СТАВИТЬ МОБИЛЬ?Инженер М. БЕРГМАН 3—4 бокса. При типовом проектировании следует учитывать, что выпускаемые у нас сборные металлические гаражи (Тушинского завода и др.) имеют серьезный недостаток: они не могут пристраиваться друг к другу. В результате непроизводительно расходуется лишний металл и площадь, необходимая для его размещения. Следует подчеркнуть, что размещение типовых гаражей в первом и подвальном этажах жилых зданий, хотя это и разрешается строительными нормами, не экономно и не может быть рекомендовано.Э тот вопрос волнует сейчасне многих автолюбителей, которые имеютгаражей, мало-мальски отвечающих современным требованиям. В то же время в результате неуклонно улучшающегося материального благосостояния советских людей число легковых автомобилей, находящихся а личном пользовании трудящихся, непрерывно растет. Теперь в быстрейшем решении гаражной проблемы заинтересованы уже не только владельцы автомобилей, но и все городские жители. У нас почему-то принято отводить участки под гаражи и автомобильные стоянки, как правило, на окраинах города, зачастую на расстоянии многих километров от того места, где живут сами владельцы автомобилей. Такое решение вопроса, хотя и кажется заманчивым, но в действительности серьезно ущемляет интересы владельцев автомобилей ив какой-то мере наносит ущерб интересам всех жителей города. Известно, что шум, теснота на улицах, загрязнение воздуха и другие неприятные последствия возникают в основном при интенсивном движении автомобилей. А оно, как известно, прямо пропорционально длине пробега по улицам города. Таким образом, чем дальше находится место хранения автомобиля от места проживания его владельца, тем больше возрастают эти последствия. Нельзя не учитывать и материальной стороны дела. Ведь каждый лишний километр пробега автомобиля — это дополнительный расход топлива, масла, шин, увеличение стоимости технического обслуживания и ремонта. Мы твердо убеждены, что гаражи для автомобилей индивидуальных владельцев должны войти в состав жилых кварталов и отдельных домов, как неотъемлемые их элементы. Назрела необходимость пересмотреть и правила открытого хранения автомобилей. Стоянку (без ограничения во времени) следует разрешить на улицах, площадях, в переулках, во дворах, т. е. всюду, где это не нарушает безопасности движения. Вместе с тем должны быть приняты меры против беспорядочной постройки отдельных боксов-сараев из старого железа, горбылей и т. п.Чтобы упорядочить гаражное строительство, было бы целесообразно разработать общесоюзное положение о гаражах для владельцев автомобилей. Такое положение, на наш взгляд, могло бы включать следующие основные разделы: нормы обеспечения автомобилей гаражами и стоянками и принципы размещения их в плане города; порядок удовлетворения владельцев автомобилей гаражами-стоянками; нормы строительного проектирования; порядок эксплуатации гаражей и стоянок; типовые планировочные схемы расположения гаражей и стоянок в плане жилого квартала и участка. В связи с этим нам хотелось бы высказать несколько практических предложений и пожеланий.КАК ОРГАНИЗОВАТЬ | СТРОИТЕЛЬСТВО. В настоящее время, когда Коммунистическая партия и Советское правительство проводят грандиозную программу жилищного строительства, было бы неправильно рассчитывать на решение гаражной проблемы лишь за счет государства. Поэтому к строительству гаражей должны быть привлечены средства самих владельцев автомобилей. Такое решение разумно и практически вполне осуществимо. Представляются целесообразными следующие варианты привлечения владельцев машин к участию в гаражном строительстве: 1. Горсовет в соответствии с перспективным планом обеспечения гаражами автомобилей индивидуального пользования намечает строительство определенного количества гаражей на конкретных участках. Одновременно объявляется подписка-продажа отдельных мест-стоянок в этих гаражах (аналогично тому, как это делается при целевом жилищном строительстве). В зависимости от результатов подписки устанавливается и очередность строительства. 2. При строительстве отдельных домов или целых жилых массивов должны одновременно планироваться и гаражи. Места в них распределяются между будущими жителями домов с последующей оплатой по сметной стоимости. Таким образом, стоимость гаражей исключается из стоимости жилых помещений. 3. Владельцы автомобилей, проживающие недалеко друг от друга, объединяют свои силы и средства и организуют гаражестроительный кооператив. При этом члены кооператива смогут вложить в строительство не только свои материальные средства, но и личный труд, свои технические знания, энергию и инициативу. Стоимость гаража, возведенного на кооперативных началах, безусловно, будет не высокой.СТРОИТЬ ПО ТИПОВЫМ ПРОЕКТАМ! Вполне понятно, что строительство гаражей для автомобилей индивидуальных владельцев необходимо вести по типовым проектам. Лишь в отдельных случаях, используя местные условия, можно разрешить возводить нетиповые постройки. Как нам представляется, нужны четыре основных вида типовых гаражей в зависимости от их назначения. Гараж для центральной части крупного города должен быть многоэтажным с максимальным использованием участка и применением механизации для внутригаражного перемещения автомобилей. Он должен вмещать 100—200—300 машин. Для обычных городских условий следует строить гаражи на 50—100 автомобилей. Они могут быть одноэтажными или двухэтажными с использованием подвала для стоянки. Кстати сказать, гаражи этого типа уже разработаны Гипроавтотрансом. В городских районах с малой плотностью застройки целесообразно иметь гаражи на 10—20—30 машино-мест с самостоятельным двором или без него. Такой гараж можно будет строить по секциям, постепенно увеличивая число боксов. Наконец для окраинных районов города, где преобладают постройки усадебного типа, нужны гаражи, имеющие8