ЗАВЕТНЫЕ РУБЕЖИЮ. КлемановЕДАВНО в зарубежной печати промелькнуло сообщение о том, что английский гонщик Дональд Кэмпбелл намерен установить новый абсолютный мировой рекорд скорости на автомобиле. Но независимо от того, удастся это гонщику или нет, в нынешнем году автомобилисты могут отметить своеобразный «юбилей» — со времени установления существующего сейчас абсолютного рекорда скорости, достигнутой на автомобиле (Джон Кобб, 634,3 км/час, 1947 год), прошло 10 лет. Если вспомнить, что и предыдущий рекорд Эйстона был установлен в 1938 году, то может создаться впечатление, будто абсолютные мировые рекорды скорости на автомобиле обновляются лишь примерно один раз в десятилетие. Между тем это не так. За период с 18 декабря 1898 года, когда был зарегистрирован первый абсолютный мировой рекорд, он улучшался 46 раз, т. е. в среднем (если не считать потерянных лет двух мировых войн) почти каждый год. При этом были перерывы и более длительные, чем упомянутые выше, — рекорд «Блитцен-Бенца», установленный в 1911 году, продержался, например, более 12 лет. Это значит, что фактически «темп» обновления мировых рекордов скорости в нормальные мирные периоды истории человечества можно принять в среднем в 6—8 месяцев. Первым, кто проехал на автомобиле со скоростью, превышающей 100 км/час, был бельгиец Иенаци. Как это ни удивительно, но такой рекорд был установлен еще до начала нашего столет ия — в 1899 году, на автомобиле с электродвигателем, получавшим питание от аккумуляторной батареи. Иенаци прошел 1 милю со скоростью 105,9 км/час. То обстоятельство, что 100-километровый «рубеж» был преодолен именно на электромобиле, весьма взволновало в ту пору американских промышленников, связывавших свои расчеты на обогащение с развитием бензинового двигателя. Последовал целый ряд попыток побить этот рекорд, в которых, между прочим, принимали участие будущий «автомобильный король» Генри Форди миллионер Вандербильт. Попытки были успешны, и в течение последовавших пяти-шести лет абсолютный мировой рекорд скорости на автомобиле возрос почти вдвое, приближаясь к 200 км/час. Парадоксально, что и этот второй заветный «рубеж» впервые был атакован на автомобиле не с бензиновым двигателем. В 1906 году француз Марриот развил скорость 196 км/час на... паровом автомобиле конструкции американца Стэнли. «Стимер» — так назвал Стэнли свою машину — был последним рекордным автомобилем с паровымНдвигателем. А до этого, между прочим, паровые гоночные автомобили составляли довольно серьезную конкуренцию бензиновым автомобилям; в 1902 г., например, тоже на паровом автомобиле был установлен абсолютный мировой рекорд — 1 19 , 8 км/час. Скорость выше 200 км/час была показана впервые все же на карбюраторном автомобиле. Последовала серия рекордных заездов, завершившаяся в 1911 году блестящим результатом (228,1 км/час), достигнутым Бурманом на немецком автомобиле «БлитценБенц». Это был, пожалуй, последний рекордно-гоночный автомобиль (мы имеем в виду автомобили, предназначенные для побития абсолютных мировых рекордов скорости), который, в общем, не выходил за рамки нормальных представлений об автомобиле. Хотя международная ассоциация признанных автомобильных клубов еще вГоночныйавтомобиль «Блитцен-Бенц» (1911 г.).1906 году отменила всякие конструктивные ограничения для таких автомобилей, «Блитцен-Бенц» не отражал еще тех тенденций, которые стали характерны впоследствии, когда абсолютные мировые рекорды резко подскочили вверх. Правда, у него был колоссальный, на современный взгляд, литраж — рабочая емкость каждого цилиндра 5 литров, — но общая мощность двигателя в 200 л. с. даже ив те времена не представлялась чем-то особенным: она лишь в несколько раз превышала средний показатель мощности выпускавшихся тогда серийных автомобилей. Литровая мощность двигателя составляла 9,1 л. с. Иные показатели характеризуют рекордные автомобили-болиды последних трех десятилетий. Начиная с 1924 года, автомобили, предназначенные для побития абсолютного рекорда, строятся с двигателями, мощность которых превышает среднюю мощность выпускавшихся в то время серийных автомобилей обычно в десятки, а иногда ив сто раз. Уже на «Синей птице» Кэмпбелла стоял двигатель мощностью 2500 л. с , а «Сандерболт» Эйстона, на котором он в 1938 году прошел дистанцию со скоростью 575 км/час, имел два авиационных двигателя Рольс-Ройс, общей мощностью 6000 л. с ! Естественно, что для таких аппаратов, движущихся с колоссальными скоростями, потребовались совершенно иные условия испытаний и, прежде всего, соответствующие полигоны. Ведь даже на лучшем в Европе того времени специальном участке дороги шириной 28 метров идти со скоростью выше 300—400 км/час было «равносильно балансированию на тонкой проволоке», как образно охарактеризовал положение один немецкий журналист. Действительно, когда 1 километр машина минует за 6—8 секунд, малейшие неточности могут привести к катастрофе. Это обстоятельство помешало, между прочим, провести рекордные заезды на одном из первых рекордных болидов, имевшем к тому же отлично обтекаемый кузов. Речь идет о детище известного немецкого конструктора Порше — автомобиле Т-80, который в течение нескольких лет создавался на Штутгартском заводе фирмы «ДаймлерБенц». Автомобиль имел двигатель мощностью 3000 л. с. и был рассчитан на скорость до 700 (!) км/час. К тому времени, однако, подходящие для рекордных заездов участки были обнаружены лишь на пляжах в Бельгии (Остенде), Дании (Фаноэ), Англии (Пендине) и США (Дайтон), а также на высохших Соленых озерах в американском штате Юта (Бонневиль). И пришедшие к власти в Германии фашисты решили, из соображений «престижа», не проводить испытаний подготовленного с таким трудом автомобиля — абсолютный рекорд следовало, по мнению Гитлера, побить только на «немецкой земле». Интереснейший для того времени рекордный автомобиль стал в результате никогда не опробованным музейным экспонатом. Тем временем гегемонию в области создания рекордных машин прочно захватили англичане. С именами четырех английских гонщиков — Кэмпбелла, Сигрева, Эйстона и Кобба — тесно связана история развития абсолютного рекорда скорости на автомобиле за последнюю четверть века. Первые двое успешно штурмовали четырехсоткилометровый «рубеж» скорости. Генри Сигреву удалось преодолеть его в 1930 году на автомобиле с двумя двенадцатилитровыми авиационными двигателями, каждый мощностью 1000 л. с. «Синяя птица» Кэмпбелла, с двигателем 2500 л. с , имела 9 метров в длину. На ней Кэмпбелл в 1933 году развил скорость 438 км/час. Шеститысячесильный «Сандерболт» Эйстона весил шесть тонн и имел две передних оси, а также двойные скаты на задней ведущей оси. Можно себе представить впечатление от этой машины на дистанции рекордного заезда, когда она шла со скоростью 575 км/час!22