10
11
НА ПЕРВЕНСТВЕ СССРСпортсмен 1-го разряда водитель А. Терехин блестяще провел этугонку . Пройдя шестой круг за 19 секунд (т. е. со средней скоростью 139 нм/час) и захватив лидерство, он уже не уступил его больше никому, закончив дистанцию (11 кругов по 44,1 км) с отличным для машины группы «А» результатом — 3 : 4 4 . 34,0. Достаточно сказать , что время победителя вгруппе «В» (т. е. на машинах, литраж двигателя которых вдво« и даже вчетверо больше рабочего объема двигателя группы «А») было меньше всего лишь на 43 ' с екунды ! А ряд машингруппы «В» отстал от быстрого «Москвича» на целых 5 — 7 минут , в том числе и прославленный ЗИЛ-12В, и меющий двигатель мощностью 220 л. с , пластмассовый кузови шедший под управлением мастера спорта Бориса Курбатова. Если учесть непредвиденную задержку «Москвича» на старте и довольно «осторожное» прохождение им последнего круга (20.50,3), то можно сказать, что эта маш ина имеет шансы на успех танжеив международных соревнованиях.Ю. КЛЕМАН08отя первенство СССР по шоссейнокольцевой тонне разыгрывалось в четырех группах автомобилей (спортивные «А», «Б» и «В», гоночные «Г»), судье на старте пришлось делать отмашку флагом, по крайней мере, девять раз . И не потому, что было много «фальстартов» (их, к ак раз, не было совсем), а по причине , гораздо более существенной. Дело втом , что спортивные общества подготовили крозыгрышу первенства СССР 1958 года автомобили в таком разнообразном «ассортименте», что внутри почти каждой группы понадобилось установить гандикап , причем для одних только гоночных автомобилей было дано, например, четыре старта. Это обстоятельство, которое, может быть, и понажется кое-кому не слишком отрадным, — п оскольку оно отражает несоответствие ряда наших автомобилей международной спортивной классификац ии , установленной ФИА , — свидетельствует, тем не менее, о большой работе, проделанной спортивнымиорганизация ­ ми за последнее время. Действительно, тот, к ому довелось побывать на всех чет ырехрозыгрышах первенства СССР по шоссейно-кольцевой автомобильной тонне (они проводятся с 1955 года), не может не заметить разительных перемен, происшедших сейчас в «структуре» нашего спортивного автомобильного парка . Если, например, в 1955 и 1956 годах гоночн ых автомобилей на старте не было совсем, а спортивные насчитывались единицами, то ужев прошлом году спортивные автомобили стали доминировать, о п ­ ределяя собой общуюкартину старта, а в 1958 году всего лишь два автомобиля (из пятидесяти допущенных) имели стандартные кузова , причем выглядели, прямо скажем , к ак явный анахронизм . Гоночные автомобили, которые лишь впервые появились на старте первенства СССР в прошлом году, нынче были собраны ужев целую группуи отличались известным разнообразием типови конс трукций . Все это говоритотом , что автомобильные гонки — нак один из основных видов автомобильного спорта — приобретают у нас все более выражен ­ ные и свойственные им черты и формы. Гандикап же , который в ряде групп пришлось установить, нередко применяется такжеивзаграничнойпрактике проведения автомобильных соревнован ий ; в частности, для спортивных автомобилей поправочный коэффициент подсчитывается по скорректированной формуле соревнований, проводящихся ежегодно в Ле-Мане (Франция), а для гоночн ых — по такойже формуле сдругими исходными данными . Обе формулы были в свое время предложены на страницах журнала «За рулем» судьей всесоюзной категорииЛ . Л . Афанасьевым. Т аким образом, в гонках этого года было много нового и интересного. К тому же судейская коллегия решила проводить соревнования не раздельно по группам , а объединив их фактическив два больших заезда с раздельными старт ами ; благодаря этому зрителям не пришлось, к ак обычно, «скучать» в ожи ­ дании вестей страссы — они едва успеХвали отмечать в своих программках прохождение машин , которые почти ежеминутно с ревом проносились перед импровизированными «трибунами», образовавшимися на зеленом склоне холма в районе 9-го километра Московского шоссе, близ Минска .БОРЬБА ЗА ОЧКИИнтересно прошла гонкаи на спортивн ых автомобилях группы «В». Здесь в течение девяти кругов лидировали армейцы С. Голубев и В. К улюкин , а другой экипаж армейцев — А. Кузнецов и Б. Ненароков — держался сначала на третьем, затем на втором месте. Этот экипаж запомнился многим еще спрош ­ лого года: всем памятна его печальная «судьба», когда, лидируя в течение десяти круговс большим отрывом от остальных конкурентов , он был вынуж ­ ден внезапно прекратить борьбу из-за неполадок в двигателе. На этот раз Кузнецов и Ненароков изменили такти ­ к у — о ни терпеливо держались поодаль вплоть до десятого круга , а затем нео жиданнымрывком вышли вперед. Голубев иКулюкин бросились им вдогонку , но... было уже поздно. С минимальным разрывом в 9,2 секунды А. Кузнецов и Б. Ненароков финишировали первыми и стали чемпионами СССР. Нельзя не отметить большой спортивной выдержкии самообладания, которые проявили вгонке автомобилей группы «В» армейские спортсмены А. К окини Ю. Туляков. Их автомобиль уже на втором круге потерпел аварию, сбив три столбика при повороте на Вильнюсское шоссе, но спортсмены , получив ушибы , все же продолжали гонку . Они знали, что участвуютв номандном зачете и поэтому, идя на машине с разорванным кры ­ лом и помятым кузовом , старались не только дотянуть до финиша , но и, по возможности, занять высокое место. И хотя на последнем круге их обошел Б. Курбатов на ЗИЛ-12В, пятое место, оставшееся за КокинымиТуликовым , было достаточным, чтобы принести«МОСКВИЧ» ОБХОДИТ ЗИЛ-12Первые треволнения доставил зрителям еще на старте спортивный автомобиль № 9 (водитель А. Терехин), выступ авшийвгруппе «А» (с рабочим объемом цилиндров двигателей до 1500 смЗ). Когда все машины этой группыужескрылись из виду, пройдя после отмашк исудьи , по крайней мере, километров пять от линии старта, н расный «Москвич» под номером 9 лишь неторопливо пересекал этулинию . Нет, т о был не гандикап , а просто непредвиденная зад ержка из-за неполадок в двигателе. С трудом механик спортсмен 3-го разряда Ю. Федотов сумел его запустить лишь минуты через три после начала гонки . Можно себе представить, к акими долгими показались эти минуты многочисленным болельщикам: ведь речь шла о той самой полюбившейся еще с прошлого го ­ да машине, на ноторой Е. Беретов и Е. Цыплаков выиграли первенство СССР 1957 года. Среди 14 стартовавших вместе спортивных машин группы «А» и группы «В» (с рабочим объемом цилиндров двигателей свыше 300С см 3 ) автомобиль № 9 закончил первый круггонки позже всех. Не многим лучше было его тур ­ нирное положение и после трехкругов . Но каковоже было изумление публикии судей, ногда ужекконцу 4-го круга эта машина оказалась «на хвосте» у лидера гонки — автомобиля № 13 (водитель спортсмен 1-го разряда Н. Климанов), а затем, после острой «схватки» на Лог ойском шоссе, вышла вперед, обогнав заодно и несколько мощных автомобилей группы «В».В группе гоночных автомобилей заслуженную побелУ на автомобиле собственной конструкции одержал ленинградский спортсмен В. Г. Шахвердов. Ему присвоено высокое звание чемпиона СССР. Н аснимк е: В. Г Шахвердов на дистанции. ПО ШОССЕЙНО-КОЛЬЦЕВОЙ ГОНКЕкоманде армейцев решающие очки: в результате первого дня соревнований команда Советской Армии имела 440 очнов, а команда спортивного общества «Труд» — 345 очков. Впрочем, на следующий же день, при розыгрыше первенства по группе «Б» (спортивные автомобили до 3000 смЗ), спортсмены общества «Труд» Ю. Андреев и Е. Злыднев «реваншировались» почти подобным же образом, т. е. продолжив гонку после того, как потерпели аварию. Их машина столкнулась с гоночным автомобилем минчанина Д. Банникова («Красное знамя») и выглядела едва ли лучше, чем злополучный автомобиль Конина и Туликова, но спортсмены все же закончили дистанцию, принеся своей номанде 67 очков. Победителями в этой группе были представители общества «Труд» В. Косенков и А, Силантьев, выступавшие на спортивном автомобиле с форсированным двигателем «Волги». Еще два таких же автомобиля, подготовленных спортсменами «Труда» на одном из ленинградских автохозяйств, тоже заняли высокие призовые места (2-е и 4-е). Спортивные «Волги» явно доминировали в этой группе, оттеснив на задний план (несмотря на гандикап) автомобили, подготовленные армейцами и спортивным обществом «Гантиади» (Грузия). Пройдя дистанцию 485,1 км за 3 :36.48,8, победители принесли своей команде важные очни. Забегая вперед, надо сказать, что борьба за очки кончилась в итоге двух дней соревнований в пользу армейцев. В общекомандном зачете они набрали 780 очков против 718, полученных спортсменами «Труда». Но этот итог отличается одной характерной особенностью: он имеет, так сказать, локальное происхождение. Дело в том, что основное количество очков как той, так и другой стороне принесли спортсмены-ленинградцы и если бы командное первенство разыгрывалось, скажем, не между спортивными обществами, а между городами, то почти все лавры победы по праву достались бы городу Ленина. ДВОЙНОЙ ТРИУМФ ВАЛЕРИЯ ШАХВЕРДОВА Успехи ленинградцев связаны прежде всего с именем инженера кандидата технических наук В. Г. Шахвердова, являющегося конструктором гоночных автомоВ классе спортивных автомобилей с рабочим объемом цилиндров двигателей до 1500 см3 (группа «А») победили москвичи А. Терехин и Ю. Федотов. Н асни мк е:. ф иниш гонки в группе <А». билей класса до 2500 смЗ. В прошлом году эти машины, впервые участвуя в шоссейно-кольцевых гонках на той же трассе, не проявили себя с хорошей стороны. Многие помнят, нак тогда спортсмен 2-го разряда В. Г. Шахвердов был вынужден... толкать перед собой свою собственную машину к финишу, стремясь спасти для команды армейцев несколько зачетных очков. Прошлогодняя неудача не обескуражила, однако, конструктора-спортсмена. Он упорно трудился в течение года и сумел не только создать новую модель гоночного автомобиля, но и подготовить к соревнованиям еще четыре таких машины, которые и были включены в розыгрыш первенства СССР по группе «Г». А одновременно у него нашлись и «последователи». Так, в Тбилиси спортивным обществом «Гантиади» был подготовлен гоночный автомобиль конструкции Шахвердова, занявший 4-е место в группе «Г» (на нем выступал грузинский спортсменперворазрядник Ш. Зардиашвили). Сам Шахвердов, выступавший на одной из машин собственной конструкции, проявил одновременно и высокое тантическое мастерство. Пройдя первые круги на третьем месте, он постепенно приблизился к лидерам, затем вышел на второе место, а последние два круга уверенно возглавлял гонку и первым закончил дистанцию (7 кругов — 308,7 км) со временем 2 :36.25,00. На втором месте был его одноклубник ленинградец Г. Шеронов. В группе «Г» стартовали также и автомобили с рабочим объемом цилиндров двигателя до 500 смЗ (что соответствует международной формуле 111). К сожалению, лишь одна из шести таких машин сумела пройти всю дистанцию, но в течение первых четырех кругов она даже вела гонку и управлявший ею мастер спорта ленинградец В. Буфетов немало потрепал нервы своим более «крупнолитражным» соперникам. Лишь на последних кругах пятисотна № 37 не выдержала напряжения, и в результате Буфетов «опоздал» к финишу — последний был закрыт ровно за... 7 секунд до того, как ленинградец закончил гонку. ГОНОЧНЫЕ «МАЛЮТКИ» ВЫХОДЯТ ИЗ ПЕЛЕНОК В этой связи хочется сказать несколько слов о наших пятисотках. Тот факт, что к старту первенства СССР 1958 года было заявлено около пятнадцати таких автомобилей, застал, видимо, врасплох как составителей положения о первенстве, так и главную судейскую коллегию. Ничем иным нельзя объяснить, например, странное решение судейской коллегии, не допустившей к старту больше половины из представленных пятисоток только потому, что за рулем их сидели спортсмены, не имеющие разрядов. Непомерно большой для автомобилей этого литража была, на наш взгляд, и установленная дистанция соревнований (308,7 км). В результате столь отрадный факт, как появление на наших скоростных трассах нового отряда гоночных автомобилей, — к тому же полностью отвечающих требованиям международной формулы III, — был омрачен и остался фактически не замеченным. А ведь именно машины III формулы являются наиболее перспективными как в международном, так ив нашем отечественном автомобильном спорте! Им следовало открыть зеленую улицу, тщательно продумать условия проведения соревнования, с тем, чтобы на этой основе подвергнуть критическому анализу особенности их конструкции Нельзя забывать, что на этих машинах применены многие узлы и агрегаты, проектирующиеся в дальнейшем для установки на стандартный микролитражный автомобиль отечественного производства (например, подвеска «Звезды-500» и пр.). Как они покажут себя в работе, какие их недостатки и преимущества выявятся в условиях напряженной гонки7 К сожалению, объективного ответа на эти вопросы получить пока не удалось, так как масштабы соревнований (по числу участников) были искусственно занижены, а дистанция не соответствовала принятым в зарубежной практике нормам. Правда, один вывод по конструкции пятисоток можно сделать даже из первого неудачного опыта проведения их соревнований. Речь идет о двигателях, несовершенство которых проявилось достаточно ясно. Видимо, следует еще раз подумать о том, насколько правилен путь использования мотоциклетных двигате-Вот как выглядел автомобиль А. Кокнна и Ю. Туликова после того, как на втором круге гонки он потерпел аварию. Тем не менее спортсмены продолжали соревнование и сумели выйти на 5-е место в своей группе (класс автомобилей с рабочим объемом цилиндров двигателя свыше 3000 см 3 ). лей для микролитражных автомобилей, в том числе и для проектируемого стандартного микролитражного автомобиля отечественного производства. Итоги розыгрыша первенства СССР по шоссейно-кольцевой гонке поучительны во многих отношениях. Наряду с проблемой пятисоток они выдвигают целый ряд других важных вопросов, настоятельно требующих своего разрешения. Необходимо привлечь к постройке гоночных автомобилей спортивные коллективы автозаводов (особенно Горьковского), стоящие пона в стороне от этого дела; пора окончательно отказаться от допусна к соревнованиям автомобилей со стандартными кузовами; должно быть тщательно продумано в свете происшедших изменений положение о шоссейно-кольцевой гонке; и, наконец, назрел вопрос о выборе новой шоссейно-кольцевой трассы для проведения таких соревнований. Девять стартов первенства 1958 года должны стать, по существу, одним большим стартом в деле дальнейшего развития подлинно современных форм ско~ ростного автомобильного спорта в нашей стране.*В классе спортивных автомобилей с рабочим объемом цилиндров двигателей до 3000 см 3 (группа «Б») победили ленинградские спортсмены В. Косенков и А. Силан тьев, завоевав звание чемпионов СССР. Н аснимке : В. Косенков и А. Силантьев выходят на последний круг. Фото автора.