НАРКОМЗЕМ ПЛОХО ГОТОВИТ ШОФЕРОВИнж. К. ЧЕРНОВОЛОТНаркомзем СССР готовит немало шоферов для социалистического сельского хозяйства. Это обязывает его наладить учебную работу шак, чтобы выпускать полноценных водителей, чтобы отсев учащихся был минимальным, чтобы каждый час учебы был использован с наибольшим эффектом. На примере одной из школ Наркомзема СССР в г. Змиеве Харьковской области, которая, надо полагать, ничем не отличается от десятков других школ по подготовке водителей, мы видим, что Наркомзем не уделяет должного внимания этому важнейшему вопросу. Школы шоферов комплектуются из лиц, имеющих образование за 4—5 классов, по командировкам МТС, автоколонн «Сельхозтранса» и колхозов. Как правило, руководители МТС, автоколонн и колхозов не торопятся направлять людей в школы, и комплектование растягивается, что очень отрицательно сказывается на качестве обучения. Змиевская школа шоферов производила последний набор в течение 67 дней, едва выполнив план на 64%. • Местные организации игнорируют указание о присылке в школы не менее 30°/о женщин. Из 442 чел., окончивших Змпевекуто школу в 1938 г.. женщин было всего 26 или 5,8%. Подготовка шоферов Ш класса в риферии. Например, Змиевская шкосистеме Наркомзема производится ла шоферов готовит водителей для на пятимесячных курсах с 1000-чаколхозов пригородного Харьковского совым учебным планом. Этот план района, но они ежедневно ездят непомерно раздут н рассчитан на. по гор. Харькову наравне с воспи8-часовой учебный день с отрывом танниками Харьковской школы от производства. Перегруженность «Трансэнергокадры». Опыт показырабочего щ.я и неподготовленность вает, что 20-ти часов индивидуальной курсантов к таким занятиям привопрактической езды недостаточно для дят к снижению усвояемости учаприобретения твердых и правильных щимися материала в последние навыков -по управлению автомобичасы. лем. Учебный план школ шоферов НарПрограмма пятимесячных курсов комзема должен быть пересмотрен. шоферов Наркомзема также страдает Число часов обучения может быть целым рядом недостатков. Курс «Авсокращено без всякого ущерба для томобиль, его устройство и устракачества обучения, до 750, при сонение неисправностей» рассчитан хранении пятимесячного срока обучена 400 часов (200 часов теории и ние и 6-часовом рабочем дне. Шко200 часов практических занятий по лы треста «Трансэнергокадры», имея демонтажу и монтажу автомобиля). аналогичный состав учащихся по обРаспределение часов по разделам разовательной подготовке, обучают программы нельзя признать удачшоферов III класса по 600-часовоным. На изучение главной передачи му учебному плану, с отнюдь не и диференциала программа отводит худшими результатами, чем школы 24 часа, а на изучение устройства, Наркомзема. регулировки и неисправностей сцепИндивидуальная практическая езления всего 8 часов (включая встуда в школах шоферов Наркомзема пительную лекцию по общей харакпредусмотрена в количестве 20 чатеристике трансмиссий). На изучесов, а в школах треста «Трансэнерние ходовой части автомобиля отвегокадры» в количестве 30 часов. дено 32 часа, а на батарейное заi Такая разница ничем не оправдана. жигание 28 часов. Выпускники школ шоферов всех сиДля ознакомления учащихся с стем получают единый документ на газогенераторными и дизельными право управления автомобилем без автомобилями в программе имеется указания - где они должны работать: только двухчасовая вступительная только в городе или только па петема «Основные типы автомобилей»,Шlillti ММт^JM'ЩЯмШШШкъ^Школа инструкторов практической езды в Москве Классные занятия ведет преподаватель Н. Крылов (справа). Слева слушатель А. Сурин — рабочий завода «Красный пролетарий» ...---..; • • фото В. Т юккеля6\