в которой вскользь упоминается о необходимости классифицировать автомобили по типу двигателя внутреннего сгорания. В программе курса «Эксплоатация автомобилей и технический уход за ними» на раздел «Хранение автомобилей» предусмотрен 1 час, что безусловно недостаточно. В теоретической части курса «Правила движения и управления автомобилем» упущены такие важные вопросы, как правила буксировки неисправного автомобиля, правила проезда и поворотов на нерегулируемом перекрестке и пр. Материальное обеспечение школ шоферов Наркомзема неудовлетворительное. На обучение курсанта по 1000-часовой программе ассигновано 420 руб., в то время как в школах «Трансэнергокадры» стоимость. обучения курсанта по 600-часовой программе составляет свыше 700 руб. Большинство школ из-за отсутствия средств лишено возможности пополнять оборудование. Так, по смете на 1938 г. Змиевская школа шоферов не получила ни копейки на приобретение книг, оборудовапривлечь преподавателей ния и на капитальные вложения. " работе Из-за отсутствия средств школа не школ. имеет возможности построить гараж, «Помощь» школам со стороны и машины хранятся под открытым Наркомзема часто принимает анекдонебом. «Учебный корпус» школы сотические формы. В конце декабря стоит из 4 комнат, именуемых 1938 г. по распоряжению Наркомклассами, и даже нет перспектив зема СССР Московский институт усона получение средств для достройки вершенствования педагогов и рукоучебных помещений. водящих работников высших комПарк автомобилей школ шоферов мунистических с.-х. школ разослал Наркомзема по Харьковской области всем школам шоферов (за их счет) состоит из старых машин ГАЗ-АА плакаты. Получила их и Змиевская и ЗИС-5, полученных из различных • школа шоферов. Вместо ожидаемых ЖС . Ни одна школа в Харьковской ' плакатов по автоделу в посылке области не имеет для ознакомления оказалось 39 плакатов по агрономии, учащихся машин М-1, ЯГ-4, не го8 по животноводству и пр. воря уже о ЗИС-6 и ЗИС-101. Опыт Наркомзема лишний раз Совершенно отсутствует литераподчеркивает крайнюю необходимость тура по курсу «Эксплоатация автомобилей и технический уход за нисоздания единого учебника, плана и ми», «Правила движения и управпрограммы по подготовке шоферов ления автомобилем» и по военно- Ш класса, учитывая специфические транспортному делу. На 200 учаособенности различных отраслей хощихся Змиевская школа имеет всезяйства. Вопрос о создании учебников по го 73 экземпляра книги «Автомобиль» — А. Карягина и Соловьева. автоделу лучше всего разрешить Наркомзем не сделал, никаких попыпутем объявления открытого конток создать учебники, соответству- курса на составление учебников по тощие программам, хотя это не так дисциплинам, входящим в учебный трудно осуществить, если к этой план.ХРАНЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ ВНЕ УТЕПЛЕННЫХ ГАРАЖЕЙИнж.-механик В. РУССИЯНприменения. Основной тормоз в развитии этого наиболее культурного способа подогрева — недостаток необходимого количества электроэнергии и дефицитность установочных материалов (провод, специальная герметическая арматура и пр.). Помимо этих трех основных способов подогрева на ряде предприятий о большим или меньшим успехом практиковались смешанные способы подготовки двигателей: заправка горячей водой с последующим электроподогревом для временного поддержания работоспособности двигателя до выхода, машины на линию (автобаза Академии наук СССР), прогрев двигателей путем продувки паром опорожненной системы охлаждения с последующей заливкой двигателей холодной водой при непрерывной продувке паром (2-й парк треста Мосавтогруз) а др. Мягкая зима прошлого года не дала возможности осуществить на практике ряд теоретических предположений по подогреву масла в картере двигателя, сохранению окраски кузова, застыванию смазки в короб-В декабре 1937 года была сдана в экеплоатацию первая площадка для хранения автомобилей в селе Вязовка под Москвой, а к конпу той же зимы на площадках с искусственным подогревом хранилось до 2 тысяч машин автохозяйств столицы. Для большинства установок по подогреву двигателей используется пар от специальных и собственных котельных (производственных и отопительных), что объясняется легкостью монтажа системы пароподогрева, несложным оборудованием автомашин, а также высокой тепловой эффективностью этого способа, Меньшее количество установок для подогрева двигателей работает на горячей воде, несмотря на ряд экономических преимуществ по сравнению с пароподогревом (меньшая стоимость машнночаса хранения, снижение требований к котлам и т. п.). Это вызывалось некоторой сложностью монтажа сети и переоборудования двигателей для целей подогрева. Эмектроподогрев двигателей также не нашел сколько-нибудь широкогоСтоянка для влектроподогрева автоматапы Ml . По стене проложена проводка для подогрева двигателя а сигнализации7 Приемный пульт термоэлектрической свгпальпой установки|В таком состоянии сильные декабрьские морозы застали строительство площадки по пароподогреву двигателей в 3-м автобусном паркеко передач и диференциале. Но тем не менее за период декабрь —март 1938 года Московский институт городского транспорта поставил ряд экспериментов и организовал наблюдение за работой безгаралшых установок, позволивших разрешить ряд важных вопросов. В результате научно-исследовательской работы и обобщения опыта эксплоатации подогревных площадок установлена возможность парэподогрева с давлением в сети до 0,3 атм. (избыточных), что решило вопрос о строительстве котельных с давлением на котлах до 0,7 атм. (избыточных) и дало возможность применять пароподогрев в любом автохозяйстве, имеющим котлы, пригодные для эксплоатации на низком давлении. Также определены способы прокладки разводящих сетей (временных и капитальных), прокорректированы нормы расхода тепла на различные марки машин и, наконец, на основании полученного опыта сконструирована унифицированная арматура для подогрева двигателей, которая выпускается ныне в массовом порядке для автохозяйств Московского Совета одним из авторемонтных заводов. Широкое строительство базгаражных площадок к зиме 1938—1939 го, да свидетельствует о том, что автомобильная общественность дала положительную оценку новому способу хранения автомобилей вне гаражей. По далеко неполным сведениям в Москве на безгараленее хранение переведено дополнительно свыше 4 ты-. сяч автомашин. Намечается стремление к строительству круппых площадок на 200 и более машино-мест, уделяется должное внимание экономически выгодному водоподогреву двигателей, подготавливаются специальные кадры рабочих для обслуживания площадок. Но одновременно с этим нельзя не отметить имевшего место недопустимого промедления с развертыванием строительных работ в целом ряде московских автохозяйств. К строительству большинства площадок было приступлено только в октябре 19В8 года. Многие автохозяйства упустили летнее время, наиболее благоприятное для дешевого и быстрого строительства площадок, что несомненно повлияло и на качество работ, и на их стоимость. Эта беспечность особенно спльно сказалась при резком похолодании 15 декабря прошлого года, когда в течение 12 часов температура воздуха упала с минус 1° до минус 25° Ц. Автобазы и парки, подготовившие к зиме свои площадки, включили их в работу в течение суток и несмотря на устойчивые морозы выпускали машины на линию бесперебойно. Так было в 12 таксомоторном парке, в автобазе Управления милиции г. Москвы и др. Большинство нее парков поплатилось за свою неподготовленность к зиме резким сокращением выпуска машин на линию (1-я база треста Маеавто-- груз), свертыванием работ по строительству площадок (3-я база треста Мосавтогруз). Уроки недопустимого промедления с проектированием и строительством безгараленых площадок должны быть учтены хозяйственниками и использованы для форсирования строительства площадок в 1939 г. с первого же дня строительного сезона. Текущей зимой доллена быть проведена научно-исследовательская работа по определению всех преимуществ мало изученного способа подогрева машин только перед выпуском их на линию путем применения приборов для подогрева масла. При пололштельном разрешении это„го вопроса непрерывный подогрев автомашин будет в подавляющем большинстве заменен быстрым и надежным разогревом двигателей (а таклее заключенного в них запаса масла) непосредственно перед выпуском машин на линию. Это позволит сэкономить до 850/о топлива. В отношении электроподогрева двигателей в настоящее время '. уже молено утверждать, что ппи нарулсной температуре минус 25^n и длительной стоянке машины, данный способ вполне гарантирует нормальный запуск автомобилей ГЛЗ-АА и М-1, обеспечивая устойчивую температуру воды в системе охлаждения не нияее + 25°Ц. Но это возможно при условии применения электрогрелки мощпостыо 750 ватт и тщательного укрытия капота и радиатора толстым утеплительным чехлом. »Большую помощь в эксплоатации безгаражных площадок может и доллена оказать впервые сконструированная и испытываемая ныне термоэлектрическая сигнальная установка. Оборудование автомашин подобной сигнализацией позволит при любом виде подогрева получить световой и звуковой сигнал об охлаждении воды в рубашках и радиаторе двигателя. Такая установка, работая от цепи автомобильного аккумулятора, с ничтожным расходом электроэнергии (только в момент подачи сигналов) является автономной и может действовать где угодно, так как смонтирована на самом автомобиле. При небольшом изменении схемы электрооборудования сигнал от машины может быть передан на удаленный пункт по двухпроводной линии. Широкое развитие безгаражного хранения автомобилей как в Москве, так ив других городах Союза, поможет в этом году разрешить не один новый эксплоатапиоиный и технический вопрос, связанный с подогревом лвигателей на открытых стоянках. Необходимо толькэ пожелать, чтобы опыт отдельных автохозяйств, экономические показатели, рационализаторские мероприятия а таклее всякое смелое техническое новшество в деле хранения автомобилей на безгаражных площадках как можно быстрее становились достоянием всех автохозяйств.8