ПРАВИЛЬНЫ ЛИ ПРАВИЛАной промышленности СССР. Сейчас, по предложению ГАИ, разработан ГОСТ на обязательное оборудование всех авПод таким заголовком в журнале «За рулем» № 6 за 1956 год была томобилей указателями поворотов; он опубликована статья Г. Гордеева, вызвавшая многочисленные отклики китавведен в действие с1 января 1957 года. телей (см. «За рулем» № 1 за 1957 год). Редакция продолжает пуоликаК компетенции указанного министерцию этих откликов. ства откосится и такой важный, с точки зрения повышения безопасности, вопрос, как снабжение автомобилей фарами неслепящего действия. По имеюОБСУЖДЕНИЕ ПРИНЕСЕТ ПОЛЬЗУ щимся сведениям, НИИ автоприборов сейчас занимается разработкой новой конструкции автомобильных фар, обладающих улучшенной светотехнической характеристикой и уменьшенным слеавтомобилей между перекрестками, НЕОБХОДИМОСТЬ постоянного и пящим действием. Соответствующая разрешено движение для грузового всемерного упорядочения движения не научно-исследовательская работа в этой транспорта в два ряда, разрешены требует каких-либо особых доказаобласти проведена НИИМ и Госавтоинобгоны, в том числе и для грузовых тельств. Однако напрасно т. Гордеев спекцией Украинской ССР. автомашин; на подавляющем большинпредставляет себе дело так, что все, Существующий способ обозначения» стве улиц разрешены стоянки автомоили почти все, зависит только от раззон действия некоторых сигнальных билей непосредственно у тротуаров. работки наиболее рациональных правил знаков, возможно, и не вполне соверОдновременно начато внедрение автодвижения. Такой взгляд чересчур упрошенен, однако нельзя не отметить, что матического переключения светофоров щает одну из серьезнейших проблем в статье т. Гордеева надуманы и предаже на таких важнейших магистралях благоустройства современных крупных увеличены возникающие в связи с этим столицы, как Садовое кольцо, 1-я Ме ­ городов. неудобства и трудности. Практически со щанская улица, Ленинградское и ЯроЛиквидация «пробок» на улицах, подстороны инспекторов дорожного надславское шоссе. В настоящее время на держание и увеличение средних скозора требование к водителям о соблюнекоторых улицах светофоры-автоматы ростей движения транспорта, а также дении ими зон действия знаков с «точработают по принципу «зеленой волны». эффективное предупреждение несчастностью до одного метра» не предъявОграждение всех магистральных и ных случаев зависят от многих фактоляется. главных улиц специальными знаками, ров, в том числе, несомненно, и от Что касается вопроса об улучшении как это рекомендуется в статье т. Горстепени совершенства действующих организации движения на Калужской деева, привело бы лишь к неоправправил движения. площади в Москве, то он уже неодноданному увеличению количества знаОднако немалую роль при этом кратно был предметом обсуждения. ков на уличных проездах. играют и должным образом решенные Сложность движения по этой площади Нельзя также согласиться с предлоархитектурно-планировочные проблемы, вызнана ее весьма неудачной, с точки жением о введении равной ответственравномерное размещение торговых, зрения организации движения, конфиности водителей и пешеходов за нарускладских, зрелищных и других предгурацией (наличие восьми вливающихся шение ими правил уличного движения. приятий в черте города, соответствуюмагистральных улиц) и большими транКак известно, водитель, прежде чем щая маршрутизация транспорта общестспортными потоками, проходящими чебыть допущенным к управлению автовенного пользования, конструктивные рез нее (до 8000 единиц транспорта в мобилем, обязан сдать государственные особенности транспортных средств час). В 1957 году имеется в виду снять экзамены. Вполне очевидно, что такие (маневренность, приемистость, велина этой площади трамвайные пути и же требования к пешеходам предъявить чины тормозных путей, обзорность пересмотреть схему движения, а в нельзя. Тем более, что среди них и т. п.), уровень дисциплины водительдальнейшем организовать движение на есть и престарелые, и дети, и приезского состава и пешеходов, тип и сосразных уровнях, что связано, разужие и т. д. тояние дорожного покрытия и т. п. меется, с большими капитальными Решающая роль в деле упорядочения Только неосведомленностью автора затратами. движения пешеходов принадлежит не можно объяснить его утверждение, В настоящее время подготавливаются административным мерам, а соответстбудто после упразднения НИИ автодоновые типовые правила движения по вующей агитационно-массовой работе рожной безопасности вопросы научной Союзу ССР; в этих правилах будут среди населения. В настоящее время организации движения были отодвиустранены многие существовавшие до эта работа проводится учреждениями нуты на задний план и решались «сугубо сих пор недостатки; в частности, имеется милиции, комитетами Красного Креста практически», т. е. введением всякого в виду избежать мелкой опеки над и Красного Полумесяца, комсомольрода ограничений, усложнений и других водителями, отказаться от излишней скими и пионерскими организациями, неоправданных излишеств. Уже 10 регламентации их действий, шире внедпедагогами общеобразовательных школ, лет при Академии коммунального ремесленных училищ и школ ФЗО . В рять автоматику в регулирование уличхозяйства РСФСР существует лаборатоного движения. этих же целях используется периодичерия городского транспорта, научно-исская печать, кино, радио и телевидеследовательская работа которой строКонечно, все сказанное еще далеко ние; издаются массовым тиражом плаится с учетом вопросов, интересующих не исчерпывает проблему коренного каты, листовки, брошюры, обращения и ГАИ и ОРУД. При Научно-исследоваупорядочения движения и повышения памятки. Только для пропаганды протельском институте милиции (НИИМ) безопасности. Необходимо уделить екта уличного движения среди населеорганизован отдел безопасности движеэтой проблеме, своевременному и прания за послевоенный период по заказу ния, работающий в контакте с Институвильному ее решению много внимания. милиции было изготовлено и демонсттом комплексных транспортных пробВо ВСЯКОАЛ случае несомненно, что ширируется 26 короткометражных фильлем Академии наук СССР. При рокое обсуждение ее на страницах мов исполкоме Моссовета создана постоянно журнала принесет большую пользу. Необходимость оборудования всех действующая комиссия, занимающаяся без исключения транспортных средств вопросами организации движения транА. Кормилицын, сигналами поворота общепризнана. спорта и пешеходов в столице. начальник Госавтоинспекции Однако это мероприятие долгое За последнее время в Москве провеГлавного управления милиции время не находило должной поддержки дено резкое сокращение ограничений в МВД СССР. со стороны Министерства автомобильдвижении, снято запрещение поворотов6 УЛИЧНОГО ДВИЖЕНИЯ?ЗНАКИ ПРЕТКНОВЕНИЯД О ТЕХ ПОР, пока я сам не посидел за рулем, я считал, что существующие правила уличного движения вполне устраивают всех. Но вот, когда я получил шоферские права и столкнулся затем с целым рядом ненужных ограничений, возводимых этими правилами, то стал думать иначе. Возьмем, например, дорожные знаки. Их введено так много и они так различно толкуются местными органами ГАИ, что нет возможности привести все это к одному знаменателю. У нас в городе на центральной улице висят сразу три знака: «Грузовое движение запрещено», «Проезд мотоциклов запрещен», «Скорость не выше 15 км/час». Ширина проезжей части 15—16 метров, движение здесь не значительное. Спрашивается, для чего устанавливать такие низкие скорости? Ведь ее никто не соблюдает, даже водители автомобилей ГАИ. И, наконец, почему запрещен проезд мотоциклам? Или другой пример. Такие же знаки есть и на асфальтированном шоссе, связывающем город с курортным районом, пляжем и портом. Бесспорно, подобная мера оправдывает себя в летний период, когда город наводняют тысячи автотуристов (которым, кстати, негде ставить свои автомобили). Но зачем же распространять действие этих знаков на остальные 9—10 месяцев? В результате грузовым автомашинам и мотоциклам приходится весь год совершать большой объезд по разбитым дорогам. Так знаки ограничения становятся для водителя знаками преткновения. Мне думается, что количество дорожных знаков необходимо резко сократить, свести их к необходимому миниЗАМЕЧАНИЯ, ОСНОВАННЫЕ НА ОПЫТЕОПЫТ показывает, что курсанты наших автошкол с трудом осваивают правила уличного движения, на изучение которых отводится по программе 50 часов. Эти трудности возникают потому, что существующие правила далеко не совершенны и требуют основательной переработки. Так, правилами предусматриваются три вида ограничения скорости: до 15 км/час, до 5 км/час и до предела, обеспечивающего безопасность движения. Таких ограничений десятки, на практике же некоторые из них не выполняются, да в этом и нет надобности. Приведем примеры. При пересечении пешеходного перехода правила требуют двигаться со скоростью 15 км/час. Спрашивается, если путь свободен, видимость хорошая, то для чего же сбавлять скорость движения до 15 км/час? На крутых спусках движение ограничивается скоростью 15 км/час. Возникает вопрос, кто же из водителей пожелает спускаться с большей скоростью? Мне кажется, в правилах следует предусмотреть ограничения скорости движения не более чем в пяти случаях, а остальное заменить положен ием — снизить скорооь до обеспечения полной безопасности i. Кроме того, в правилах имеется восемь предупреждающих знаков. Вместо них можно оставить три: «железнодорожный переезд», «перекресток», «прочие опасности». Необходимо также пересмотреть многие вопросы, задаваемые выпускникам школ и курсов на экзаменах, а некоторые исключить вовсе. Порядок приема экзаменов от авто- и мотолюбителей также не продуман. От них требуют почти таких же знаний, как и от шоферов-профессионалов. Число автолюбителей у нас растет ежегодно, поэтому нужно составить специальные экзаменационные билеты, уменьшить общее количество вопросов по программе и разработать учебники, соответствующие требованиям ГАИ. Правила уличного движения должны быть максимально упрощены.муму. г. Жданов.А. Герасименко.УПРОСТИТЬ СИГНАЛИЗАЦИЮВ СВЯЗИ со статьей т. Гордеева хотелось бы затронуть и такой вопрос, имеющий, на мой взгляд, немаловажное значение. Речь идет о том, что пора пересмотреть порядок получения медицинских справок для оформления водительских прав. Существующее в настоящее время положение предусматривает наличие у водителя такой остроты зрения, когда он может четко и быстро отличать бежевый цвет от желто-салатного, стальной от серого и т. д. Невыдержавшие соответствующего испытания лишаются права вождения машин. Однако известно, что наибольшее количество аварий происходит не в результате снижения остроты зрения, а вследствие несоблюдения водителями правил уличного движения или употребления спиртных напитков. Мы не располагаем статистическими данными, но можно с уверенностью утверждать, что дальтонизм как причина аварий, вероятно, занимает сдно из последних мест. Поэтому, думается, следует пересмотреть установленные нормативы по зрению при медицинском освидетельствовании шоферов. Пожалуй, целесообразно вообще отказаться от многоцветных светофоров. Гораздо проще ввести, например, такой порядок сигнализации, при котором появление света (например, красного) будет означать запрещение движения, а исчезновение света — разрешение. Мигание сигнала может означать — «внимание».г.Калининград.И. Мурин.О СВЕТОФОРАХ И ЗЕРКАЛАХДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ безопасности движения у нас применяются светофоры и дорожные сигнальные знаки. Все эти средства регулирования имеют как свои преимущества, так и недостатки, но одно несомненно—большое количество названных средств зачастую приводит к путанице. Например, при одностороннем движении на некоторых перекрестках водителям подчас трудно бывает определить, какая из пересекающихся улиц является главной, имеются ли какие-нибудь особенности на данном перекрестке и т. д. Если бы они видели друг друга, то вопрос очередности пересечения переoftкрестка мог бы быть решен просто. Мне кажется, что следует установить на перекрестках специальные металлические «зеркала» (допустим, из листов обработанной до блеска легированной или специальной стали). Они вполне могут заменить светофоры. Уже на расстоянии 75—100 м от перекрестка каждый из водителей, увидев в зеркале подходящие к перекрестку автомобили, сразу решит вопрос об очередности его проезда. Тот, кто находится ближе, выезжает первым и без остановки минует перекресток.А. Овсянников,инженер-инструктор автомотоклуба ДОСААФ. г. Чапаевск.Ф. Шахмамедов,г. Баку. шофер 1-го класса.Последующие отклики на статью Г. Гордеева будут опубликованы в ближайших номерах журнала.7