^г^^г^. берегам быстрой реки нескончаемым потоком движутся автомобили. Вместе с другими строителями Иркутской ГЭС неутомимо трудятся здесь и шоферы. Днем и ночью, в любую погоду подвозят они цемент, гравий, пес ок — все то, без чего не может жить стройка. Всего два года назад мало кому из строителей было знакомо имя молодого шофера Николая Грудинина. А сейчас, пожалуй, не найдешь человека на стройке, который не слышал бы о замечательных делах этого прославленного водителя. Биография у него простая. Прямо со школьной скамьи Николай пошел на курсы трактористов, окончив их, распахивал земли колхоза «Ангарский рыбак». Отсюда и призвали его на действительную военную службу. Возвратившись после демобилизации, Николай не узнал родных мест. На тихих в недавнем прошлом берегах кипело строительство, с шумом проносились сотни тяжелых грузовиков. Многие из новых мощных машин Николай видел впервые. Знание трактора помогло ему успешно закончить курсы водителей при местной организации ДОСААФ, и вскоре с новеньким удостоверением в кармане Николай явился к начальнику автоколонны. Но здесь молодого шофера ожидало первое разочарование. Стройка работала четко, по графику, и весь продуманный до мелочей ритм во многом зависел от водителей. Поэтому требования к ним были очень высокие. Надо было вначале узнать, что за человек получилt? г?^я<я^еЖ^права водителя, сможет ли он работать так, как надо, хватит ли у него упорства, смелости, знаний, не подведет ли новый шофер уважаемый на стройке коллектив. — Хотите поскорей на машину сесть? — спросил начальник колонны и подвел Николая к разбитому МАЗу. — Восстанавливайте, будете работать на нем. Будущий водитель горячо взялся за дело. Вместе со своим помощником он расчистил рабочее место, разобрал и сдал в ремонт отдельные части, доставил к месту сборки новые агрегаты. Крупные узлы ремонтировали в мастерских, но собирать и подгонять их пришлось самим. Много нужно было потрудиться Николаю и его напарнику, прежде чем двигатель, наконец, заработал. — А парень-то с огоньком... — похвалил его начальник колонны, подписывая Грудинину первый путевой лист. ...Шли месяцы напряженного труда. Николай водил теперь уже новый семитонный грузовик. Месячные задания он выполнял на 120 процентов, замечаний не было. Казалось, все идет нормально. Но полного удовлетворения Грудинин не ощущал. Многие шоферы на таких же машинах достигали куда больших результатов. В полтора, а то и два раза превышали они производственные нормы. Николай внимательно приглядывался к их работе. Хотелось знать, как они этого добиваются. Временами ему казалось даже, что и характер у них не такой, как у него, а более настойчивый, решительный. Таким представлялся ему и Евгений Боклин, один из передовых водителей стройки. Николай стремился быть похожим на Евгения. Так же, как и Боклин, он начал систематически заниматься спортом. А когда комитет ДОСААФ открыл курсы повышения квалификации на второй класс, Николай записался туда одним из первых. Но достичь цели, к которой стремился Грудинин, было нелегко. При всем старании ему удавалось делать лишь до 40 рейсов в смену. Между тем старшие товарищи совершали 50 и даже больше ездок. Вместе с опытом приходила зрелость. Сидя за рулем, шофер отмечал все возможности машины. Вырабатывалась привычка к анализу. «Вот этот прямой участок следовало проехать с большей скоростью, здесь надо взять разгон, чтобы легче одолеть подъем», — рассчитывал он после каждого рейса. Сэкономленные секунды складывались в минуты, превращались в добавочные рейсы. Вскоре Николай перевалил свой «рубеж» — сделал 47 рейсов — и продолжал наращивать темп работ. В его памяти надолго останется сентябрьская ночь. В одну смену на вывозке грунта от экскаватора до русловой плотины он сделал 71 рейс. Весть об этом разнеслась по всей стройке. Еще бы, случай небывалый. Д о сих пор 59 рейсов считалось пределом. Да и этого количества достиг только один Боклин. Рекорд Грудинина задел за живое многих шоферов. Они поняли, что можно работать еще производительнее. Развернувшееся в связи с этим соревнование шоферов повысило весь темп стройки, позволило сократить время, оставшееся до окончания работ. В дни пуска первого агрегата ГЭС в жизни Николая произошло важное событие — он был принят в ряды Коммунистической партии. Высокое звание коммуниста Грудинин оправдывает прежде всего своим трудом. Сейчас молодой водитель работает уже в счет 1960 года — последнего года шестой пятилетки. Но Грудинина знают на стройке не только как хорошего производственника. Он зарекомендовал себя к тому же общественником-активистом комитета ДОСААФ. Еще во время службы в армии Николай считался хорошим стрелком. Под его руководством досаафовцы транспортного управления стройки построили свой тир, и Грудинин стал председателем стрелковой секции. Сейчас он решил овладеть третьей оборонной специальностью — изучить мотоцикл. В. ПЛЯСКИН, техник-электрик «Ангарогэсетроя». Иркутск.КГОТОВИМ АВТОМЕХАНИКОВНовосибирский автомотоклуб ДОСААФс начала прошлого года ведет подготовку автомехаников по шестимесячной программе. На курсы механиков принимаются лучшие шоферы, с достаточным производственным стажем, по направлениям автохозяйств, совхозов и колхозов. Наряду с теоретическими занятиями курсанты проходят соответствующую практику на местном авторемонтном заводе. В прошлом году клубом подготовлено около шестидесяти специалистов по автоделу. Все они сейчас успешно работают по своей новой специальности в различных областях Сибири. В настоящее время клубом готовятся еще две группы механиков. Большинство из них прибыло из сельских районов. Среди курсантов шоферы колхозов Новосибирской области «Сталинский путь», имени Дзержинского, «Большевик», Убинского и Чановского совхозов, а также Таскаевской и Октябрьской МТС. Некоторые курсанты прибыли из хлеборобного Алтайского края. Успешную работу обеспечивают преподаватели А. Костенецкий, П. Лабзун, инструкторы производственного обучения К. Василевский, Д. Волченко и другие работники автомотоклуба. Ф. КУЗНЕЦОВ, Н. Грудинин на стройке Ангарской преподаватель Новосибирского ГЭС. автомотоклуба.