ЭКОНОМИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕМЖнж.D опросам экономичности автомоЬ-'биля в последнее время вполне заслуженно уделяют большое внимание. На расход бензина и его экономию влияют многочисленные причины: обтекаемость кузова, конструкция карбюратора, динамика автомобиля, тарировка лсиклеров, работа системы зажигания и др. Но борясь за экономию бензина, нельзя упускать из виду основной, решающий фактор — шофера. От человека, сидящего за рулем, во многом зависит экономичность автомобиля. ото доказали десятки и сотни шоферов-стахановцев, которые на стандартных советских автомобилях без каких-либо особых конструктивных изменений систематически экономят тысячи литров бензина. На каком автомобиле можно экономить бензин? На любом, признанном технической комиссией годным к эксплоатации. Это особенно валено усвоить шоферу, так как без твердой уверенности в своем автомобиле, без полного освоения его особенностей и возможностей далее самый хороший шофер не сможет добиться экономии в расходе бензина. Основные условия, обеспечивающие или облегчающие экономичное управление автомобилем, можно разбить на три группы. Первая группа — дорожные уело вия. К ним относятся профиль и покрытие дороги, метеорологические условия (время года, погода, температура, ветры и т. д.), интенсивность движения на данной дороге. Все это сказывается на экономичной работе автомобиля косвенно, в зависимости от умения шофера приспособиться к ним и правильно их использовать. Вторая группа — технические условия. Они заключаются в том, что материальная часть автомобиля должна быть вполне исправной и годной к эксплоатации. При этом особое внимание следует обращать на карбюрацию, зажигание, тормоза, силовую передачу и ходовую часть. Карбюратор должен иметь наиболее экономичную регулировку жиклеров, устойчиво работать при самых малых оборотах коленчатого вала двигателя, не иметь течи. Сетку воздухоочистителя необходимо содержать в чистоте. Работа зажигания должна обеспечивать возможность опереженпя вспышек на ходу автомобиля. Тормоза необходимо отрегулировать так, чтобы они действовали безотказно и наделено на рабочих скоростях движения, не нагревались, т. е. не ограничивали шофера в использовании запаса живой силы (наката) автомобиля. В силовойпередачеи ход овойчасти важно отсутствие каких-либо заеданий п излишне затянутых соединений, например в подшипниках передних колес, такИ.ВРУЗЕкак это затрудняет движение автоэтому разберем особенности экономобиля по инерции. Для примера мичного управления автомобилем по укажем, что при скорости 30 км/час элементам. на ровной асфальтированной дороге Стиль езды. У всякого мастера, автомобиль с разъединенной трансбудь то архитектор или художник, миссией должен пройти не менее артист или шофер, есть свой стиль 100 м. работы. По этому стилю опытный наблюдатель сразу видит, с кем он В числе условий, особо влияющих имеет дело — с настоящим специана экономичность автомобиля, мы листом или любителем дешевого эфне упомянули так называемый естефекта. ственный износ двигателя. Это не случайно. .Последними испытаниями, Водитель автобуса — стахановец широко проверенными и подтвержт. Пасхин говорил: «Достаточно поденными практикой, неоспоримо до- ' смотреть, как шофер закрывает казано, что полная приработка детадверку кабины, садясь в автомолей двигателя наступает не через биль, чтобы сказать, что он за води500—1000 км, как считали раньше, а тель». Ну, а если посмотреть, как намного позднее и что она в знашофер трогается с места и берет чительной степени компенсирует разгон, то это уже окончательно поестественный износ деталей. Кроме кажет, умеет ли он экономично уптого, установлено, что естественная равлять автомобилем. выработка цилиндра и поршневой К сожалению, часто можно наблю группы, сопровождающаяся даже недать, что шоферы сначала «газуют» которым прорывом газов в картер на месте, затем включают передачу двигателя, еще совершенно не госцепление и дают полный газ. Резворит о невозможности экономичной кое возрастание ускорения прижиработы двигателя. Данные по мномает вас к спинке сидения. То же гим двигателям показывают, что, происходит и на последующих пенесмотря на пробег в 40—50 тыс. редачах. Такой шофер, забывая, что км без 2-го и 3-го ремонтов, они даего автомобиль не скоростной истреют систематическую экономию гобитель, старается на минимальном рючего. расстоянии обязательно развить ^Итак перейдем к основнойтретьей группе условий, обеспечивающих экономичную работу автомобиля — качеству управления. Многие шоферы не знают, как конкретно добиваться экономии бензина, сидя за рулевым колесом. ПоНачало тотожения1'пс. 1 Правильный выбор скорости дЕшжоиия обоспочнвает нл.шпость хода п экономию бензинаполную скорость, не считаясь ни с целесообразностью, ни с экономичностью. Вырвавшись вперед, он опять жмет на акселератор, стремясь довести скорость до предельно разрешенной, а часто и выше, пока не увидит несущийся навстречу красный сигнал светофора. Приходится резко нажимать на тормо-7 В нейтральное положениеРис. 2. Как надо подъезжать к перекресткуках пути целиком зависит от шофера. Некоторые водители понимают это как выбор скорости по желанию своей правой ноги в буквальном за, чтобы погасить ставшую ненужсмысле слова. ной повышенную скорость. На рисунке 1 изображены два авПодобный стиль имеет многих томобиля, которые одновременно поклонников, его называют «езда с тронулись от перекрестка. Водитель ветерком». Этот «ветерок» нередка правой автомашины сразу вырвался вызывает аварии и всегда ведет к вперед и опередил левую машину. перерасходу бензина. Такой способ На это ушло значительно большее управления технически безграмотен, количество бензина, но зато он выот него надо отвыкать всем шофеиграл в скорости. Но вот красный рам независимо от стажа и квалифисигнал светофора. Водителю правокации. Надо уметь управлять автого автомобиля приходится . резко мобилем не только «вообще» хорошо, тормозить, непроизводительно теряя но и экономично. ! набранную скорость. Через несколько секунд его догоняет второй воРазгон. При трогании с места дитель. Он не форсировал разгон и следует помнить, что продолжительность и интенсивность разгона всене проиграл во времени, он правильно выбрал скорость движения соотцело зависят от профиля и состояветственно окружающей обстановке ния дороги, а также от нагрузки автомобиля. Поэтому готового реи по сравнению с первым водителем уже сэкономил несколько децепта здесь рекомендовать нельзя. сятков грамм бензина. Разгон необходимо вести на минимально возможных оборотах, стреВыбор наиболее экономически выгодной скорости движения для кажмясь быстрее/ перейти на прямую дого маршрута — одно из важнейпередачу. Первую передачу надо ших условий экономичного управиспользовать лишь для сообщения ления автомобилем. Надо хорошо ускорения вращающимся частям изучить маршрут и его особенности: автомобиля при трогании с места. повороты, подъемы, спуски, состояПрогазовка перед троганием с места также не должна допускаться, ние мостовой, светофоры, городское и загородное движение. При учете так как передаточные числа шестевсех этих данных необходимо стререн в коробке передач (первая пемиться, чтобы автомобиль шел ровредача) и в заднем мосту (главная но, без колебаний в скорости, без передача) вполне обеспечивают пререзких разгонов и торможений. Наиодоление состояния покоя автомобиболее экономичная скорость движеля на средних оборотах коленчатония грузовых автомобилей в средго вала двигателя. нем 25—30 км в час, легковых 35Известно, что один-два человека 40 км в час. легко могут стронуть с места автоТорможение. Частота пользования мобиль, стоящий на ровном асфальтормозами — основной показатель те, так тем более это может сделать двигатель мощностью в 40—60 л. с. опытности шофера. Хорошие водители, экономично управляющие авОсновной разгон легкового автомотомобилем, редко прибегают к торбиля необходимо проводить на втомозам и то лишь для окончательнорой, а грузового на третьей передаго затормаживания перед остановче, причем момент перехода на прякой. мую передачу должен быть выбран с учетом обеспечения дальнейшего На рисунке 2 изображен грузовик, возрастания или поддержания скоподъезжающий к перекрестку. Шорости на достигнутом уровне. фер еще за 100 м ставит рычаг коВыбор скорости движения. Высробки передач в нейтральное положение и снимает ногу с акселераший предел допустимой скорости тора. Пройдя по инерции 50 м, автодвижения ограничен соответствуюмобиль снияеает скорость до 20 щими постановлениями и равен, например, в Москве 50 км/час для легкм/час. Теперь шофер может выбирать: при зеленом сигнале дополковых и 35 км/час для грузовых авнительно снизить скорость до 15 томобилей. Но выбор соответствуюкм/час и проехать перекресток, при щей скорости на отдельных участ-красном сигнале, плавно притормалшвая, остановить автомобиль у стоплинии. Шофер заранее рассчитал скорость, и ему незачем резко тормозить. Резкое тормолеение допустимо лишь в экстренных случаях, когда угрожает авария или травматический случай. Надо твердо запомнить, что тормоза — это непроизводительные поглотители бензина, спасающие невнимательного, зазевавшегося шофера. Использование запаса живой силы автомобиля. Чтобы полностью использовать возможности автомобиля, избежать добавочных тормолеений и обеспечить экономичность в любых условиях эксплоатации, шофер должен самым широким образом пользоваться «накатом». Торможение двигателем путем сбрасывания- газа простительно малоопытным водителям (ученикам) и полезно лишь на скользкой дороге или при возвращении в гараяе с неисправными тормозами. Во всех прочих случаях такое тормолеение является прямым разбазариванием бензина и бесцельным увеличением износа двигателя. Попутно необходимо обратить внимание на то, что многие водители используют «накат» совершенно нетерпимым методом. Они не ставят рычаг коробки передач в нейтральное положение, а вместо этого выключают сцепление. Это технически безграмотный и вредный прием, так как он, обеспечивая использование инерции, в то лее время наносит непоправимый вред подшипникам и дискам сцепления. Механизм сцепления рассчитан лишь на кратковременную работу в выключенном состоянии при переключении пере дач и торможении. Езда с выключенным сцеплением недопустима. Как быстрее и экономичнее доехать? Такой вопрос доллеен ставить перед собой каждый хороший водитель, отправляясь в рейс. В крупных центрах из-за высокой интенсивности движения и большого числа светофоров- часто выгоднее проехать лишние 1—2 км, чем вести автомобиль кратчайшим путем, не считаясь с неизбежными заторами и остановками. В среднем в Москве приходится одна остановка на 1 км пути, причем эта цифра меняется не только от района города, но и от времени суток.. Отсюда ясно, насколько обдуманно и внимательно шофер должен выбирать путь следования к месту назначения. Подобная же картина встречается и На сельских дорогах. Шоферы, работающие на периферии, отлично знают, что, проехав несколько лишних километров по хорошей дороге, они израсходуют значительно меньше бензина, чем при более коротком маршруте, но по плохой дороге. Итак борьба за экономию горючего доллена начинаться у руля. Здесь основное звено проблемы, здесь я секрет ее разрешения. Советский шофер доллеен в совершенстве уметь экономично управлять автомобилем. Это дело его чести, его профессиональной гордости.8