . 80,0 65,1 Итого . . : . . 7 2 , 9 _ ~~53,9~ Еще более благоприятные результаты мы имеем по дорожному строительству низовой сети, где план работ в физическом объеме выполнен за три квартала на 102,4 проц. против 82.3 проц. прошлого года и где трудовые ресурсы использованы на 73,3 проц. против 47,5 проц. прошлого года. Последние данные свидетельствуют о том. что колхозные массы крепко осознали необходимость скорейшей ликвидации бездорожья, и в этом отношении культурный рост деревни открывает нам весьма широкие перспективы. Следует оговориться, что все указанные цифровые данные приведены как средние. В дорожной системе РСФСР имеется ряд ведущих дортраксов, которые сумели организовать свою работу в соответствии с хозяйственнополитическим значением для страны безрельсового транспорта (Горьковский край — 147,5 проц., Ивановская область—137,1 проц., Дагестанская АССР — 106,6 проц., Северный край92.4 проц., Западносибирский край — 88,8 проц., Ленинградская область — 74,0 проц. и т. д.). Эти края и области добились весьма удовлетворительных результатов. Р ок » и сельсоветы становятся во главе дорожного строительства Сдвиг в дорожном строительстве низовой сети в большей своей части явился следствием того, что рикя и сельсоветы вплотную подошли к вопросу строительства дорог, сумели организовать и привлечь колхозные массы на выполнение трудучастия в дорстроительетве и уделили этому самое серьезное внимание.Ьо.шшсьипи црокладыьам новые дороги через леса и болота. На снимке—постройка моста через реку. Вдалинасыпь дорожного полотна. (Поти (Абхазия). Колхидстрой) ... Фото А. Ш айхета Постройка новых асфальтированных мостовых на булыжном основании в Кутаисе Фото Шайхета Имеется ряд сельсоветов, которые провели серьезнейшую подготовительную работу к началу дорожного строительства и благодаря этому значительно перевыполнили заданные им планы работ. К таким, например, принадлежит Котовский сельсовет Камышинского района. План работ здесь был составлен в январе и проработан колхозниками. Специальные дорожные бригады из колхозникЬв были прикреплены заранее к отдельным участкам работ. К массовой работе был привлечен комсомол, политпросветработники и печать. В результате план был перевыполнен почти вдвое: но плану следовало освоить 1 732 трудо-дня и 349 комедией на сумму 4 779 руб., фактически же выполнено 3 007 трудо-дней и 435 коне-дней на сумму 9 044 руб. Кроме этого построено 5 км новой грунтовой дороги и 38.5 пог. м мостов. Построенный мост в 30 м обеспечил своевременный вывоз хлеба колхозами Котовского куста. По отзывам Крайдортранса, дороги и мосты Котовского сельсовета являются одними из лучших в крае. Котовский сельсовет премирован Главдортрансом 1 000 руб., дорожным утюгом и оборудованием дорожного уголка. Таловский сельсовет того же Камышинского района добился ликвидации обезлички путем организации постоянных дорожных бригад из колхозников и прикрепления их к определенным участкам дорог. В результате мобилизации актива Автодора и вовлечения комсомола план дорожного строительства был перевыполнен: предусматривалось по плану 3 505 трудо-дней на сумму 13 484 руб., выполнено же 5 420 трудо-дней на сумму 21066 руб.; построено 24,5 пог. м мостов, отремонтировано грунтовых дорог 3 км и мостов 60 пог. м. Качество работ хорошее. Таловский сельсовет также премирован Главдортрансом. В Бреевском сельсовете Яковлевского района (ДВК) была проделана большая массовая'разъяонительная работа по всем селениям и колхозам. Каждый колхоз и каждый единоличник получил подробный перечень работ.Правильная организация работ дала возможность вести их параллельно с другими сельскохозяйственными кампаниями, в результате план выполнен на 108 проц. Наряду с этим имеется ряд отстающих дортрансов, которые несмотря на оказанную им помощь из центра до сего времени не сумели мобилизоваться на выполнение производствен: ной программы (Крымская АССР — 49,0 проц., АССР немцев Поволжья—38,1 проц., Восточносибирский край — 24,9 проц.). Особо следует отметить слабое выполнение дортрансами задания правительства об устройстве подъездных путей к карьерам и заводам строительных материалов. Дортрансы недооценили значение этих работ и за истекшие девять месяцев выполнили программу только на 48 проц. Характерно, что даже ведущие дортрансы не уделили этим работам должного внимания (например, Ивановский дортране выполнил только 37,3 проц.). Итоги изыскательно-проектных работВ целях обеспечения строительства ближайших лет необходимыми проектами в 1933 г. Гипродору было поручено выполнить ряд изыскательно-проектных работ. Общая сумма ассигнований на эти работы выразилась в 531856 руб. по разделу искусственных сооружений ив 53 717 руб. по разделу гражданских сооружений. Вся программа Гипродора с внеплановыми заданиями на 1933 г. составляет 4 563 134 руб. Выполнение этих работ за девять месяцев выражается в следующих цифрах. Выполнение по плановым изыскательно-проектным работам 77 проц., по внеплановым заданиям25 проц., по типовому проектированию — 65,5 проц. Общий средний процент всех осваиваемых Гипродором и предусмотренных промфинпланом работ — 70,6 проц. Качественные показатели выполняемых в этом году полевых изыскательских работ могут быть оценены лишь частично, так как еще далеко не все полевые работы окончены, но, судя по материалам вернувшихся уже с поля партий, средний процент качественной оценки их работы' выше прошлогодней примерно на 10—12 проц. По объектам дорог, намеченных к строительству в 1934 г., предполагается окончить составление проектов не позднее 1 января 1934 г. и, как исключение, по двум объектам к1 февраля 1934 г. Благодаря этому строительство сможет своевременно произвести заготовку материалов « подготовку к проведению строительных работ. Закрепить успехи и итти дальше В общем, подводя итоги дорожного строительства за первые три квартала текущего года и констатируя определенный перелом в работе дорожной организации РСФСР, мы все же должны признать, что эта работа еще не является удовлетворительной и не гарантирует выполнения указания XVII партконференции о необходимости во второй пятилетке дорожному строительстзу обеспечить более быстрые темпы развития по сравнению с другими .видами транспорта. В виду этого ,мы должны прежде всего принять все меры к тому, чтобы .закрепить и углубить те сдвиги, которых мы добились за последнее время; форсировать работу в четвертом квартале с большевистским упорством и настойчивостью, добиваясь полной ликвидации имеющихся у нас отставаний и стопроцентного выполнения годовой производственной программы. Одновременно необходимо немедленно, не теряя ни одного дня, энергично взяться ва подготовку к строительству следующего года. В этом отношении перед дорожной системой РСФСР стоит ряд ответственнейших задач, правильность и своевременность их разрешения предопределяет собой степень успешности выполнения плана работ наступающего строительного сезона. Основная задача—техника-экономическая и материальная подготовка Первая задача — своевременно озаботиться тщательным составлением контрольных цифр, изучить титула строительства ив соответствии с этим разработать свой финансово-производственный план, ни в коем случае не допуская, как это имело место до настоящего времени. беспроектного строительства. Вторая задача — широко развернуть заготовку строительных материалов, особенно местного значения, как для содержания дорог, так и для нового строительства, с расчетом, чтобы к1 апреля 1934 г. иметь на месте будущих работ не менее 75 проц. всех потребных материалов. При выполнении этой задачи нужно тщательно учесть ошибки предшествующих лет и, в частности, текущего года, когда дортрансы не сумели надлежащим образом использовать подготовительный период и вышли на строительство фактически с пустыми руками (на 1 апреля 1932 г. заготовки материалов были в среднем выполнены на 30,8 проц.).Механизация дорожных работважнейшая задача Третья задача—искоренить варварское отношение к механизмам. Несмотря на недостаточность механизмов (требуется 860 автомобилей, имеется 478; требуется 302 гусеничных трактора, имеется 109 и т. д.), их разносерийность и изношенность, до сего времени имеет место обезличка и бесхозяйственное использование дорожных механизмов (в пределах до 40 проц. полезного действия). Ремонт механического парка обычно производится с большим запозданием и крайне неудовлетворительно. В результате большинство' отремонтированных механизмов выбывает из строя с самого начала строительного сезона и тем самым общий коэффициент использования механизмов падает до преступно низкого уровня. Дортрансы в данный момент должны приковать особое внимание к ремонту дорожных механизмов и автотранспорта, безоговорочно добиться стопроцентного выполнения ремонта с тем, чтобы к началу строительного сезона весь механический парк был приведен в полную боевую готовность. Далее необходимо принять энергичные меры к усилению механизации дорожных работ, проводящихся с трудовым участием населения, путем привлечения к этим работам механизмов совхозов, колхозов и МТС и широкого внедрения в производство простейших дорожных снарядов, изготовляемых местными силами (деревянные катки, утюги, канавокопатели и т. п.). Наконец, необходимо упорядочить работу дорожных мастерских и заводов, находящихся в системе Главдортравса (им. Калинина в Смоленске, Уральский завод, Московский завод) и одновременно поставить перед правительством вопрос об увеличении выпуска новых дорожных машин и снарядов (Онежский, Томский заводы). Подготовить кадры и правильно организовать набор рабочей силы Необходимо обеспечить строительство рабсилой, проявляя заботливость к лучшим производственникам — инженерам и техникам, дорожным мастерам, ремонтным рабочим. Особое внимание надо уделить молодым специалистам и учащимся в дорожных учебных заведениях. Надо также упорядочить вербовку рабочей силы, бороться с текучестью, — этого надо добиваться путем улучшения рабочего снабжения и общественного питания. Нужно укрепить и расширить продовольственные базы, созданные в текущем году во многих дортрансах. Помимо существующих уже баз надо организовать животноводческие базы и совхозы с тем, чтобы путем самозаготовок в основном обеспечить потребность в продуктах питания и фуража для всей дорожной системы Главдортранса. ' Возможности к этому у нас имеются огромные. Одновременно с разрешением указанных задач дорожной системе РСФСР необходимо переломить имеющуюся в некоторых местах недооценку значения дорожного строительства си стороны местных организаций. Нередко приходится слышать заявление: «У нас есть более важная работа, чем дорожное строительство».