Рекордсмен СССР Е. ГРИНГДУТВоспитание мотоциклистов, уверенно владеющих машиной в любое время года, является необходимым делом для обороны нашей родины. Мотоспорт не должен носить сезонного характера: развиваться летом и замирать зимой. Зимняя тренировка мотоциклистов очень важна, а кроссы наиболее точно копируют трудности военных условий. Опыт последних кроссов показывает, как велико значение выбора трассы. Ошибки, допущенные в кроссе, проведенном 6-го декабря прошлого года близ станции Планерной (Москва), являются наиболее типичными. Здесь погоня за трудностью трассы вылилась в своеобразную «бродоманию». Через пару сот метров на пути от старта участников ждал глубокий брод. Вода покрывала цинлиндры. Иногда из бродов высовывались только монетки и макушки шлемов гонщиков. В обледенелом обмундировании гонщикам предстояло проехать пятьдесят километров и искупаться еще в одном глубоком броде. Конечно, форсировка брода — обязательный элемент кросса. Но уровень воды не должен превышать высоты осей колес. При этом условии опытные кроссмены получат шансы выйти «сухими из воды» и купанье будет уделом только новичков. Трасса кросса должна состоять из участков хорошей накатанной снежной дороги, из обледенелого пути, из обычного зимнего проселка, из участков целины. Последние выбираются с тем расчетом, чтобы их можпо было преодолеть хотя бы при •памощи боковых лыяс и мускульной силы спортсмена. Брод надо выбирать с широким фронтом подъезда и крепким дном. Иначе при значительном числе учаЗа 3 часа до состязания два — три члена судейской коллегии долж-" ны проехать на мотоциклах один круг трассы, чтобы проверить ее готовность к приему гонщиков. С 1937 года мотоциклы с колясками не участвуют в кроссах. Мастерство вождения этих машин начинает вырояедаться. Учитывая оборонное значение мотоциклов с колясками, следует в текущем сезоне наверстать это упущение. Удачное проведение кросса целиком зависит от четко работающего судейского аппарата. Документация контрольных пунктов требует точности и опрятности. Вслед за последним взявшим старт гонщиком на трассу должны выехать автомобили неотложной медицинской и технической помощи. В случае непроходимости трассы для обычного автомобиля на старте должен дежурить вездеход или санитарный мотоцикл с коляской. Иначе спортсмен, потерпевший аварию на дистанции, лишится своевременной помощи. В пути гонщик несет тяяселую физическую нагрузку. Поэтому обмундирование его должно быть теплым, легким, не стесняющим свободы движений. Для защиты глаз рекомендуются целлулоидовые козырьки. Они просто устроены п могут быть изготовлены калсдым мотоциклистом. От различных видов очков следует отказаться. Они быстро запотевают, покрываются грязью и суясивагот поле зрения. При аварии осколки стекол могут попасть в глаз. В пылу спортивного азарта спортсмен может не заметить обмораживания лица. Поэтому при низких температурах рекомендуется пользоваться защитными масками, а также покрывать лицо слоем гусиного сала.Мотоцикл с лыжами Фото M. П рехнерастников к приходу больших номеров глубина брода увеличится. Желательно, чтобы брод был в конце дистанции. Это не снизит его тренировочной ценности, но зато, благодаря близости сушилок уменьшит опасность заболевания спортсменов. Общая длина дистанции не должна превышать 100 км, а для новичков и женщин 50 км. Трасса для женщин долясна быть облегченной. По организационным соображениям кросс легче проводить в два круга — по укороченной трассе. Тогда вдвое уменьшится число контрольных пунктов, направляющих знаков, упростится связь и обслуживание. Трассу необходимо оборудовать хорошо видимыми, надежно закреплеными дорожными знаками, строго соответствующими заданному направлению. Они расставляются в последнюю ночь перед стартом.„11а лыжах ва мотоциклом- — увдекахельный вод звмаего «порти Гни. Е. С ытная14