11
12
ВЗЯТЬ ОТ СОВЕТСКОГО АВТОМОБИЛЯМАКСИМУМ ТОГО, ЧТО ОН МОЖЕТ ДАТЬИ. МАЛЬЦЕВ—водитель-стахановецЯ работаю на автотранспорте восемь лет. В 1930 году получил права водителя третьего класса, через два года перешел во второй, а еще через три года — в первый. Свою работу за рулем советского автомобиля я решил начать не в Ростове на Дону, где получил первоначальное автомобильное образование, не в крупном хорошо организованном хозяйстве, а в маленьком,вдали от городского центра, чтобы быть предоставленным самому себе, чтобы не рассчитывать на скорую техническую помощь в пути, а полагаться только на свое знание машины. Двухлетний стаж работы в Обливском зерносовхозе мне многое дал. Здесь я закрепил свои теоретические знания практикой, здесь я подготовился к экзамену на водителя второго класса и после этого, почувствовав себя достаточно сильным, решил начать работать в городских условиях. Работать так, чтобы постоянно повышать свою квалификацию, чтобы взять от советского автомобиля максимум того, что он может дать — вот задача, которую » я поставил перед собой, сев за руль автобуса в Ростове на Дону. Коллектив водителей нашего автобусного. парка состоял в большинстве из «стариков» с 15—20-летним стажем. Среди них я был самым молодым. Стахановцев в ту пору еще не было, но были ударники, и я решил работать по-ударному. Руководители парка обратили на меня внимание и пересадили на лучшую машину. При двух или трехсменной работе автомобиля один, как говорят, в поле не воин. Даясе самый отличный водитель не добьется сколько-нибудь значительного успеха, если плохо подобрана бригада, если напарник неграмотный и ненадежный шофер. Поэтому я решил подобрать такую бригаду, которая была бы, как один человек, где каждый отвечал бы друг за друга, доверял друг ДРУгу. В моей бригаде были тт. Сейфулин и Озеров. Сначала мы работали на автобусе № 4 и друяшыми усилиями добились того, что машина сделала без капитального ремонта пробег в 60 тыс. километров. Получив автобус из капитального ремонта, мы решили улучшить эти показатели. Надо сказать, что делали мы это не без труда, не без борьбы. Не раз нам пиОбсуждая речь любимого вождя товарища Сталина на первом всесоюзном совещании стахановцев, мы взяли на себя обязательство перед коллективом парка пройти на автобусе 85 тыс. км без ремонтов № 2 и № 3. Некоторые водители отнеслись к нашему обязательству с недоверием. Нам говорили: «Не зарвались ли, ребята? Не много ли па себя берете? Слыханное ли дело — 85 тысяч километров». Но нас это не смущало. Мы опирались на собственный опыт, на высокое качество советской машины и были твердо уверены, что слово свое не нарушим. Наш вызов подхватили другие бригады. В соревнование включились водители автобусов № 10, 18, 20. Администрация заключила ряд хозрасчетных договоров, по которым, в зависимости от обязательств, при пробеге машины от 60 до 85 тыс. километров бригада получала 4000 рублей. Этот договор нами был выполнен. Внутригаражная техническая комиссия дала заключение, что автобус № 19 находится в хорошем техническом состоянии и годен к дальнейшей эксплоатации. Всем известно, что полный амортизационный срок службы машины — 160 тыс. километров. Верно ли это? Нет. Эта цифра — плод неверия в качество работы замечательного коллектива автозавода-гиганта, носящего имя Сталина. Мы решили доказать это на деле и заключили новый договор — пройти 160 тыс. километров, т. е. перекрыть полный амортизационный срок машины без ремонтов № 2 и № 3. Наш «ЗИС» работал надежно, безотказно, проходя все новые и новые тысячи километров без постановки на ремонт. Так мы выполнили и второе и новое третье обязательство — пройти 240 тыс. километров. Созданная по нашему настоянию авторитетная техническая комиссия спросила нас: «Что думаете делать дальше?» Мы ответили: работать как прежде, продолжать эксплоатацию машины с тем, чтобы доказать, что и 240 тысяч километров — не предел. Инженеры из технической комиссии не одобряли нашей напористости. Они считали, что машина рассыплется на третий день. Но вышло по-нашему Мы прошли еще больше 60 тысяч километров, добившись действительно рекордного пробега — 302 тыс. километров.иНяШЯIИ. И. Мальцевсали в паспорте: «Поставить машину на ремонт». Но в результате нашей настойчивости, еще более бережного и заботливого ухода за своим «ЗИС» мы прошли 96 тыс. километров. До стахановского движения везде и всюду существовали «технически обоснованные» нормы, которые, как проволочное заграждение, нельзя было перешагнуть. Каждому водителю автобуса надо было знать, как дважды два — четыре, что после пробега в 13 тыс. километров «ЗИС» должен стать на ремонт № 2, апоале пробега в 39 тыс. километров — на ремонт № 3. Три с лишним года назад рабочий забойщик Стаханов — пионер великого движения всколыхнул своим рекордом всю страну. Стахановское движение развязало руки работникам всех профессий. Не стало старых «технически обоснованных» норм, они были сломаны и выброшены на свалку. Пределы использования нашей советской техники в руках людей, овладевших техникой, намного возросли. На призыв Стаханова мы вместе с десятками тысяч трудящихся нашей счастливой родины ответили делом. 1 i ;I11 Такой пробег был сделан почти за три года — с 12 октября 1935 г. до 2S августа 1938 г. по дорогам, 86% которых имели асфальтовое покрытие, а 14% составляли дороги грунтовые, выбитые, со значительными подъемами. Помогали ли нам руководители парка, партийная и профессиональная организации? Установлению нашего рекорда во многом содействовал технорук т. Машошин, без помощи которого мы были бы выну лсд ены поставить машину в ремонт значительно раньше. Что же касается общественных организаций, то к стыду их надо сказать, что они не проявили тревоги за это дело и ограничились разговорами Это относится в частности iк местной профорганизации ик обкому союза. Акты технической комиссии, проверившей нашу работу и состояние машины, лежали под сукном. Обмен стахановским опытом в парке организован не был. И только группа людей — энтузиастов своего дела делилась между собой опытом стахановской работы, — это бригады автобусов № 18, 19, 20. Весьма показательно, что автобус № 18 прошел 270 тыс. километров, а автобус № 20—250 тысяч.торое недавно владело героическими советскими бойцами, сраисавшимися у озера Хасан: любовь к родине, любовь к партии большевиков, к товарищу Сталину». Эти слова, сказанные товарищем Стахановым, выражают наши мысли и чувства, выраясают настроение всего советского народа.Многих водителей и автоработниЕОВ интересует как мы добились такого большого пробега машины. Очень просто. Мы твердо усвоили те знания, которые дала нам школа, и правильно применяли их на практике; мы по-хозяйски берегли и охраняли доверенную нам> социалистическую собственность, как рабочий-стахановец бережет свой станок, как боец — свою винтовку; мы четко выполняли все правила эксплоатации машин. «Нами двигало то ясе чувство, коАвтобус № 19 работал на линии 16 часов в сутки, после чего возвращался на отдых в гаралс, где проходил мойку и нулевой ремонт. Ремонт № 1 производился строго по графику — девять дней машина в работе, на десятый в профилактике. Меясду водителями нашей бригады была твердая договоренность — после работы оставлять сменщику записку о том, как вела себя машина на линии, какие выявлены недостатки, на что нуясно обратить внимание. Такая согласованность в работе помогала во-время устранять неполадки и не допускать простои в пути. Перед выездом на линию мы проверяли выполнение наших заявок на крепежный ремонт ив случае каких-либо недоразумений устраняли их на месте. Путевой лист брали только тогда, когда были твердо убеждены, что машина в полной технической исправности. Формально водитель не обязан участвовать в профилактике машины, но при существующей недостаточно четкой организации работы автохозяйств это необходимо, если хочешь добиться высоких результатов. В специальной тетради — дневнике мы записывали всевозмолсные мелкие неисправности. При постановке машины в профилактику всегда знали, какие дефекты нужно устранить при крепежном ремонте, и распределялиЛучшие ученики школы инструкторов практической езды при Центральном авто-мотоклубе изучают систему электрооборудования автомобиля ЗИС-101. Слева направо: преподаватель Н. Крылов, учащиеся Н. Веселой, В. Знпин, M. Зубач i Фото В. Тюккеляработу по плану, чтобы не перегрузить ремонтную бригаду. Калсдый из _ нас водителей отвечал за какой-либо агрегат, и такое распределение обязанностей также давало возможность лучше следить за машиной. В целях экономии-, горючего мы заменили карбюратор «МААЗ-5» карбюратором «Зенит» и подобрали необходимый комплект ясиклеров, меняя их иногда два-три раза в день соответственно погоде и качеству дорог. В дождливую погоду ставили ясиклеры большого сечения, в ясную сухую погоду меньшего сечения. Это дало хорошие результаты. Благодаря тщательному уходу за резиной, правильной эксплоатации ее на линии мы добились того, что отдельные покрышки на нашей машине прошли от 105 до 160 тыс. километров при норме в 40 тысяч. На машине мы применили ряд усовершенствований: устроили добавочную вентиляцию для охлаждения масла в картере двигателя, что дало лучшую неразжиясенную смазку и уменьшило расход масла; нагар на поверхностях камер сжатия и поршнях мы удаляли без снятия головок при помощи заливки смеси денатурированного спирта с керосином. Нагар растворялся спиртом, а затем при заводке двигателя сгорал вместе со смесью бензиновых паров. Огромное значение в работе водителя имеет знание маршрута. Мы так изучили профиль пути, что знали каждый ухаб, каждую рытвину. Машину трогали с места плавно и только после того, как прогреем двигатель на малых оборотах. Где возможно, мы использовали, инерцию, экономили буквально каждый оборот двигателя. Всем водителям известно, что нуясно всячески избегать резкого торможения, но у многих нехватает терпения подъехать к стоянке на тихом ходу, использовать инерцию машины, чтобы зря не тормозить. А это нередко слуясит причиной аварий, еще далеко не изжитых на автотранспорте. " Я лично в течение всего времени > работы за рулем автомобиля не имел ни одной аварии, ни одного наезда на пешеходов. Это объясняется тем, что у меня, как иу многих водителей автобусов, выработалось своего рода чувство предвидения. . Мы заранее рассчитываем как будет вести себя пешеход на улице, и это помогает нам избегать наездов на людей. На обочине дороги стоит группа детей. Значит, надо быть остороясным, бдительным, так как ребята в любой момент могут разлететься по сторонам, как воробьи. На тротуаре у трамвайной остановки встретились два друга, оживленно беседуют. Но вот один другому жмет руку. Водитель предвидит, что он моясет броситься на мостовую, не глядя по сторонам. Внимательность, остороясность, спокойствие, точное соблюдение правил уличного двилсения — вот что гарантирует водителя от аварий и столкновений. Газета «Правда» в передовой статье от 2 ноября правильно указывала на целый ряд существенных12