I I Stиости. Д ля двухминутных гонок такие моделивообщенепригодны . П ока их заведут — в ремяуже уйдет. А втомоделистам следует ещемного поработать над подборомправильного соотношения шестерен . Тогда запуск мо ­ делей станет надежнымилегким . П о ­ следнее особенноважно . Ведь примеждународных встречах на запуск мо ­ дели отводится всего две минуты , а не пять, к ак было в Ростове. К акивпрошлыегоды , б ольше всего хлопот было у спортсменов, представивших пятикубовыемодели . Д оводка пятик убовыхмоторов сложна иеще плохо освоена моделистами . Слабым местом пятикубовых моделей украинцев было крепление шин. Не выд ерживаяцентробежнойнагрузки , они вылетали из шайб. На модели этого класса надо, видимо, ставить распорные кольца. О нинадежноудерживаютши ­ н ыв шайбах. П осколькускоростимоде ­ лей из года вгод будут возрастать, м ож ­ но рекомендоватьустановкураспорныхколец на моделях всех классов. Внимательно ознакомившисьс устройством кузововмоделей , участвовавших в соревнованиях, м ожнопорекомендо ­ вать товарищам изготовлять кузоваме ­ т одом давления изорганического стекла или путем склеивания из капрона . П риэтомможно совместить хорошую обтекаемость скрасотойотделки . Так имметодом были выполнены кузовамоделейМосквы , к оторые «а стендовых испытаниях получили высокиеоценкии завоевали призжурнала «Техника — м о ­ лодежи». Нельзя не отметить, что на результаты состязаний повлияла и нечеткая рабо ­ та судейской коллегии. Правда, опыт у наших судей невелик — соревнования моделистов проводятся сравнительно недавно. Н ои все-таки можно было бы избежать многих досадных «накладок». Техническая комиссия пристендовомосмотре не имела подробнойинструк ­ ции по оценкемоделей . Это приводилокразногласиями протестам. В опрекиположениюо соревнованиях судейская коллегия допустила к участию модельсоткрытымцилиндром , уступив настоян иям представителя командыУкраин ­ с кой ССР А. Рекка. Х ронометраж не производилсяс точностью до сотых до ­ лей секунды , к ак это положено , п осколь ­ к ухронометристы располагались не у самой линии старта-финиша. И последний, но, п ожалуй , самый главный вывод из прошедшихсоревно ­ ваний состоит вследующем . Всем известно, что трекдолжен быть абсолютноровными представлять собойбетонноекольцосэлектрическимкордовым устр ойствомв центре. А что мы имели в Ростове? К акую - т окроссовую трассу, на которойдаже тяжелые моделинередко переворачивались. К ордовоеприспособ ­ ление было сделано неграмотно , и мелобольшоекруговоесопротивление , что снижало скорость моделей . А втомодельныйтрек — это не автом отодром . Построить его не так ужсложно . Но, в идимо , этот вопрос, столь важныйдля всех моделистоз , м ало беспокоит тех, к то призван руководить этим интересным иполезнымвидом спорта. А. ДАВЫДОВ, С. К АЗАНКОВ , победители финальных соревнований спартакиады.I„РАЛЛИ10 00 JОЗЕР"четыре новых «Москвича» В августе 407 выехали из Москвы по намодели Трасса проходила главным образом по дорогам местного значения, а все скоростные участки протяженностью от 1 до 8 км — по лесным односторонним дорогам без покрытия. Скоростные участки требовали огромного напряжения и большого мастерства участников, высокой динамичности и устойчивости автомобиля. Лесные дороги извилисты и узки, с каменными глыбами на обочинах, с крутыми поворотами. подъемами и спусками.«МОСКВИЧИ» В ЫДЕРЖАЛИ ИСПЫТАНИЕправлению к Ленинграду. Автомобили были дополнительно оснащены фарамиискателями и желтыми противотуманными фарами. Кроме того, обращали на себя внимание международные номерные знаки серии «АВ» и таблички с буквами «SU», как принято за рубежом сокращенно обозначать Советский Союз. На всех остановках возле автомобилей собирались люди. Многие расспрашивали о назначении специальных приборов, предохранительных ремней и т. п. Все казалось необычным. Но по сути, необычным был и сам путь следования «Москвичей». Они направлялись в Финляндию, где советские спортсмены должны были впервые принять участие в международных автомобильных соревнованиях.ТРУДНЕЙШИЕ В ЕВРОПЕ«Ралли 1000 озер» — так называются в Финляндии крупные лично-командные соревнования автомобилистов различных стран, проводимые по календарю ФИА. Одновременно при этом разыгрывается традиционный матч между Финляндией и Швецией. Личные результаты в этом сложном состязании определяются как по классам автомобилей, так и по общему зачету, который выявляет абсолютного чемпиона ралли. Командное первенство разыгрывается не по странам или клубам, а только по маркам автомобилей. «Ралли 1000 озер» относятся к соревнованиям очень трудным, пожалуй, наиболее трудным из всех европейских соревнований на регулярность движения. Интересны условия проведения этих ралли. Трасса соревнований наносится на кальку без названия дорог и населенных пунктов. Сообщается она участникам лишь за восемь часов до старта. К этой схеме трассы спортсмены сами должны подобрать соответствующую карту Финляндии. Схема накладывается на карту, и только тогда можно начать изучение маршрута. Общая протяженность маршрута составила около 1600 км. На нем располагалось 11 контрольных пунктов времени (KB), 20 скоростных участков (для скоростных гонок), 3 испытания на подъем (скоростная гонка), испытания на ипподроме (кольцевая гонка) и 2 испытания на фигурное вождение (скоростное выполнение различных фигур). Как оказалось впоследствии, было организовано еще 4 секретных контрольных пункта.Финские и шведские гонщики хорошо натренированы на дорогах такого типа. И выступают они, как правило, не на стандартных серийных автомобилях, а на улучшенных моделях, выпущенных сравнительно небольшими сериями. Например, шведский автомобиль «Волво-PV 444-04», выступавший в одном классе с «Москвичом-407», имеет двигатель мощностью 85 л. с. и 4-ступенчатую коробку передач. Победитель соревнований должен набрать наименьшее количество очков. Штрафные очки начислялись за опоздание или опережение графика основных дорожных соревнований. Учитывалась также общая сумма времени (в секундах) прохождения скоростных участков, • подъемов в гору, ипподрома и фигурных испытаний. Невыполнение фигур тоже вело к штрафу. В отличие от наших соревнований каждый участник «ралли 1000 озер» получал основной график движения, который не изменялся в процессе соревнований, и в случае опоздания гонщика на контрольный пункт новый график не устанавливался. Таким образом, при опоздании можно получить штрафные очки на каждом последующем пункте КВ. На секретных пунктах фиксировалось только опережение графика. Еще в Москве, изучая положение соревнований и правила движения по Финляндии, наши спортсмены почувствовали, что им будет нелегко. Эти опасения усилились во время тренировок под городом Ювяскюля. К тому же финны «успокаивали» нас: «Иностранцы почти всегда сбиваются с трассы». Однако советские спортсмены оказались на высоте и сумели провести свои автомобили почти без ошибок. Ознакомившись на месте с конкретной обстановкой, наша команда разработала правильную тактику и поэтому смогла вести успешную борьбу за победу. В умелых руках советских гонщиков «Москвичи» показали себя как прочные и надежные автомобили.8