11
12
НОГДА в конце 1941 года прогремел под Волховом первый залп гвардейских минометов и огненные мечи, разрезав небо, ударили по позициям врага, все вдруг стихло. Прекратилась ружейная перестрелка, смолк орудийный грохот. Несколько минут фронт как бы прислушивался, оценивал невиданное ранее оружие. Вскоре по траншеям стала распространяться молва о каких-то необычных автомобилях. Прозвали их ласк ово — «Катюши». Они появлялись внезапно и, послав в сторону противника тяжелые снаряды, так же быстро исчезали. Заслышав в громе канонады их раскатистые залпы, солдаты удовлетвор енно переглядывались: «Катюши» заиграли!». Каждый знал, как уничтожающий огонь гвардейских минометов мгновенно останавливает атаки врага и насколько легче под их «музьжу» подниматься и идти в очередную контратаку. С тех пор прошло много лет. «Списаны», заменены новыми старые фронтовые автомобили — техника с каждым годом совершенствуется, — но остались боевые традиции гвардии. Они живут в сердцах солдат, им свято следуют те, кто сейчас водит боевые машины, сохранившие свое легендарное имя. ...Дремлет убранный снегами лес. По сторонам широкой просеки высятся здания казарм. Вечереет. Время от времени тишину морозного, словно застывшего, воздуха нарушает далекое эхо: на полигоне идут боевые артиллерийские стрельбы — последний этап тактических занятий. Но вот на дороге появляются десятки светящихся точек. Они приближаются, растут. Заиндевелые деревья искрятся под огнями фар. Попыхивая дымком,автомобили с легкостью берут завьюженный подъем и скрываются за воротами парка. Через несколько минут оттуда с громкой песней строем выходят солдаты. Одетые в одинаковые шапки-ушанки и серые шинели, воины кажутся похожими друг на друга. Но у каждого из них свой характер, своя армейская судьба. В комнате политпросветработы одного из подразделений на стенде «Наши отличники» можно видеть портрет шофера Алексея Ильина. Нет в подразделении человека, который бы не уважал Ильина. Однако авторитет Алексей завоевал не сразу. Как и многие другие призывники, он пришел в армию с правами водителя 3-го класса, полученными вДОСААФ . Случилось так, что Ильин, разбиравшийся в устройстве автомобиля лучше других, быстро зазнался; в итоге — начал получать плохие оценки, взыскания за нерадивость. Изменилось к нему и отношение товарищей. Бывало, один подойдет, другой, спросят о чем-нибудь, пошутят, поделятся сокровенной думкой, а теперь... «Ильин тянет подразделение назад! Ильин наряд вне очереди заработал!». Как-то раз к Алексею подсел ком ­ сорг. Он поинтересовался, где жил Ильин до призыва, на каком автомобиле работал после курсов ДОСААФ . Поговорили о предстоящих учениях, о том, как лучше готовить машины, чтобы на марше не случилось задержек. Долго продолжалась их беседа. Уходя, комсорг оставил Ильину альбом в синем потертом переплете. — Ты вот это почитай-ка... Алексей машинально откинул первую страницу. В альбоме были собраны журналы «Гвардеец», выпускавшиеся вгоды войны. И молодого воина невольно захватила история его части, которая прошла с боями более 3500 километров, участвовала в освобождении Варшавы и штурме Берлина. Ее Знамя увенчано двумя боевыми орденами. Алексей сам видел эти ордена, поблескивающие золотом и эмалью, к о ­ гда стояг часовым у знаменной сошки. Теперь он бережно перелистывал побуревшие листки. Здесь были и стихи, и меткие каррикатуры, и короткие рассказы о боевых делах однополчан. С поблекших фотографий на Алексея смотрели серьезные усталые лица, и он невольно всматривался пристальнее, когда замечал черную кайму, которой были обведены некоторые снимки. Этим солдатам и сержантам не приходилось врываться в окопы противника, добывать «языка», забрасывать гранатами дзоты: они воевали, сидя за рулем в кабинах автомобилей, но ратный труд их был поистине героичен. Ильин невольно сравнил себя с фронтовыми шоферами, и его вдруг охватило неприятное чувство стыда. Ведь он тоже солдат гвардейской части, ему доверен боевой автомобиль, а как он служит?.. Разговор ли с комсоргом, чтение ли фронтовых журналов или, быть может, учения, где он получил первую благодарность от командира части за старательность, возымели действие, но только Ильина с тех пор нельзя было узнать. На комсомольском собрании, проходившем после учений, он попросил слова и заявил: — Ставлю точку, товарищи. Недостатков в моей службе больше не будет! Обещание свое он сдержал: стал прилежнее относиться к учебе, повысил классность. Позднее его наградили11 стника войны, — который многое порассказал любопытному пареньку. Правда, Максуда вначале не приняли на курсы — молод еще, но он упросил начальника Наманганского автомотоклуба ДОСААФ , и тот разрешил посещать занятия. Учился Хакимов прилежно, и его допустили к экзаменам. Как раз к этому времени по возрасту он мог уже получить права. Работа на автомобиле в конторе «Заготскот» как-то мало удовлетворяла Максуда — она казалась ему слишком обычной. И когда в райкоме комсомола предложили ехать на целинные земли, Хакимов с радостью согласился. Там и застала его повестка из военкомата. Навыки и знания, полученные на курсах ДОСААФ , были для Хакимова лишь исходной точкой, от которой он шел, постигая тонкости своей военной специальности. Он никогда даже не предполагал, насколько сложен и ответственен труд военного шофера. Порой ему приходилось сожалеть, что, учась в автомотоклубе, он слишком наивно смотрел на предстоящую службу в армии, где такие случаи, как «не заводится», «не исправна», «опоздал выехать из парка», «застрял в пути», совершенно недопустимы. значком отличника и Почетной грамотой. Ильин в совершенстве знал автомобиль, и когда в часть прибыло новое пополнение, весь свой опыт водителя боевой машины он постарался передать комсомольцу Хакимову, принявшему от него «Катюшу» Рядовой Максуд Хакимов вырос в Узбекистане. Он среднего роста, с быстрым взглядом карих глаз. От его, словно подогретого морозом, лица, от всей его фигуры — плотной, коренас той — веет свежестью и здоровьем. Максуд решил стать шофером по примеру старшего брата — водителя, учаОфицеры и сержанты приучали Хакимова по-армейски — пунктуально и серьезно — относиться к боевой технике, заботиться о ней, как о самом себе, не считаясь с трудностями. Максуд полюбил доверенный ему грозный автомобиль. На тактических занятиях и учениях по топким болотам, в пургу, по рыхлой снежной целине он умело вел свою машину, показывая пример упорства и выносливости. Вовремя прибыв на огневую позицию, шофер помогал расчету готовиться к стрельбе: рыл аппарель, ниши для снарядов, маскировал автомобиль. И когда все отбегали в укрытие, он через щель брони, прикрывшей ветровое стекло, затаив дыхание, наблюдал за огромными огневыми стрелами, брошенными в небо содрогнувшейся от залпа боевой машиной. Выскочив из кабины, чтобы узнать о результатах, он обычно слышал полные значения два слова: «Цель накрыта!». Вернувшись со стрельбища, придя из караула или внутреннего наряда — всегда, когда бывало свободное время, — Хакимов спешил в автокласс и проводил там часы над книгами, макетами, схемами, деталями боевой машины, стараясь глубже изучить автодело.Но были и другие предметы: огневая, стрелковая, строевая, физическая подготовки. Хакимов и здесь старался не отставать от товарищей. С улыбкой Максуд Хакимов рассказывает, как на первом политзанятии на вопрос, что такое, по его мнению, воинская дисциплина, он ответил: — Ел не ел — кончай; спал не спал — вставай! Сейчас Хакимов уже совсем не тот, и смысл воинской дисциплины для него далеко не исчерпывается этим полусмешным афоризмом. Как опытного шофера, его назначают дневальным на контрольно-технический пункт; по его предложению в подразделении организован кружок изучающих автомобиль. Хакимов бережно носит в кармане гимнастерки потертую книжечку бордового цвета — права водителя, полученные в ГАИ Намангана, и смущается, когда кто-нибудь замечает на талоне № I небольшой круглый прокол. — Был однажды такой случай, — поясняет Максуд . — Д авно сменить пора, да все некогда. Командиры говорят о Хакимове: «Хороший солдат, старательный, — и уверенно добавляют, — будет отличником». Недавно дружная солдатская семья приняла в свои ряды новое пополнен ие — шоферов Ю. Пономарева, Б. Шмакова, А. Илларионова, П. Пылаева, воспитанников автомотоклубов Тамбовской области. Пока они, конечно, не обладают мастерством Ильина, нельзя равнять их ис Хакимовым, но с первых же дней солдаты серьезно взялись за учебу. В часы самоподготовки их можно видеть в классах, сосредоточенно склонившимися над книгами. И, наблюдая за ними, твердо веришь: успеха они добьются.Снимок вверху: На марше. Снимок внизу: Боевая машина заняла огневую позицию. Расчет готовится к залпу. На вкладке справа: Гвардейский миномет ведет огонь с закрытой огневой позиции. Фото автора....Ночью в подразделении внезапно прозвучала тревога и мгновенно подняла солдат с нагретых коек. Ни суеты, ни разговоров. Из пирамид быстроразбирается оружие, слышатся отрывистые четкие команды: «Становись!», «Равняйсь!». А шоферы уже в парке. Хлопают дверцы кабин. Проходит каких-нибудь. три-четыре минуты, и машины выруливают на дорогу, выстраиваются около казарм. Застывшие в ровной линии, с затянутыми брезентом реактивными установками, они таят в себе огром ­ ную силу. Вновь звучит команда. Солдаты, сержанты, офицеры быстро занимают определенные боевым расчетом места. Они готовы идти в эту морозную ночь по приказу командования. Пусть их встретят опасности, пусть будет тяжело, но приказ они выполнят! Боевая техника, врученная армии народом, находится в надежных, умелых руках.Н.Бобров.12