/x/ c *^Wров. Им же пришлось открывать соревнования по фигурному вождению. Смущенные всеобщим вниманием тысяч харьковчан и, конечно, еще не отдохнувшие после изнурительных дорожных соревнозэний, спортсмены явно не справились с поставленной перед ними задачей. Сбившись с маршрута, они потеряли много драгоценного времени, а за сваленные флажки получили большое число штрафных очкоз. Не очень удачными были и не:колько последующих ззездоз. «боксы» оказывались почему-то слишком тесными, колейные мостики чересчур узкими, а минуты и секунды короче, чем хотелось бы. Но вот на старте автомобиль под номером 30. Он быстро отрывается от «стенки», обозначенной флажками, стремительно передним и задним ходом описывает «восьмерку», узереннз въезжает и выезжает из «боксов», на высокой скорости выполняет фигуру «три круга», безошибочно преодолевает «мостики» и точно останавливается на линии «стоп». Диктор объявляет: штрафных очков нет, время отличное — 2 :55,7 и называет фамилии членов экипажа: X. Рюютель и Я. Ыуналуу из команды Эстонской ССР. Зрители награждают мастеров вождения заслуженными аплодисментами. Несмотря на то, что в дальнейшем высокие результаты показали еще несколько экипажей, время, показанное экипажем под номером 30, улучшить никому не удалось. Успешно выступали <и другие спортсмены Эстонии. Набрав 271,1 очка, они заняли первое командное место и завоевали приз журнала «За рулем». мов (мастер спорта), С. Ткаченко, Н. Гирич (перворазрядники), М. Лолиташин, Ю. Земцов, Н. Шевцов (спортсмены второго разряда) и Г. Кузменко. Второе место заняла команда Эстонской ССР (22 штрафных очка), третьекоманда Белорусской ССР (37 штрафных очкоз), четвертое — команда Молдавской ССР (58 штрафных очков). Пятое место осталось за дружным коллективом спортсменов Узбекской ССР. в личном зачете звание победителей спартакиады завоевали: по группе автомобилей «Москвич 400-401» — Ю. Логвиненко и П. Владимирский (УССР), по группе автомобилей «Москвич 402-407»— В. К. Егоров и В. А. Егоров (Москва), по группе автомобилей М-20 и ГАЗ-69 — А. Бушманис и А. Карамышев (Латвийская ССР), по группе автомобилей «Волга» и ГАЗ-12 — С. Ткаченко и Н. Гирич (УССР).'^с^'Уи^/а^у^сНА ТРАССЕСИЛЬНЕЙШИЕеобычно выглядело общежитие Куйбышевского индустриального института в первых числах сентября. В коридорах, комнатах, вестибюле слышалась русская, армянская, литовская, грузинская, украинская речь. Здесь собрались посланцы 15 советских социалистических республик — победители мотоциклетных соревнований 3-го этапа спартакиады по военно-прикладным видам спорта, команды гг. Москвы и Ленинграда. Многие гонщики знают друг друга. Они уже не раз мерились силами на кроссовых трассах. Но есть и молодые спортсмены, которые зперзые участзуют в таких больших и ответственных соревнованиях. Трудно предсказать, кто первым пересечет линию финиша, какая команда получит наименьшее количество очкоз. Ведь и молодежь уже успела показать хорошие результаты на прошедших республиканских кроссах. ПЕРВЫЙ СТАРТ В нескольких километрах от Куйбышева есть живописное место, названное жителями города «Дубовой рощей». Над крутыми склонами огромного озрага возвышаются многолетние дубы, кустарник. Сюда и приехали заместитель главного судьи В. Шаронов и начальник дистанции А. 'Инживатоз, чтобы разметить трассу предстоящего кросса. В сапогах и брезентовых куртках, с кувалдой, колышками и планшетом в руках, они больше напоминали геопогоз, чем спортсменов. Дело осложнялось тем, что необходимо было предусмотреть запасной вариант трассы, так как при сухой погоде часть подъемов и спусков была вполне преодолима и безопасна для гонщиков, а во время дождя эти участки становились непроходимыми. ...Но вот настал день начала сорезнования. Главный судья генерал-полковник С. М. Штеменко дает команду поднять флаг. Взвивается красное полотнище с золотым серпом м молотом. Звучит Гимн Советского Союза. На старт вызываются женщины. Им предстоит пройти дистанцию 40 километров — '10 кругов. Спуск, подъем, крутой поворот, снова спуск. Вперед вырываются перворазрядница Р. Иаонина, мастера спорта В. Лапиня, О. Киндрик, Н. Шарапова, Л . Трацевская. Началась борьба за лидерство между латвийской гонщицей В. Лапиня и представительницей Украины О. Киндрик. Несколько кругов впереди идет спортсменка Украины. Но вот Лапиня, энергично и быстро преодолев несколько подъемов, обходит соперницу. К тому же украинской спортсменке не повезло: при выхода с круга на финишную прямую у ее мотоцикла заглох мотор. Оставшиеся до финиша метры Киндрик пришлось вести мотоцикл в руках. Несмотря на это, ей удалось закончить дистанцию второй. Вслед за ней на финише была киргизская спортсменка Н. Шарапова.НОБИДА ГУРГЕНА АРУТЮНЯНАКоманда Армянской ССР заняла на оорезнсзаниях последнее место. Но дза ее экипажа заслуживают того, чтобы рассказать о них особо. Случилось так, что к исходу перзой половины сорезнований член экипажа машины под номером 25 В. Нико _ о:ян серьезно заболел и был отправлен в больницу. Другой член этого экипажа Гурген Арутюнян, зная, что сойти с дистанции — значит принести своей команде сотни штрафных очков, продолжал вести автомобиль один. Самоотверженно преодолевая усталость, он находился за рулем более суток, успешно финиширозал, выполнил упражнения по фигурному вождению ис чузством .исполненного долга поставил машину в парк. Но на следующий день выяснилось, что еще в самом начале соревнований экипаж этого автомобиля нарушил условия ралли: подвез с пункта КЗ-3 до места заправки автомобилей одного паренька из обслуживающего персонала. Причем он был взят в машину без какого-либо умысла, на глазах у судей и через два километра высажен на пункте ГСМ. Судейская коллегия начислила команде Армении 300 штрафных очкоз. Мы далеки от мысли оспаривать это решение. Но думается, что судьи должны иметь право не только «карать» спортсменов за нарушение правил, но и поощрять их за проявление высоких морально-волевых качеств. Не менее поучительным, особенно для молодых спортсменов, является другой .случай нарушения правил. Отлично взяв старт, водитель машины под номером 31, спортсмен второго разряда Т. Тигранян дал продолжительный сигнал и двинулся з путь. Сигналить в данных условиях не было никакой необходимости. Это произошло, можно сказать, от избытка чувств. И судьи вполне справедлизо тут же записали экипажу два штрафных очка. В дальнейшем за весь период сорезнований экипаж не получил ни одного замечания и больше не штрафовался. Но это не помогло. В личном зачете спортсмены оказались во втором десятке, тогда как без этого нелепого нарушения они попали бы в призозую тройку. Харьков. Б. КУЗНЕЦОВ.ПОБЕДИТЕЛИОднако судьба главного командного приза так же, как и победа в личном зачете, решалась нэ на склонах горы Янтураз и не на асфальте площади Дзержинского, а на трассе дорожных соревнований. Здесь все дни работали 33 заранее объязленных и секретных пункта контроля времени. На каждом из них судьи со скрупулезной точностью фиксировали в протоколе и карточке участника, когда он прибыл з тот или иной пункт и как зыдержизает заданный график. На стража безопасности движения по всей трассе стояла дорожная милиция. Соревнования по фигурному вождению были еще а разгаре, когда секретариат судейской коллегии приступил к обработке материалов для выявления победителей по глазным и решающим показателям — результатам дорожных испытаний. Оказалось, что из 55 фимиплировазших в Харькозе экипажей 19 закончило соревнования на регулярность движе' ния без штрафных очков. В числе их были все четыре экипажа команды Украины. Этот результат не удалось повторить ни одной из 10 других команд, участвовавших в ралли. Таким образом, украинцы независимо от исхода дополнительных соревнований были по праву признаны победителями. Спортсмены УССР, выигравшие, как известно, первенство Советского Союза, доказали, что они являются сильнейшими раллистами страны. Команда-победительница Всесоюзной спартакиады комсомольцев и молодежи выступала в следующем составе: В. Ро2. «За рулем» № 10.5