-ш>:*шшL IЕ ОДНУ славную страницу вписали ' ' с оветские военные шоферы в историю Великой Отечественной войны. Сотни тысяч автомобилей во время боевых действий обеспечивали быстрое передвижение наших войск, высокие темпы наступления. Автомобиль на фронте стал не только транспортным средством, но и непосредственным участником боевых операций. Вспомним битву за Москву. Заснеженные дороги. День и ночь ко всем рубежам обороны под Москвой идут автомобили с войсками, с различными военными грузами. Они доставляют бревна, надолбы, проволоку, мины для оборонительных сооружений и противотанковых заграждений. Самолеты врага охотились буквально за каждой машиной. Немало мужества проявили военные шоферы в эти дни, выполняя поставленные перед ними задачи. Большую роль сыграли автомобили в период блокады Ленинграда. Когда немецко-фашистским оккупантам удалось перерезать все наземные дороги, ведущие к городу, то необходимые грузы для снаряжения ленинградцев пришлось доставлять по льду Ладожского озера. 22 ноября 1941 года отряд шоферов во главе с майором Парчуновым на60 автомобилях ГАЗ-АА совершает первый рейс. С той поры по ледовой трассе началось регулярное движение машин. Противник пытался во что бы то ни стало разрушить эту коммуникацию. Он вел артиллерийский огонь по автомобилям, бомбил и обстреливал их с воздуха. Но ничем нельзя было остановить советских шоферов, знавших, что судьба Ленинграда зависит от их работы. По призыву члена Военного Совета фронта А. А. Жданова военные шоферы взяли обязательство — делать по два рейса в сутки. К 15 января 1942 года Ленинград уже стал получать по две тысячи тонн грузов в день. Среди лучших шоферов были такие, как Твердохлеб, Тихонович, Османов, Каргин, Михайлов, Кондрин, Тягний и др. Писательница Вера Инбер, которая сама находилась в осажденном Ленинграде, в своем дневнике писала: «Труд ладожских шоферов — святой труд. Достаточно взглянуть на дорогу. На эту избитую, истерзанную, ни днем, ни ночью не видящую покоя дорогу. Ее снег превращен в песок. В сюду — в ухабах, в выбоинах, колеях, ямах, канавах, колдобинах, воронках — лежат мертвые машины и части машин. А ведьэту дорогу под снарядами и бомбами ладожские шоферы каждодневно пересекают четыре раза». Пять месяцев работала ледовая трасса, вошедшая в историю Великой Отечественной войны как «Дорога жизни», спасшая жителей Ленинграда от голода и немецкой оккупации. За выдающиеся заслуги перед Родиной 340 военных автомобилистов и дорожников ледовой трассы были награждены орденами и медалями. Немало пришлось поработать нашим военным шоферам и во время славной Сталинградской битвы. Прямой путь к Сталинграду был отрезан противником. Его авиация совершала налеты на железнодорожные станции, переправы через Волгу, на автомобильные колонны и даже на одиночные машины. От военных шоферов требовались упорство и находчивость, чтобы в сложных условиях обстановки осуществлять доставку на автомобилях войск и военных грузов для Сталинградского фронта. Особенно трудно было водить автомобили ночью без света фар. Из числа военных шоферов, проявивших в эти дни подлинный героизм, можно назвать ефрейтора Третьякова, рядового Приходько и многих других. Ефрейтор Третьяков неоднократнопоказывал пример отваги. Однажды. его машина полным ходом мчалась к передовым позициям. Вокруг рвались немецкие снаряды. Казалось, что один из них накрыл машину, но не успел еще опасть поднявшийся над ней земляной фонтан, как автомобиль был уже далеко от места взрыва. Вдруг из кузова вырвался огонь. Заметив его, водитель остановил машину, не обращая внимания на артиллерийский обстрел, быстро погасил пламя и вновь устремился вперед. На одной из железнодорожных станций, занятой противником, остались боеприпасы. Вывезти их было поручено военному шоферу Приходько. Взяв с собой 10 автоматчиков, он проскочил на автомобиле через расположение фашистских войск и остановился около склада. Под прикрытием огня автоматчиков Приходько погрузил боеприпасы на машину и благополучно доставил их в назначенное место Много военных шоферов находилосо в составе танковых и механизированных соединений, действовавших под Сталинградом. Группа таких подвижных соединений отрезала пути отхода и замкнула кольцо окружения 300-тысячной немецко-фашистской армии. Особый интерес представляет работа военных автомобилистов на 2-м Украинском фронте при осуществлении Ясско-Бухарестской операции. На автомобилях к Бухаресту, на расстоянии в несколько сот километров, были переброшены несколько стрелковых частой. Кроме того, автомобильные войска фронта подвезли в район Бухареста свыше 129 тысяч тонн боеприпасов и горючего. Для доставки такого количества грузов железнодорожным транспортом потребовалось бы 150 поездов. Неожиданное появление под Бухарестом советских дивизий вызвало растерянность врага и позволило нашим войскам почти без потерь освободить столицу Румынии. Нередко военным шоферам приходилось непосредственно вступать в бой с противником, чтобы пробить себе путь вперед, чтобы не допустить захвата врагом автомобилей и грузов. Так, автомобильная рота капитана Сошникова, перевозя понтоны в районе г. Ионикшис, встретила группу немцев, численностью до батальона. Военные автомобилисты, в бою с врагом уничтожив 16 фашистских солдат и двух офицеров, взяли в плен 36 человек и захватили трофеи, в том числе пять автомобилей, один мотоцикл, два зенитных орудия, 30 винтовок и другое военное имущество. Военные шоферы во время Великой Отечественной войны были неутомимыми тружениками. Они не только водили свои машины, но обслуживал ли ремонтировали их, обеспечивая боевую готовность автомобилей. За отвагу и мужество десятки тысяч военных шоферов получили награды. Молодые шоферы, сидящие сейчас за рулем автомобиля, должны постоянно помнить о славных делах своих братьев и отцов, брать пример с лучших из них и быть подлинными патриотами нашей великой Родины, строющей коммунизм.'ШШПолковник М. Среднее.На снимках ( с верхувниз ) : Второй Белорусский фронт. Померания. Военный регулировщик пропускает артиллерийскую колонну по улицам города Бальденберга. Фото М. Бернштейна. На ледяной трассе через Ладожское озеро. Фото Р. Мазелева и В. Федосеева. Второй Белорусский фронт. Наши части идут к Гданьску (Данцигу). Фото Е. Копыта. Слева: Первый Украинский фронт. Наши войска, переправившись через реку Шпрее, продвигаются вперед. Фото Р. Мазелева. Фотохроника ТАСС 1"