При выполнении упражнения допускается маневрирование, но за движение задним ходом начисляются штрафные очки. Если участник повторил движение задним ходом более трех раз,J то он снимается с соревнования.' - •'• Проезд над пеньком. При движении по проселочным и лесным дорогам нередко приходится проезжать над различными препятствиями (пни, камни И т. д.). Водитель должен двигаться с таким расчетом, чтобы не повредить агрегаты и механизмы автомобиля. С этой целью по пути следования водителя устанавливается деревянный пенек определенной высоты: для автомобилей типа «Москвич» — 200 мм, «Победа» и ГАЗ-ММ —210 мм, ГАЗ-51 — 255 мм. Водитель должен проехать над пеньком. За поваленный пенек участник штрафуется. На рисунке показана примерная схема расположения фигур упражнений для трех групп автомобилей («Москвич», «Победа» и ГАЗ-ММ), применяемых в соревнованиях Московским клубом юных автомобилистов. После «трогания с места» выполняется упражнение «проезд по колейному мосту», «проезд через тоннельные ворота» и далее автомобиль движется «змейкой». Соревнование заканчивается «проездом над пеньком». Для усложнения соревнований фигуры упражнений располагаются со смещением от прямой линий на полколеи автомобиля. Расстояние между препятствиями устанавливается в десять метров. Соревнования проводятся также и по другой схеме. • • УПРАЖНЕНИЯ НА МОТОЦИКЛАХ В программу соревнований по фигурному вождению мотоциклов включаются пять упражнений. Условия проведения Их примерно такие же, как и автомобильных соревнований. Проводятся они на мотоциклах с рабочим объемом двигателя до 125 см'. Трогание с месТа. После подачи команды «марш» водитель должен сразу завести двигатель И тронуться с места на малой скорости. За каждую неудачную попытку участнику начисляется штраф. Проезд по узкой дорожке. Для выполнения этого упражнения на площадке укладывается доска длиной 8 м, шириной 10 см, толщиной 2,5—3 см. Водитель должен проехать с хода по доске. Если он не выполнил до нонца это упражнение, он получает штраф. Проезд через габаритные ворота. Высота стоек ворот и ширина между ними по 1,7 м. К верхней поперечной планне ворот подвешивается три мяча или мешочки с опилками, которые служат ограничителями. Средний ограничитель подвешивается на высоте 1,25 м, а боковые на высоте 0,9 м. Расстояние между боковыми ограничителями — 1,0 м. Водителю нужно проехать ворота между ограничителями, не задевая их рулем, головой или плечами. В противном случае — штраф. Проезд «змейкой». На прямой линии, на расстоянии трех метров друг от друга, устанавливаются пять флажков. Участник должен проехать между ними без остановки. Штрафные очки начисляются за каждый поваленный флажок. Проезд под препятствием. На площадке, на расстоянии двух метров, устанавливают две стойки высотой 1,5 м. На высоте 1,1 м кладется деревянная планочка. Водитель должен проехать под планкой так, чтобы не свалить ее. За сваленную планку начисляется штраф. После выполнения всех названных упражнений водитель подводит мотоцикл к старту и передает его следующему участнику. Такие соревнования могут быть организованы во всех автомобильных й мотоциклетных кружках, они принесут большую пользу в повышении мастерства юных водителей. Л " " . ' ' - > 0 ,' . .,МОЙОПЫТ ПОДГОТОВКИ ДВИГАТЕЛЯ МОТОЦИКЛА К СКОРОСТНЫМ СОРЕВНОВАНИЯМЛетом 1956 года молодой гонщик мастер спорта СССР Борис Панферов показал высокие результаты на первенстве СССР по шоссейнокольцевой гонке ив заездах на побитие рекордов. Мы помещаем его статью, в которой он делится своим опытом по подготовке двигателя мотоцикла Ml А (К-55) к скоростным соревнованиям.ПЕРЕД гонщиком, участвующим в шоссейно-кольцевых гонках ив заездах на побитие рекордов, неизменно встает вопрос, как повысить скорость мотоцикла. Для успешного выступления необходимо, помимо подготовки ходовой части и механизмов управления мотоцикла, увеличить мощность и приемистость двигателя. Мне удалось это сделать за счет улучшения наполнения цилиндра горючей смесью и увеличения степени сжатия. Причем практика показала, что в этих случаях не обязательно брать цилиндр спортивного мотоцикла; с успехом может быть использован цилиндр обычного дорожного мотоцикла. Для улучшения наполнения я увеличил впускное окно до размеров 35 X 16 (расстояние от верхней кромки окна цилиндра до нижней составило 78 мм).{ВПУСКВПУСК:ВЫПУСКВЫПУСК С ИЗМЕНЕННЫМ ПЕРЕПУСКОМСТАНДАРТНЫ!}Выпускное окно пришлось также увеличить (37 X 20). М еждуверхнейиниж ­ ней егокромкамиполучился просвет в 40 мм . П оконтуру окна вместо овальных выполнены прямоугольными, однако с закруглениями в углах (радиусом 3мм ) . П ерепускноеокноя распилил поши ­ р ине на 4ммстем , ч тобырасстояние от верхнейкромкиперепускногоокна до верхней кромки цилиндра было 48 мм . О дновременновозникланеоб ­ ходимость точно подогнать размерность расстояний от верхнейкромкицилин ­ д радо верхних кромок перепускных оконобоихперепускных каналов. Д лятогочтобы улучшить направлениепото ­ ка смеси , п ришлось распилить перепуск ­ ные окнавширину так, ч тобыизме ­ нить уголмеждувоображаемымиосями перепускных каналов; я сделал этот угол 116—117° (вместо 120°), а стенки перепускных каналов, п рилегающиек зеркалу цилиндра, снизил, как показано на рисунке . Благодаря этомупотокго -рючеи смеси, выходящий из перепускных окон, получается гораздо шире и более точно направлен, что улучшает процесс продувки в цилиндре. Кроме того, необходимо было тщательно подогнать продувочный канал цилиндра к каналу картера. Несовпадение их отрицательно сказывалось при наполнении цилиндра горючей смесью. На цилиндр я установил спортивную головку, отлитую из дюралюминия, рассчитанную на степень сжатия 13,514,00. Поскольку в таких случаях не пользуются медно-асбестовой прокладкой, то на цилиндре был выточен бортик размером 2X 56 мм . Питание форсированного двигателя моего мотоцикла обеспечивалось двумя карбюраторами К-30 с увеличенными диффузорами (до 17,5 мм). Для их установки потребовалось изготовить специальный двухходовой патрубок. Чтобы прикрепить его на цилиндре, у впускного канала была произведена прямоугольная фрезеровка. Посадочная площадка патрубка отстояла от зеркала цилиндра на 6 мм. Каналы и кромки окон после распиловки подверглись тщательной полировке с удалением всех неровностей и выступов. В маховики кривошипа вместо стальных дисков я пбетавил дюралевые из листа толщиной в3 мм. По окружности диска было просверлено шесть 4-мм отверстий. После этого диск запрессован, закреплен винтами М4ХЮи проточен на токарном станке. Поверхность его обычно снимается на 1,5 мм ; одновременно протачивается и ободок маховика примерно на 0,5 мм . Это помогает получить гладкую поверхность и герметичность полости маховика. Юбка поршня со стороны впускного окна была подрезана на 2 мм, а внутренние и наружные поверхности отполированы. Как показала практика, особенно тщательно надо полировать головку цилиндра, чтобы предотвратить образование на ней нагара. Проведя такую подготовку двигателя, я добился того, что мой мотоцикл на бензино-бензольной смеси (1:1) развивал скорость свыше 125 км/час. Причем он обладал настолько хорошей приемистостью, что, увеличив степень сжатия до 15,5, я сумел установить на нем в классе мотоциклов до 125 см 3 всесоюзный рекорд скорости на дистанции 1 км со стартом с места — 101,896 км/час.Б. Панферов,мастер спорта СССР.9