13
14
Инж. С. Левин,начальник конструктор скоэкспериментального отдела НИИ шинной промышленности.Инж. С. Цукерберг,кандидат технических наукНаучно-исследовательский институт шинной промышленности совместно с рядом заводов разработал конструкцию бескамерных шин для легковых автомобилей. На одном из заводов уже освоено изготовление бескамерных шин 6.00—16 для автомобиля «Победа» и намечается их серийный выпуск. Одновременно ведутся работы по созданию бескамерных шин также и для грузовых автомобилей. Ниже приводится краткое описание конструкции, условий эксплуатации и ремонта бескамерных шин для легковых автомобилей.ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА Изобретение пневматической автомобильной шины в свое время было, безусловно, весьма важным фактором в развитии конструкции автомобиля; оно предопределило возможность резкого повышения скоростей и снижения веса автомобиля. Однако пневматическая шина имеет всем известный недостат ок — быстрый спуск воздуха при проколе. А на большой скорости прокол шины влечет за собой опасность аварии. В целях предупреждения быстрого падения давления при проколе многие изобретатели предлагали применить специальные заливаемые в камеру жидкие составы, которые при проколе шины затекают в отверстие и закупоривают его. Вводились камеры с гофрированной стенкой или утолщенной стенкой специальной конструкции, которая при накачке не растягивается, как обычно, а, наоборот, прилегая к внутренней поверхности покрышки, сжимается (при проколе такой камеры отверстие зажимается силами упругости сжатой стенки). Для повышения безопасности движения на пневматических шинах пытались также применить многополостные камеры, которые имели отдельные секции, расположенные между радиальными или концентрическими (по окружности) внутренними перегородками. Прокол одной из секций не приводит к значительной потере внутреннего давления в шине. Однако все упомянутые изобретения были недостаточно эффективными и потому не получили массового применения. Изменение конструкции шин, как правило, вело к значительному увеличению расхода материалов, утяжелению баллонов и усложнению производства. Отсюда вполне понятен тот интерес, который проявлен в различных странах к новому изобретению — бескамерной шине. Работы по созданию бескамерных шин начались еще в 1942—1943 годах, но .наибольший размах они получили в последнее время, когда многие иностранные фирмы развернули массовый выпуск таких шин для легковых автомобилей. Бескамерные шины обладают рядом преимуществ по сравнению с шинами обычными. Основное их преимущество состоит в том, что они повышают безопасность движения автомобиля. При проколе бескамерной шины воздух из нее медленно выходит через небольшое отверстие, которое к тому же несколько зажимается благодаря упругости тела шины. Внутреннее давление в шине падает медленно, а если проколовший предмет остался в шине, — воздух вообще не выходит и давление не снижается. Поэтому опасность аварии автомобиля практически исключена, что особенно важно при эксплуатации автомобилей на больших скоростях, а также в условиях горных дорог. Большим преимуществом бескамерной шины является также упрощение монтажно-демонтажных работ, связанное с отсутствием камеры, и снижение простоев автомобиля в пути, поскольку, как правило, на бескамерной шине после прокола можно продолжать движение. Ремонт проколов бескамерных шин проще, чем у пневматических, так как производится без демонтажа шины с колеса. Следует отметить, что и температура нагрева при качении бескамерной шины несколько ниже, чем у обычной, за счет чего улучшается режим е'е работы.Слева на вкладке: Победитель международных соревнований по мотоциклетному спорту в ГДР и Венгрии, мастер спорта СССР Р. Решетнике (Рижский АМК ДОСААФ).">ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ i Как показывает само название, бескамерная шина не имеет камеры. Герметичность воздушной полости (рис. 1) обеспечивается наличием внутреннего герметизирующего слоя 1, выполнен-Фото Ник. Николаева.•• 13 ?; ного из специальной резины с повышенной воздухонепроницаемостью, герметичной посадкой бортов шины на ободе 3и герметичным креплением вентиля 4в отверстии обода с помощью двух резиновых шайб. Герметическая посадка бескамерной шины достигается специальной конструкцией бортов, конфигурация которых, а также наличие покровного резинового слоя 2 обеспечивают плотное прилегание бортов к ободу по полкам и по закраинам. Для легковых бескамерных шин применяются колеса с обычным глубоким -ободом, соединенным с диском при ломощи сварки (такие колеса уже выпускаются Горьковским автозаводом). Это необходимо для того, чтобы обеспечить герметичность. Приклепанные ободы, как показали испытания, в процессе эксплуатации нередко пропускают воздух. Колеса для бескамерных шин должны быть вполне исправны. Не допускаются погнутости закраин обода, наплывы -сварного шва и глубокие царапины на поверхности обода. Перед монтажем бескамерных шин особенно тщательно следует осматривать поверхности полок и закраин обода, т. е, мест герметичной посадки бескамерной шины. Можно рекомендовать проверку обода шаблоном, изготовленным по чертежу профиля обода. Обода для бескамерных шин должны быть покрыты ровным слоем прочной эмали. Это требование связано как с необходимостью герметичного прилегания бортов шины к ободу, так ис предохранением обода от коррозии. Как упоминалось выше, вентиль при применении бескамерной шины укрепляется непосредственно в ободе колеса. Вентиль для легковых бескамерных шин имеет две резиновые шайбы, герметизирующие место его крепления (см. рис. 1). При необходимости пользования колесами с заклепочным соединением обода с диском рекомендуется, во избежание пропуска воздуха по заклепкам, опаять их со стороны, обращенной к шине. Можно также герметизировать заклепки тщательной шпаклевкой с последующей окраской. МОНТАЖ И НАКАЧИВАНИЕ Монтаж бескамерных шин производится обычным путем, так же как и длин с камерами. Однако следует учитывать, что даже небольшое поврежде,ние бортов вызовет потерю герметичности шины на ободе. Поэтому при монтаже необходимо проявлять большую осторожность; монтажные лопатки .не должны иметь зазубрин или острых .краев. При одевании борта лопатки -передвигаются на короткие расстояния, .начиная со стороны, противоположной вентилю, и приближаясь к нему с обеих сторон. Для накачивания бескамерных шин .следует применять компрессор; применение обычного ручного насоса не всегда обеспечивает должное давление. Перед накачиванием шины необходимо создать хотя бы частичную герметизацию посадки бортов на полках обода. Для такой начальной гердлетизации бортов на ободе используетсяРис. 1. Бескамерная шина на ободе (разрез). 1 — Внутренний герметизирующий слой. 2—Бортовой уплотнительный слой. 3 — Обод. 4 — Вентиль с резиновыми шайбами. свойство шины, заключающееся в том, что при давлении по средней линии протектора борта раздвигаются и уплотняются на конических полках обода. В связи с этим перед накачиванием (и в начале накачивания) рекомендуется посадить бескамерную шину легкими ударами молотка (резинового или деревянного) по окружности протектора. Можно также «обстукать» шину об пол. Конструкция выпускаемых бескамерных шин предусматривает возможность накачивания их от компрессора после применения указанных приемов. Однако в некоторых случаях, при создании первоначальной герметизации шины на ободе, необходимо применить специальное приспособление для обжима шины по окружности протектора. Это обеспечивает легкую первоначальную посадку бортов шины на полки обода. Простейшее приспособление для обжима может быть изготовлено силами любого автохозяйства. Оно состоит из рычага с закрепленной на нем стальной или текстильной лентой. Для облегчения посадки бортов на обод и создания предварительной герметизации бескамерные шины легковых автомобилей снабжаются специальной упаковкой — распорками, фиксирующими борта в раздвинутом положении. Эта упаковка снимается непосредственно перед монтажем шины. Шины следует накачивать при вывернутом золотнике для того, чтобы увеличить скорость подачи воздуха. После посадки бортов на полки обода стяжное приспособление снимается. Для плотной посадки бортов нужно накачать шину до давления в 1,5—2 раза выше нормального, затем ввернуть золотник и спустить давление до нормы.После монтажа и накачки бескамерных шин необходима проверка на герметичность. Колесо с накаченной шиной погружают в ванну с водой и следят, не появятся ли пузырьки воздуха у бортов шины, у вентиля (а при применении колес с заклепочным соединением — у заклепок). Герметичность посадки шины на ободе можно проверить также, заливая воду между бортами шины и закраинами обода лежащего горизонтального колеса. Демонтаж бескамерных шин производится обычным путем с соблюдением всех мер осторожности. РЕМОНТ ПРОКОЛОВ Конструкция бескамерной шины позволяет быстро- устранить прокол без демонтажа шины. По возвращении в гараж шина должна быть тщательно осмотрена. При обнаружении прокола, прежде всего, должен быть удален предмет, проколовший шину. Ремонт проколов диаметром до 5 мм осуществляется введением резиновой пробки. Набор необходимого для этого инструмента и материалов имеется в ремонтной аптечке, прилагаемой к комплекту бескамерных шин. Перед ремонтом шина очищается в месте прокола от грязи и влаги. С помощью иглы для вставки пробок промазываются клеем стенки отверстия прокола: игла вводится в отверстие несколько раз на всю его глубину. Выбранная из аптечки пробка (диаметр пробки должен быть в 1,5—2 раза больше диаметра проколовшего предмета) концом защемляется в прорези иглы (рис. 2) и обмакивается в клей. Осторожным движением игла вводится в отверстие шины до тех пор, пока конец ее с защемленной частью пробки не пройдет внутрь шины. Затем игла вытягивается из шины; защемленный конец пробки при этом выскользнет из прорези иглы. Выступающая над протектором часть пробки обрезается на 1—2 мм выше поверхности протектора. В случае необходимости шину подкачивают до нормального давления. Ремонт бескамерных шин при небольших проколах (до 2 мм) производится и другим способом: давление в шине спускается до 0,5—1,0 атм и отверстие прокола заполняется специальной пастой, вводимой с помощью шприца. После этого шина подкачивается до нормального давления и через 1015 минут будет готова к работе.***Рис. 2. Закрепление ремонтной пробки в игле.Внедрение бескамерных шин выдвигает новые задачи перед промышленностью и автомобильным транспортом. Производство бескамерных шин требует применения более совершенной технологии и новых материалов. С другой стороны, эффективная работа бескамерных шин невозможна без повышения технического уровня и культуры эксплуатации. Необходимо повысить оснащенность автохозяйств шинномонтажным оборудованием, обеспечить квалифицированное проведение монтажа-демонтажа шин, строгое соблюдение правил эксплуатации и ухода за шинами.14