Инж. Н.ТУРБИНмзЛ) ' /-КАЖДЫМ годом в СССР полу^-' чают все более широкое распространение газогенераторные автомобили- Но не всегда в местах их эксплоатации имеются древесные отходы, из которых межно легко и быстро изготовить чурки, иногда для этой цели расходуют деловую древесину, затрачивая на ее разделку1 много времени и средств. Между, тем, на всех лесохимических предприятиях, а также в местах выжига древесного угля для металлургических заводов и других нужд народного -хозяйства есть колоссальное количество неиспользуемых отходов дровеено-угольной мелочи Практика показала, что такой уголь из здоровой древесины с минимальным содержанием летучих веществ успешно сжигается в транспортных газогенераторах. Для автотракторных древееноугольных установок, в зависимости от их конструкции, можно применять черный уголь влажностью 1015°/о, размером от 10 до 50 мм. Дучшим является крепкий, звонкий и немаркий уголь о блеском в изломах При тряске он хорошо противостоит истиранию и не разрушается от слабых ударов. • а Горьков'ском (автозаводе им. Н) Молотова сконструирован б газогенераторный автомобиль, да «™Ю15,™ на древесном угле, — lAd-4d. аго установка, схематично представленная на рис. 1, состоит из следующих основных элементов: газогенератора ii системы охлаждения *., очистителя 3с матерчатым Ф ьттом трубопроводов о компенсатором Т обводной' трубой с дроссельной заслонкой для пропуска газа непосреиствеено S& очиститель, минуя охладители 5, вентилятора для розжига? ^смесителя и системуурубр: проводов для подвода и отвода ох Хдающей воды к фурме газогенератора (на схеме не указаны;. ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ ГАЗА Газогенератор ГАЗ-43 Работает по ПРИНЦИПУ горизонтального процесса газификации (РИС. 2). Воздух подводится через стальную ФГШШФ^ охлаждаемую водой из системыилРис. 3. Фурма для подвода" воздуха в газогенератор охлаждения двигателя. С противоположной стороны в кашре> горения находятся отражательная ре шетка и патрубок отбора газа.^Процесс газообразования происходит в угольном слое между фурмой и отражательной решеткой. Раскаленная активная зона принимает грушеобразную форму, и во ­ круг нее образуется угольно-зольная тепловая изоляция, защищающая стенки камеры горения от разрушительного действия высоких /температур. Благодаря большой скорости воздуха, выходящего из фурмы, и сухому процессу газификации в газогенераторе развивается высокая температура. Топливо сгорает неполностью т. е. превращается в окись Тлерода «Л). Получзюигнйся газ идет: через отражательную .решетку, препятствующую унос\ мелкого нес-горевшего угля и засорению трубопроводов. Так как процесс протекает весьма интенсивно, то получаемый газ имеет высокую калорийность, а газогенератор большую приемистость, т 'Т приспособляемость к переменным .режимам работы автомобильного двигателя. Максимальная температура в камере сгорания - около 1 450° С Температура газа при выходе из газогенератора ^юлеблетсяОТ;- ••Рис. 2. Схема горизонтального процесса газификации ,Рас. 1. Схема установки ГАЗ-43, работающей на древесном углеДл0я° Д ох2здеотя и освобождения от твердых частиц газ пропускадот через охладители, ^ о ловвнныв поп кузовом, а затем через очисти тель установленный на правой стороне шасси за кабиной водителя.8 I \УСТРОЙСТВО УСТАНОВКИ Газогенератор ГАЗ-43 (рис. 4) крепится лапами к двум штампованным балкам, укрепленным на раме с левой стороны шасси за кабиной водителя., и состоит из цельносварного цилиндрического корпуса с дном, крышки разгрузочного люка 1, крышки разгрузочного люка 2, трубы подвода воздуха 3, фурмы 4и отражательной решетки 5. Корпус газогенератора выполнен из двух основных частей: верхней — цилиндра корпуса и нижней — камеры горения. Цилиндр корпуса высотой 1100 мм, диаметром 400 мм изготовлен из листовой стали толщиной 1,8 мм. В верхнюю часть цилиндра корпуса вваривается фланец загрузочного люка. Его диаметр, как видно яз рисунка 4, лишь немного меньше диаметра корпуса газогенератора, что очень удобно в экеплоатации. Прокладка крышки загрузочного люка соединяется с фланцем но широкой , и гладкой поверхности (рис. 5), что гарантирует герметичность газогенератора и долговечность прикладки. Камера горения выполнена из стали толщиной 5 мм. В ее боковой стенке находится корпус разгрузочного люка, в передней стенке — -муфта, к которой кропится фурма подвода воздуха, а с противоположной стороны — патрубок отбора газа. К внешней стенке, в месте отбора газа, приварено 5 ребер для интенсивного охлаждения самой горячей части камеры горения. Детали фурмы газогенератора представлены на рис. 6. Главная из них — сопло 1 отлито из малоуглеродистой стали; поверхности сопла аллитирована, т. е. насыщена алюминием. К наружной части корпуса фурмы 2, выполненной из чугуна, привариваются трубки подвода и отвода охлаждаюшей воды. В цент-!. В верхнем днище коллектора отбора газа имеется отверстие с отбортовкой для крышки и шесть отверстий для прохода болтов, крепящих секции матерчатого фильтра. В нижнем днище сделано шесть выштамповов дая лучшей фиксации секций фильтра, а в центре- днища — отверстие для трубы отбора газа 6. Труба отбора газа проходит в^ центре очистителя. Верхний ее ко,. нец приварен в коллектору отборагаза, нижний — к корпусу очистителя. В 'эту трубу, вставляют контрольную сетку 2. В случае ло. вреждения матерчатых фильтрокона быстро забивается уносами газа, и проход его й двигателю прекращается, что сигнашизирует водителю о неисправности. Корпус очистителя имеет четыре Рис. 5. Уплотнение крышки боковых люка. Первый — .нижний загрузочного люка люк служит для очистки нижней части очистителя от золы и уголь-ре корпуса нарезана резьба для ной мелочи, второй и третий — для загрузки в очиститель и выгрузки1 гайки сальника 3. колец Рашига или кокса. Верхний (Отражательная решетка отштампована из стали толщиной 5 мм с боковой люк предназначается для отверстиями диаметром 8 мм, расустановки и снятия секций матерположенными в шахматном порядчатого фильтра. Все люки закрываются крышками ке. Решетка имеет небольшой уклон по отношению к стенке камеры •гона резиновых прокладках ' с порения и подвешена на крючке, что мощью внутренних траверс и гаекЗавинчивание гайкидаеМ возможность! легко вынимать звезДочек. вручную и 'устанавливать' ее через боковой звездочки производится (без применения инструмента). разгрузочный люк. Воздух, необходимый для процесВ очистителе шесть секций матерса газификации, подводится к фурчатого фильтра. Каждая из них. ме По трубе. К верхней части трубы !пре(дставляет собой , спиральную" приварен воздушный люк о обратпружину диаметром 80 мм, изготовным клапаном, препятствующим выленную из проволоки 2,8 мм. С. обобросу пламени и выходу .газов из jsx концов пружины закреплены газогенератора при остановке двикрышки. В верхней из них запресгателя. сована гайка,, назначение которой — Газ, выходящий из генератора, крепить секцию матерчатого фильтпоступает в грубый очиститель (он ра в коллектору! .для отбора газа. же охладитель газа). 'На Охлаждение газа и выпадение два' пружинный каркас надевают матерчатых мешка: внутренкрупных механических примесей ний — фланелевый и наружный — происходит в двух горизонтальных сатиновый, стряхивающий задерохладителях, установленных под жанную пыль более мягко. Верхниекузовом автомобиля. ковцы мешков загибаются внутрь Корпус- охладителя имеет вид крышки и прижимаются плоской. длинного прямоугольного ящика кольцевой Пружиной к ее внутрен(рис. 7), закрываемого с- одного конним стенкам. ца крышкой. Корпус в месте прилеНа нижний конец секции надевагания крышки утолщен путем загиба стенок. Между корпусом и крышют резиновое вольцо, препятствующее пробиванию ткани при ударах кой в целях герметичности ставится секции о стенви очистителя. прокладка из асбестового шнура. Газовый потов в очистителе проК боковым сторонам корпуса приварено по одному упору для траверходит через патрубок подвода газа,сы крышки, прижимающейся к корпопадает в слой колец Гашига или пусу путем ввертывания двух болкокса, затем идет к мешкам матерчатого фильтра и контрольной сеттов в гайки траверсы-. . Соединение охладителей с газогеке. Окончательно очищенный газ понератором осуществлено на флансистеме трубопроводов попадает к цах посредством трубы диаметром смесителю. 63.5 мм и компенсатора. Из охладителей газ идет по трубопроводу в очиститель о матерчатым фильтром, где производится окончательная очистка его перед поступлением в двигатель. Очиститель (рис. 8) состоит из корпуса и матерчатого фильтра. Корпуе ; цилиндрической формы изготовлен из стали толщиной 1,8 мм.чВ нижнюю часть' его вваривается патрубок подвода газа 3, над которым устанавливается сетка 5 для удержания колец Рашига или кокса. В верхнюю часть корпуса ввариваются два днища, образующие коллектор Рис. 6. Детали фурмы газогенератораотбора газа 4.9