МАЕРС Управл. ВАТОСБЫТАКАК ИДЕТ СНАБЖЕНИЕ АВТОПАРКА ЗНПЯСНЫМИ ЧАСТЯМИПотребность нашего автопарка в запасных частях как в отношении количества, так и ассортимента, неизвестна. Поэтому Ватосбыт Главного управления автотракторной промышленности установил несколько отвлеченный метод определения потребности, метод так называемого базисного комплекта, дающий некоторый критерий в выявлении потребности автопарка. » Нами был установлен комплект запасных частей на 100 машин (норматив). Подсчитав количественный состав нашего автопарка и проверив производственные возможности заводов, мы на основе комплекта установили план производства запасных частей. Прошлогодний комплект далеко не отвечал реальной потребности нашего автопарка. Причем сплошь и рядом комплект этот являлся принудительным ассортиментом для одних районов и недостаточным для других, потому что не было индивидуального подхода к отдельным хозяйствам и районам (условия дорог, эксплоатации и т. д.). В этом году мы пытаемся подойти ближе к действительной потребности в запасных частях. Пересматривая в начале года наши комплекты, мы внесли большие изменения в них, получив совершенно другие цифры. Нами был исключен из комплектов ряд деталей ив то же время введены новые. Таким образом мы получили комплект более подходящий, чем прошлогодний, но все же еще далеко не соответствующий действительным потребностям. Что же касается остродефицитных деталей, то мы здесь сознательно снизили в комплекте количество некоторых деталей. Мы знаем, что следовало бы дать этих деталей больше, но приходится считаться с реальными производственными возможностями заводов, изготовляющих запасные части. В первом квартале и за первые два месяца 2 квартала наши автозаводы (ЗИС и Горьковский завод) недовыполнили программу по запасным частям как в ценностном выражении, так и подетально. Горьковский завод, например, в первом квартале недовыполнил программу подетально примерно на 30—35 проц. Одних деталей было отгружено меньше, других больше, поэтому на местах создавались и затоваривание, и острый недостаток деталей. На заводе им. Сталина положение было еще хуже. На этом довольно аккуратном заводе в первом квартале ив последующие два месяца был допущен серьезный прорыв в выпуске запасных частей. Например, по такой детали, как толкатель, программа была выполнена на 12 проц., по клапанам на 23, пружинам клапанов на 38, пальцам поршня на 12 проц. и т. д. Программу по основным дефицитным деталям автозавод им. Сталина недовыполняет из месяца в месяц.* Сокращенная и переработанная стенограмма доклад управляющего Ватосбыта т. Маерса на заседании группы авторемонта автомобильного совета Центрального совета Автодора СССР6На 1 орьковском заводе положение с этими деталями несколько лучше, однако и здесь план значительно недовыполнен. В первом полугодии, как было уже сказано выше, мы делали заказы на запасные части по комплектам. С первого июля комплектные заказы ликвидированы, потому что комплект не оправдал себя ив этом году. На 3 квартал заказы размещены в соответствии с данными о потребностях, представленными управляющими конторами Ватосбыта на местах. Конторам были даны директивы, чтобы они как можно точнее учли реальные потребности рынка и свои остатки. Таким образом, заказы на запасные части планируются сейчас по спецификации. Заявки контор будут удовлетворены полностью, согласно представленных спецификаций, за исключением 13 деталей, которые придется пока еще лимитировать. Эти детали являются дефицитными по причинам производственного порядка. Во всяком случае конторы на местах будут без затруднений снабжены деталями приблизительно 900 наименований, т. е. в пределах 85—90%. И мы уже переходим на свободную торговлю запчастями. Когда выявилось неудовлетворительное выполнение промышленностью заказов на запасные части, Главное управление автотракторной промышленности" обратилось непосредственно к тов. Орджоникидзе с докладом о создавшемся положении. Тов. Орджоникидзе в первых числах июня дал категорический приказ заводам о том, что для обеспечения ремонта автомобилей к уборочной кампании полугодовая программа по запасным частям должна быть выполнена полностью (суммарно и комплектно) и части отгружены не позднее 1 июля. Результаты этого распоряжения начали уже быстро сказываться. Несомненно, что при правильной организации сбыта, правильном распределении запасных частей по районам положение на сегодняшний день с этими частями было бы иным. Все вместе взятое: с одной стороны, невыполнение заводами программы, с другой, бесконтрольное удовлетворение заявок авторемонтных заводов, запрашивавших больше действительной потребности — все это поставило автопарк накануне уборочной кампании в тяжелое положение с запасными частями. Но меры организационного и административного порядка, принятые промышленностью сверху донизу, от наркома до торговой точки на месте, привели уже к значительному сдвигу. В июне с производством дело обстояло лучше, чем в первые пять месяцев. Больным местом является вопрос с аккумуляторами и некоторыми видами электрооборудования. Особенно плохо обстоит дело с аккумуляторами. Наша потребность даже по нормам Госплана определена на 1935 г. в 41 800 шт. аккумуляторов. Между тем фонд выделен нам лишь в 15 тыс., т. е. потребность покрывается всего на 30—35 процентов. В первом полугодии нам должны были дать 11 500 аккумуляторов, между тем аккумуляторный трест сдал только 1 280 шт. И лишь после нашего крепкого нажима мы получили в июне сразу 4 тыс. шт. и должно быть отгружено еще 4 тыс. Остальное количество должно быть додано в первой половине июля. Конечно, потребность автопарка в аккумуляторах значительно больше того, что нам дают. Поэтому нами сейчас принимаются все меры для максимального обеспечения машин аккумуляторами. Из электрооборудования нам больше всего требуются распределители, стартерные кнопки, кнопки гудка, пластинки на массу и т. д. На первое июня заводы электрооборудования недодали 6 тыс. пластинок, свыше 6 тыс. стартерных кнопок, 3 тыс. распределителей и т. д. В общем по этим деталям недодано от 30 до 80 проц. Правда, за последний месяц дело значительно улучшилось, и мы считаем, что в ближайшее время автопарк не будет испытывать напряжения с деталями электрооборудования. Как мы оперируем теми фондами, которыми мы располагаем? В настоящее время мы перешли на свободную торговлю запасными частями в отношении примерно 85 проц. деталей для машин ГАЗ и 80 проц. для ЗИС. Большинство деталей, которые еще вчера лимитировались и распределялись, сегодня уже продается свободно. О том, что у нас наблюдалось искусственное лимитирование запасных частей, свидетельствует следующий факт. Ряд наших контор еще недавно требовал от нас оборотных средств, ссылаясь на то, что от сезонного накопления можно избавиться только в течение года, потому что существует лимит. Но как только они перешли на свободную торговлю, складские остатки значительно уменьшились. Сейчас у нас имеется 38 областных и краевых контор и примерно 112 прочих торговых точек. В ближайшее время предполагается открыть еще 3 областных конторы — в Калинине, Омске и Красноярске и около 65 пунктов в районах. Теперь мы должны уже подумать о том, как развертывать работу дальше, подумать о будущем годе. Одним нам не разрешить вопроса о выявлении действительной потребности в тех или иных деталях. Мы можем это сделать только вместе с хозяйственными и общественными организациями автотранспорта, в частности с Автодором. Они должны притти нам на помощь. Сейчас прорабатывается вопрос о размещении заказов на запасные части к автомашинам не только на автомобильных заводах, но и на заводах других отраслей промышленности. У нас имеются большие возможности для маневрирования как в отношении производства запасных частей, так и снабжения ими. Но во всем этом деле нам нужна помощь тех организаций, которые заинтересованы в бесперебойном, полном и качественном снабжении автопарка запасными частями.«**% . .Стоянка машин у здания правительства Узбекской ССР (Ташкент)Фото А. Шайхета