Э Л ЕКТРООБО РУДОВАНИЕ МОТОРОЛЛЕРА „ВЯТКА"применяется На мотороллере «Вятка» переменного электрооборудование тока с номинальным напряжением 6 в. В качестве источников электрического тока используются генератор и аккумуляторная батарея. Принципиальная схема электрооборудования приведена на рис. 1. Генератор мотороллера «Вятка» — маховичного типа, состоит из ротора и статора, Ротор представляет собой массивный колоколообразный маховик, наАРис. 1. Принципиальная схема электрооборудования мотороллера «Вятка». 1 — лампа С-34; 2 — лампа стояночного света А-19; 3 — лампа А-44 фары; 4 — оптический элемент ФГ-50В; 5 — центральный переключатель; 6 — кнопка сигнала; 7 — кнопка включения зажигания; 8 — выводная панель; 9 — панель переходная; 10 — катушка питания зажигания; 11 — прерыватель; 12 — конденсатор: 13 — катушка зажигания Б-50; 14 — катушка питания приборов освещения; 15 — свеча зажигания; 16 — задний фонарь (лампа А-19); 17 — аккумуляторная батарея 3 МТ 7; 18 — стабилизатор и выпрямитель; 19 — переходная панель.внутренней стороне обода которого укреплено шесть постоянных магнитов. Он крепится на конусном конце коленчатого вала. На основании статора расположены три катушки. Основание с катушками крепится к картеру двигателя и может вместе с прерывателем и конденсатором повертываться по своим трем пазам при регулировке угла опережения зажигания. Для увеличения угла опережения основание статора повертывается против часовой стрелки, для уменьшения — по часовой стрелке. Профиль кулачка прерывателя сделан таким, что размыкание контактов начинается тогда, когда поршень находится в 29±1° до ВМТ в углах поворота кривошипа. Катушки генератора имеют сердечники, набранные из пластин электротехнической стали. На сердечники надеты текстолитовые щечки, между которыми и расположены обмотки катушек. Одна из них предназначена для питания током первичной обмотки катушки зажигания Б-50, две другие — для питания всех приборов освещения и сигнализации мотороллера. Для смазки кулачка прерывателя на основании статора генератора укреплен войлочный фильц. Пружина его держит увлажненный маслом войлок постоянно прижатым к кулачку. Зазор между контактами прерывателя регулируют поворотом его стойки относительно оси рычажка посредством специального эксцентрика, вращающегося в гнезде основания. После регулировки стойку фиксируют специальным винтом. На мотороллере установлена обычная мотоциклетная аккумуляторная батарея ЗМТ-7, которая служит для питания ламп стояночного света фары и заднего фонаря при неработающем двигателе. Она размещается в багажнике с левой стороны на специальном кронштейне и подзаряжается от генератора. Переменный ток выпрямляется селеновым выпрямителем 2 (рис. 2), представляющим собой селеновый столбик АВС-45-122 из двух шайб и балластное сопротивление 3, включенное в цгпь выРис. 2. Стабилизатор и выпрямитель.Рис. 3. Размещение центрального переключателя на правой рукоятке руля. прямителя для ограничения зарядного тока. В карболитовом корпусе 1 вместе с выпрямителем смонтирован стабилизатор. Он предназначен для стабилизации напряжения, развиваемого генератором при различных числах оборотов. Стабилизирующее устройство состоит из трансформатора 4и гасящего сопротивления 5, которое включено последовательно в цепь первичной обмотки трансформатора, а также конденсатора 6, включенного в цепь вторичной обмотки. В данной схеме электрооборудования стабилизатор с выпрямителем напряжения выполняет ту же роль, что и релерегуляторы мотоциклов, имеющих батарейное зажигание. Но он более надежен в работе и прост в обслуживании, так как не имеет контактов и не требует регулировки. Для устранения радио- и телепомех, возникающих при работе электрооборудования мотороллера, в цепь провода высокого напряжения включено помехоподавляющее сопротивление СЭ-01. Управление работой всего электрооборудования осуществляется одним прибором — центральным переключателем 4, расположенным на правой стороне руля (рис. 3). Он имеет две кнопки1 и3и рычажок 2. Кнопка 3 предназначена для выключения зажигания. При нажатии на нее замыкается на массу второй конец катушки питания зажигания. Кнопка 1 является кнопкой сигнала. Сигнал — вибрационный типа С-34. Включается он при любом положении рычажка 2. Рычажок центрального переключателя имеет следующие положения: С—стояночный свет (включены лампа стояночного света фары и задний фонарь); О — положение для езды днем; Б — ближний свет; Д — дальний свет. В положении БиД включены лампа фары (ее нить ближнего или дальнего света) и лампа заднего фонаря. Для предохранения проводов от повреждения все они заключены в полихлорвиниловые оболочки и находятся в металлических трубках. Для облегчения и ускорения разборки и сборки предусмотрены переходные и выводные панели. Примененное на мотороллере «Вятка» электрооборудование переменного тока, исключающее использование аккумуляторной батареи как источника тока для питания системы зажигания при пуске двигателя, свободно от недостатков, присущих электрооборудованию постоянного тока. Оно, естественно, не приносит водителям неприятностей и огорчений, вызванных «посаженной» аккумуляторной батареей, плохим электролитом или окислившимися контактами. Электрооборудование переменного тока всегда готово к работе, и в этом отношении его преимущество перед системами зажигания на постоянном токе бесспорна. Инженер-конструктор В. БЕЛЯКОВ.