15
16
РАБОТАЮТ НАДЕЖНОИнженер-орденоносец Ф. ФОМИН и инженер Д. СЕРГЕЕВЗа успешное выполнение прави- а тельственного задания по испытанию газогенераторных автомобилей и осуществлению большого пробега протяжением около 11 тысяч километров Президиум Верховного Совета СССР наградил ряд участников пробега орденами «Знак почета» и почетными грамотами. Перед коллективом пробега была •тт. поставлена задача — проверить . на• дежность работы газогенераторных т автомобилей в различных дороасных шипи Hi условиях," получить необходимые ^ ШУ УШАШ9ШШШАУ эксплоатационные данные, разъяс1: нить широким кругам населения • целесообразность и пригодность газогенераторных автомобилей в эксплоатации. В пробеге, как известно, участвовало всего 12 газогенераторных автомобилей пяти различных марок, На профилированных грунтовых дорогах машины развивали высокую скорость работающих на древесных чурках и мелком древесном угле. Маршрут пробега был выбран с таким расчеМашины с древесными газогенеМатериалы пробега дают основатом, чтобы газогенераторные автораторными установками расходовали ние сделать некоторые выводы 00 мобили побывали как в отдаленных на этом этапе на 100 км пути: экономичности газогенераторных аврайонах, богатых древесным топлитомобилей сравнительно с бензино. вом, так ив промышленных центГАЗ-АА НАТИ Г-14 . . . 53,0 кг выми. рах и чтобы они были испытаны на ЗИС-21 88,0 » Стоимость заготовляемой древесдорогах различного класса — асЗИС-5 ДГ-13 89,0 * ной чурки по Загорской газогенерафальте, булыжнике, щебенке, " на торной автобазе Наркомлеса СССР грунтовых профилированных, просеМашины с угольными газогенерапри механической распиловке древелочных и горных дорогах. торными установками расходовали сины и ручной колке составляет на 100 км пути: 100—110 руб. за тонну. Исходя из РАСХОД ТОПЛИВА этой расценки топлива, стоимость ГАЗ-АА НАТИ Г-21 . . . 31,4 кг пробега газогенераторного азтомобиИтоги пробега показали, что газоЗИС-5 НАТИ Г-23 . . . .44,7 » ля ГАЗ-АА НАТИ Г-14 при расходе генераторные автомобили меньше 65 кг древесных чурок на 100 км Средний расход топлива на 100 км всего расходовали древесных чурок пути составляла 6 руб. 50 коп. — пути за все время пробега состави древесного угля на этапе Ленин7 руб. 15 коп. лял для ГАЗ-АА НАТИ Г-14-65 кг, град — Минск — Киев — Москва протяженностью 2649 км, что объясдля ЗИС-21 —112,8 кг, для ЗИС-5 Между тем однотипная бензиновая ДГ-13 —113,7 кг, для ГАЗ-АА НАТИ няется наличием хороших шоссеймашина ГАЗ-АА расходовала в про'Г-21-41,0 кг и для ЗИС-5 НАТИ ных дорог умеренной пересеченбеге 20,1 л бензина на 100 км пуГ-23 - 63,9 кг. ности. ти, что при отпускной цене бензина 74 коп. за литр составляет 14. руб. 90 коп. Сопоставление только этих цифр показывает, что даясе при несовершенных способах заготовки древесного топлива газогенераторный автомобиль по стоимости топлива примерно в два раза экономичнее бензинового.ШМ. i iil *••'•:••••••••'•••••••-:*•?•'••..•••-•••'••:•'•',•.•'•...'••:&• • • • . • • • • • . .'.:. • • • . • ! . : .V' У-:•'РАСХОД МАСЛА И БЕНЗИНА Для работников автохозяйств, экеплоатирующнх газогенераторные автомобили, представляют большой интерес данные о расходе масла и бензина в пробеге. Смена масла в двигателях производилась через каждые 800—1000 км пробега. Экеплоатационный расход его на 100 км пути для калсдой группы машин составлял в среднем: для » » » » ГАЗ-АА НАТИ Г-14 ГАЗ-АА НАТИ Г-21 . ЗИС-21 ЗИС-5 ДГ-13 ЗИС-5 НАТИ Г-23 . . 1,19 0.95 1,5 1,75 1,55 л » » » »^>й-^'^-1Щ->^-:й>S.Свыше двадцатипереправ пришлось преодолеть колонне газогенераторныхавтомобилей15 личение передаточного числа главной передачи для повышения тяговых качеств ЗИС-21 следует считать целесообразным. ПУСКОВЫЕ КАЧЕСТВА Продолжительность розжига и за, пуска двигателя на газе состоит, главным образом, из времени, расходуемого на розжиг генератора. Ниже приводится таблица среднего времени запуска двигателей с розжигом холодного генератора по отдельным группам машин.Сродное Колобанпо время вромепц запуска в nun. в мня.-Л >МИЙШшшшшКолонна газогенераторных>itsШШЗИС-21 6,4—12 ЗИС-5 ДГ-13 . . . . 13—20,5 ЗИС-5 НАТИ Г-23 2—4 ГАЗ-АА НАТИ Г-14 20-20,2 ГАЗ-АА НАТИ Г-21 1,5-69 16,5 3 14,2 3,6автомобилей в Уральских горахБензин применялся лишь для запуска двигателей в холодную погоду и для гаралсного маневрирования. Замер расхода бензина производился на протяжении 4600—4800 км пробега. Средний расход на 100 км пути по каждой группе машин был следующий: по ГАЗ-АА НАТИ Г-14 » ГАЗ-АА НАТИ Г-21 * ЗИС-21 » ЗИС-ДГ-13 . . . . 1 ЗИС-5 НАТИ Г-23 . ДИНАМИКА Понижение мощности бензинового двигателя при переводе его на работу на генераторном газе потребовало повышения передаточных чисел главной передачи. С этой целью на трех машинах ГАЗ-АА НАТИ Г-14 и на одной машине ГАЗ-АА НАТИ Г-21 была поставлена главная передача с передаточным отношением 7,5 :1,0 против нормального 6,6: 1,0. Для сравнительной оценки одна машина ГАЗ-АА НАТИ Г-14 шла со стандартной главной передачей. Машины ЗИС-21 и ЗИС-5 НАТИ Г-23 имели передаточное отношение 7,66 :1,0 против стандартного 6,41 :1,0. Степень сжатия в двигателях была таклсе повышена: на автомобилях ГАЗ-АА НАТИ Г-14 и Г-21 двигатель М-1 имел степень сжатия 6,4 против нормальной 4,6; на автомобилях ЗИС-21, ЗИС-5 НАТИ Г-23 и ЗИС-5 ДГ-13 двигатель ЗИС-5 имел степень сясатия 7,0 против нормальной 4,6. В обоих случаях повышение степени сясатия достигалось путем постановки новой головки блока с измененной камерой сгорания. Для оценки тяговых качеств рассмотрим технические скорости на последних этапах пробега: Петропавловск — Омск — Ленинград и Ленинград — Минск — Киев — Москва. Первые. четыре этапа с этой точки не характерны, так как здесь технические скорости лимитирова0,220 0,109 0.309 1,610 0,113 л » » » »лись не тяговыми качествами машин, а условиями движения в колонне. Средние технические скорости на этапе Петропавловск — Омск — Ленинград составляли для машин ГАЗ 27,7 км/час, а для ЗИС 24,5 км/час. На последнем этапе. Ленинград — Минск — Киев — Москва с хорошими шоссейными дорогами средняя техническая скорость значительно повысилась и составляла для машин . ГАЗ 32,4 км/час и для машин ЗИС —31,6 км/час. Все машины ГАЗ-АА с древесными и угольными установками, судя по техническим скоростям, следует считать вполне удовлетворительными. Целесообразность применения для газогенераторных автомобилей ГАЗАА повышенного передаточного числа главной передачи требует специальной проверки, так как в условиях пробега этого выявить не удалось. Машины ЗИС таклсе хорошо зарекомендовали себя в разнообразных условиях пробега, однако они нуждаются в установке двигателя большей мощности. Произведенное уве-Из приведенных данных видно, что время запуска автомобилей ГАЗ-АА НАТИ Г-14 и ЗИС-5 ДГ-13 оказалось повышенное. Это объясняется тем, что на этих машинах были установлены 12-вольтовые электровентиляторы розжига генератора при 6-вольтовом электрооборудовании, что не обеспечивало работу вентилятора на полной мощности. НАДЕЖНОСТЬ РАБОТЫ Вопросы прочности, наделености и долговечности работы газогенераторных установок в пробеге не могли быть решены полностью, так как по времени пробег был непродолжительным, а по протяженности недостаточным для сколько-нибудь значительного износа основных деталей установок. Помимо этого автомобили не имели длительных стоянок, большую часть времени находились в движении, что, естественно, уменьшило действие коррозии на отдельные элементы установок, сильно влияющей на их долговечность. Надежность и долговечность установок оценивалась технической комиссией путем сопоставления одной конструкции с другой за все время работы их в пробеге.Регулярноосматриваямашины в пути, водителисвелидоминимумапростоимашин16