13
14
АВТОМОБИЛЯИнж. С. БАННИКОВЭлектрическое оборудование автомобилей З'ИС-101 разделяется на источники электрической энергии и ее потребителей. К источникам электрической энергии относятся генератор и аккумуляторная батарея, работающие параллельно и дополняющие Друг друга, а к потребителямприборы электрического пуска автомобиля, приборы зажигания освещения, сигнализации и др. 1 ГЕНЕРАТОР И БАТАРЕЯ ное поле исчезнет, якорек оттянется вииз, и опять произойдет смыкание контактов. Это вызовет снова появление магнитного поля, притяжение якорька и т. д. В результате начнется вибрация контактов,' и при этом сила тока, которая вначале достигала 40 ампер, снизится до 20 ампер. Если водитель не услышит вибрации реле и не обнаружит повреждения, то через 10—15 минут биметаллическая пластина БМ под действием нагрева начнет коробиться, контакты ^разомкнутся на 1520 секунд, а затем вновь сомкнутся и будут продолжать вибрировать. Батарея автомобилей ЗИС-101 емкостью 126—128 ампер-часов изготовляется Подольским аккумуляторным заводом и состоит из трех элементов, помещенных в общем пластмассовом резервуаре типа моноблок. Плотность электролита в конце заряда в зимнее время должна быть равной 1,30 по удельному весу. В летнее время платность электролита можно уменьшить до 1,28. ПРИБОРЫ ПУСКАЗИС-1016 о рычагом 7, притягивается совместным действием обмоток 3и 4. Для усиления магнитного поля внутри реле помещается неподвижная железная деталь 8, через которую проходит шток, связанный с подвижным контактным диском 10. Сердечник 5, перемещаясь в сторону деталей 8, вводит шестерню 11 в зацепление с маховиком двигателя. В это же время благодаря давлению на штак 9 со стороны сердечника 5 контактный диск 10 перекроет контакты Ki и К2. Обмотка 4 замкнется накоротко, и диск 10 будет удерживаться лишь действием обмотки 3 до тех пор, пока водитель не отпустит кнопку 1. После замыкания контактов Ki и К2 произойдет запуск двигателя. Вслед за этим водитель обязан прекратить нажатие на кнопку 1. Ток в обмотке 3 исчезнет, контакты Ki и К2 под действием пружин 12 разомкнутся, а шестерня 11 при помощи рычага 7, на который действует пружина 13, выйдет из зацепления. Рычаг 7в точке 6 имеет прорезь, дающую возможность контактам Ki и К2 разомкнуться далее в том случае, если шестерня 11 по какимлибо причинам не сможет выйти из зацепления с маховиком двигателя. Шунтовая обмотка потребляет ток 15 ампер, сериесная — 35 ампер, Следовательно, через кнопку в момент нажатия проходит ток в 50 ампер. После того как сомкнутся контакты Ki и К2, ток, проходящий через кнопку, составит только 15 ампер. ТРЕБОВАНИЯ К СТАРТЕРУГенератор, выпускаемый заводом 1ТЭ под маркой ГЛ-41, является 'трехщеточным четырехполюеным и имеет мощность 150 ватт. Напряжение на зажимах генератора ограничивается аккумуляторной батареей в пределах 6—8 вольт. Для улучшения режима зарядки аккумуляторной батареи генератор сиабжается специальным реле нагрузки, установленным на корпусе генератора совместно с реле обрат->ного тока. Оба реле вместе носят название реле заряда РЗ-69. Чтобы предохранить осветительную цепь от коротких замыканий, иод щиткам приборов устанавливается максимальное реле (ограничитель) РО-33. Действие указанных реле (рис. 1) заключается в следующем. Когда число оборотов якоря генератора достигает 700 в минуту, что соответствует напряжению 7—8 вольт, происходит -смыкание контактов реле обратного тока Ki и Ка, и ток] от генератора .идет через амперметр в аккумуляторную батарею (см. пунктирную линию на рис. 1). Зарядный ток, отдаваемый генератором, зависит от числа оборотов двигателя и от того, в каком иоложении установлена третья щетка. Наибольший допускаемый ток заряда составляет 25—28 ампер. Пока не включены фары, контакты К3 и К4 разомкнуты и ток в обмотку возбуждения идет через дополнитель-^ нов сопротивление. При включении фар или других потребителей, требующих тока более 8 ампар, в обмотке реле нагрузки создается магнитное поле, и контакты Кз и К* смыкаются. Добавочное сопротивление при этом закорачивается, и ток идет, минуя его, в обмотку возбуждения, увеличивая отдачу генератора Реле-ограничитель РО-33 начинает действовать' в том случае, -если сила тока, проходящая по его обмотке, достигнет 40—45 ампер. Размыкание контактов : К5 и К6 происходит потому, что магнитное поле, созданное током в обмотке реле-ограничителя, притягивает железный якорек Як, вследствие чего медный штифт М, упираясь в пластину П,' преодолеет ее упругость. Как только контакты разомкнутся, Цепь 'окажется нарушенной, магнитК 'Приборам пуска относятся стартер . -о электромагнитным включателем и кнопка (реле стартера). Стартер устанавливается под маркой СЛ-23 с электромагнитным реле РСЛ-24 на его корпусе и предназначен для работы о батареей ЗСТ126 (6 вольт). Мощность, развиваемая стартерам, составляет 1 лошадиную силу. Стартер четырехполюсный. Вал якоря стартера снабжен шестерней с муфтой холостого хода, которая При испытании стартера от аккупредохраняет якорь стартера от разкоса, если его шестерня почему-либо мулятарной батареи ЗОТА-126 его не выйдет из зацепления с маховиком. При работе вхоло_ _ исполнительное стую якорь развивает около 4СО0 об/мин., потребляя ток 60—70 ампер. Максимальный ток, необходимый для работы на полной мощности, — 350—400 ампер, а если допустить полное торможение якоря, ток возрастет до 550 ампер. Согласно прилагаемой схеме (рис. 2) включение стартера производится кнопкой 1, при нажатии которой ток из батареи 2 пройдет одновременно в обмотки 3иi электромагнитного выключателя. Обмотка 3 шунтовая и включена параллельно"аккумуляторной батарее. Обмотка 4 большего сечения—сериесная, Нуто тот при Змючении фар(при работающем генераторе) включена последовательно между обмотками стартера Рис. 1. Схема соединений генератора, реле-заи батареей. Сердечник 5, соеряда, реле-ограничителя, батареи и потребидиненный шарнирно в точке телей на автомобиле ЗИС-10113 якорь должен развить на холостом ходу не менее 8 500 об/мин., потребляя ток 70—80 ампер. Включение реле отартера должно наступать при напряжении в8 вольта, а выключение — при напряжении 0,5—2 вольта.ний, расйоложенный на щитке перед водителем, имеет три клеммы,' соединенные с амперметром индукционной катушкой и указателем уровня топлива. Включение осуществляется при помощи подвижной контактной пластины, имеющей два положения. Первое положение — ток не поступает ни в катушку, ни в обмотку указателя уровня топлива; второе положение — все три клеммы вследствие поворота пластинки питаются током. Запальные свечи- на автомобиле ЗИС-101 специальной кавструкции. Искровой промежуток свечи от 0,4 до 0,5 мм. Установка зазора производится подгибанием боковых электродов. / ОСВЕЩЕНИЕ/Освещение автомобиля ЗИС-101 состоит из двух основных фар', передних габаритных огней, задних В момент включения между ше'Габаритных огней, ютонсигнала, пластерней привода и втулкой кроншфонов над головой водителя ив катейна доллеен быть зазор 1—2,5 мм. бине пассажиров, ламп, освещаюРегулировка этого зазора произвощих щиток цриборов, и лампочки дится ввертыванием шпильки, соедля освещения багажника. Все перечисленные приборы включены чединенной с рычагом 7, в сердечник 6. Рычаг привода предварительно рез реле-ограничитель. разъединяется. Основные фары автомобиля ЗИСЗазор между шестерней привода 101 снабжались прежде двумя лами маховиком должен составлять пами,8" одна из них в центре рефлектора оыла двухнитевая, силой 4—5 мм. света по 32 свечи в каждой нити, вторая — силой света в3 свечи ПРИБОРЫ ЗАЖИГАНИЯ помещалась сверху рефлектора.. В более позднем выпуска (сохранена В автомобиле ЗИС-101 устанавлитолько одна двухнитевая фланцевая вается батарейное зажигание. Отлилампа силой света 32—82 свечи в чительной особенностью батарейноцентре рефлектора. Двухнитевые го зажигания ЗИС-101 является лампы снабжаются специальным установка прерывателя-распределифлянцем, что позволяет устанавлителя на корпусе генератора. Привод вать их только в строго определенвалика-распределителя в этом слуном положении. чае осуществляется цри помощи шеНа крыльях автомобиля помещастерни, установленной на валу якоются так называемые лампы габаря геиератора. ритных огней по 3 свечи каждая. Прерыватель^распределителъ типа ИЛ-4737 производства завода АТЭ Такие же лампы установлены и для задних огней, одна из снабжен центробежным регулятором которых габаритных номерной знак. освещает опережения. В нервом выпуске ави плафонов томобилей ЗИС-101 прерыватель был Лампочки стопсигналов свечей. с двумя рычажками и четырехграндают силу света по 15 Включение потребителей света ным кулачком (ИЛ-4589), щ более поздних выпусках, устанавливают производится центральным переклюодин рычажок, с 8-гранным кулаччателем, расположенным на щитке кам (ИЛ-4737). Работа регулятора приборов, и кроме того ножным пенаходящимся около опережения начинается при 400 обореключателем, ротах в минуту коленчатого вала и •педали сцепления. Переключатель заканчивается при 2 400 оборотах- на щитке имеет четыре положения. .Угол опережения при этом должен Когда рукоятка в вертикальном посоставлять 32° по коленчатому валожений', вое приборы выключены. Поворотом рукоятки влево до упора лу. включаются передние габаритные Распределитель Крепится на генераторе специальной скобой с прорезью для винта. Это позволяет поворачивать корпус -при помощи тяги вручную. Угол опережения при этом уменьшается Да 24° по коленчатому! валу, что улучшает работу двигателя в тяжелых условиях 1 . Индукционная катушка типа КЛ-119 в конструктивном отношении ничем не отличается от катушки автомобиля М-1. Замок зажигаШШШперЛл1 При установке зажигания корпус распределителя нужно повернуть против вращения кулачка в положение самого раннего зажигания.Рис. 2. Схема соединений стартера СЛ-23огни и лампы задних фонарей; движением рукоятки вправо до первой фиксации после нулевого положения включается ближний свет в основных фарах; движением рукоятки вправо доотказа включается дальний свет. Чтобы избежать ослепления водителей встречных автомашин, основные фары ЗИС-101 асеимотричны, т. е. левая освещает правую сторону дороги, а правая — левую. При помощи 'ножного переключателя нить дальнего света правой фары переключается на ближний свет и не ослепляет водителей встречных машин. Левая фара продолжает давать дальний свет, хорошо освещая правую сторону дороги, Приборы на щитке освещаются четырьмя лампочками, расположенными з-аЬ щитком. Включение ламп производится переключателем, имеющим два рабочих положения: движением влево включаются лампы освещения щитка приборов, движением вправо — плафон над головой. водителя. Лампы стоп-сигнала загораются от нажатия тормозной педали и при включении заднего хода. Плафон в кабине пассажиров снабжен двумя включателями. Одчн — ручной — помещается над дверью в лимузине, второй — автоматический — включает плафон всякий раз, когда открывается правая дверь или когда она неплотно прикрыта. СИГНАЛЫчАвтомобили ЗИС-101 снаблшотся электромагнитными сигналами завода АТЭ типа СБ-4661 и СБ-4662 и двумя воздушными сигналами. Сигналы настроены на разный тан. Правый — обычно низкого тона, левый — высокого. Разница в тонз достигается различной длиной воздушного отолба, что связано с конструкцией улитки рупора. Улитка гудков высокого тона более короткая по сравнению с гудками низкого тона. Сила тока, потребляемого обоими сигналами, 'составляет около 20 ампер. Непосредственное включение сигналов кнопкой приводит к обгоранию ее контактов. Поэтому для включения сигналов 'Предусмотрено специальное реле ЦБ-68 с одной обмоткой в количестве 680 ввтков и общим сопротивлением 3—4 ома, Схема включения реле-сигналов показана на рисунке 3. При нажатии кнопки ток идет в обмотку реле (см. пунктирную линию). Создав-КнопкаЛ^^ «Hi &S •^1Контакта/ реле сигналов Путь тона б сигналах Ю-12аппер1 !Рис. 3. Схема включения реле-сигналов14