СИЛОВОЙ АГРЕГАТМОТОРОЛЛЕРА „ВЯТКА"и силовая передача мото«Вятка» объединены в один блок — силовой агрегат. Он размещен на рычаге задней подвески под седлом водителя (рис. 1). Силовой агрегат закрыт защитным кожухом, предохраняющим его от пыли и грязи. Доступ к нему имеется с правой стороны. На мотороллере «Вятка» установлен двухтактный одноцилиндровый двигатель с рабочим объемом 148 смз (диаметр цилиндра — 57 мм, ход поршня — 58 мм). Его мощность — 4,5 л. с. при 4500 об/мин. Он имеет кривошипношатунный механизм, газораспределение, системы питания, зажигания, смазки и охлаждения. К ривошипн о-ш атунный мех анизм включает в себя цилиндр с головкой, поршень, поршневые кольца, палец, шатун и коленчатый вал. Цилиндр расположен горизонтально, головкой вперед. Он изготовлен из специального чугуна, головка его — алюминиевая. Цилиндр и головка крепятся к картеру тремя шпильками, с наружной стороны имеют оребрение. Поршень изготовлен из алюминиевого сплава. Он снабжен отражателем, служащим для направления потока горючей смеси. Шатун — двутаврового сечения, в верхней его головке установлена бронзовая втулка, а в нижней — однорядный роликовый (5x10) подшипник без сепаратора. Составной коленчатый вал разбирается только при капитальном ремонте двигателя. Его правая и левая коренные шейки вращаются в шариковых подшипнинах, с наружной стороны которых находятся сальники. С истемапитания построена по обычной мотоциклетной схеме. Топливо из бензобака поступает через бензокраннк в отстойник. Он смонтирован вместе с топливным фильтром и бензокраником, который имеет три положения: «открыто» — О, «закрыто» — 3, «резерв» — Р. Из отстойника топливо самотеком попадает в поплавковую камеру карбюратора К-55. Для очистки воздуха служит сетчатый воздушный фильтр, а для уменьшения шума всасывания — глушитель. Бензонраник, карбюратор и воздушный фильтр расположены в отдельном отсеке корпуса. Доступ в него открывается при откидывании крышки, размещенной на передней стойке.Двигатель роллераО хлаждение двигателя — воздушное, принудительное. Обдув цилиндра осуществляется воздушным потоком, который направляется под кожух 1 (рис. 2 ) , закрывающий цилиндр 19 и головку 2 специальным вентилятором, установленным на маховике генератора. Газораспределение двигателя — кривошипно-камерное с возвратно-петлевой двухструйной продувкой. З ажигание — от генератора переменного тока (подробное описание системы электрооборудования мотороллера «Вятка» будет дано в одном из ближайших номеров журнала «За рулем»). Крутящий момент двигателя передается через силовую передачу на заднее колесо мотороллера. «Вятка» не имеет характерных для всех мотоциклов и мотороллеров цепной или карданной задней передач. Это в значительной степени повышает надежность силовой передачи и упрощает ее обслуживание. С иловаяпередача мотороллера «Вятка» состоит из сцепления, коробки передач и пускового механизма. Сцепление монтируется на левой коренной шейке коленчатого вала. Оно имеет три ведущих стальных диска (18), связанных с валом через подвижный барабан, и три ведомых диска, связанных с ведущей шестерней (17) моторной передачи. Диски сцепления работают в масляном тумане и находятся под действием шести цилиндрических пружин. Шестеренчатая передача от сцепления к коробне передач состоит из пары косозубых цилиндрических шестерен с передаточным числом 3,045. Одна из них, редущая (17), связана с дисками сцепления, другая, ведомая, — с блоком шестерен (8) коробни передач через пружинный амортизатор, установленный между венцом и фланцем шестерни. Благодаря этому амортизатору при резком трогании мотороллера с места или резком включении сцепления зубья предохраняются от поломки. Трехступенчатая коробка передач имеет ведущий и ведомый валы и шесть шестерен. Ведущий вал жестко закреплен в нартере двигателя. На нем установлен блок шестерен (8) с четырьмя шестернями (первой, второй, третьей и моторной передач). В постоянном зацеплении с ними находятся шестерни первой (15), второй (14) и третьей (13) передач ведомого вала.Рис. 2. Размещение силового агрегата. 1 — задний фонарь мотороллера; 2 — задний амортизатор; 3 — механизм переключения передач; 4 — пробка маслоналивного отверстия; 5 —- катушка зажигания; 6 — рычаг пускового механизма; 7 — крышка вентилятора охлаждения: 8 — крыльчатка вентилятора; 9 — кожух охлаждения цилиндра; 10 — провод высокого напряжения; 11 — сопротивление СЭ-01, поглощающее радиопомехи и телевизионные помехи, возникающие при работе системы зажигания.Рис. 3. Левая рукоятка руля: 1 — рычаг сцепления; 2 — рукоятка переключения передач; 3 — указатель включенной передачи.Рис. 1. Разрез силового агрегата: 1 — кожух охлаждения; 2 — головка цилиндра; 3 — поршневой палец; 4 — шатун; 5 — продувочные каналы; 6 — коленчатый вал; 7 — маховик; 8 — блок шестерен; 9 — храповик пускового механизма; 10 — держатель храповика; 11 — картер- 12 — ведомый вал: 13 — шестерня Ш передачи; 14 — шестерня II передачи; 15 — шестерня I передачи; 16 — ведущий вал; 17 — ведущая шестерня; 18 — диски сцепления; 19 — цилиндр; 20 — шпильки крепления цилиндра и головки; 21 — промежуточный вал.Ведомый вал, являющийся одновременно осью заднего колеса, вращается в трех подшипниках: двух шариковых (№ 204), расположенных со стороны крепления ступицы заднего колеса, и одном подшипнике скольжения, установленном в держателе (10) храповика. Та или иная передача включается крестовиной, передвигающейся в пазах ведомого вала и шестерен. При нейтральном положении крестовина находится между шестернями второй и первой передач. Управление переключением передач — ручное, поворотом левой рукоятки руля. На рукоятке имеется указатель, риска которого устанавливается против цифры, показывающей, какая внлючена передача (рис. 3). Специальный сальнин (рис. 2) предотвращает вытекание масла из коробки передач через ступицу. Пусн двигателя осуществляется с помощью пускового механизма. При нажатии на педаль рычага повертывается держатель 10 (рис. 2), в продольных пазах которого установлен храповик (9). Выходя при повороте из зацепления с держателем (10), храповик под действием пружин перемещается в продольных пазах корпуса. Затем он входит в зацепление с торцовыми зубьями шестерни первой передачи (15), которая также начинает вращаться. Шестерня первой передачи в свою очередь находится в постоянном зацеплении с блоком шестерен (8). Отсюда вращение передается через моторную передачу и сцепление на коленчатый вал двигателя. После того нак прекращается нажатие на педаль пускового рычага, она под действием возвратной пружины возвращается в первоначальное положение. Инженер-конструктор В. БЕЛЯКОВ.