Машеинтервьюматериала, из которого он сделан."Молния чаще ударяет в те места, где электрическая проводимость грунта лучше. Так, например, сырая глинистая почва скорее будет поражена молнией, чем сухой песчаный или каменистый грунт. Поэтому автомобиль, двигающийся по сырому глинистому грунту, более подвержен воздействию молнии, чем если бы он находился на бетонном или асфальтовом шоссе. Насколько опасен удар молнии в автомобиль? В одной из лабораторий Чехословакии была создана искусственная молния. Импульсный разряд напряжением в десять миллионов вольт ударял в металлический кузов автомобиля. Перед постановкой опыта для улучшения проводимости между машиной и землей она была полита искусственным дождем. Эксперимент показал, что даже прямой удар молнии в автомобиль с металлическим кузовом не является опасным для пассажиров и не вызывает разрушения машины. Возможен лишь прожог металла крыши кузова и шик, повреждение поднятой антенны и радиоприемника. Разряд молнии в автомобиль типа кабриолет более опасен. В этом случае может загореться брезентовое покрытие, обшивка сиденья и бортов. Пассажиры, застигнутые грозой на грунтовой дороге в автомобиле с брезентовым покрытием, должны его оставить и укрыться вблизи больших камней или в небольших углублениях. Стоять под высокими деревьями или перебегать с одного места на другое не следует.ВОЗМОЖЕН ЛИ РАЗРЯД МОЛНИИ В АВТОМОБИЛЬ!Во время туристического путешествия автомобиль попал в грозу. Что делать? Остановиться или ехать дальше? Выйти из машины или оставаться в ней? Мы попросили ответить на эти вопросы сотрудника энергетического института имени Г. М. Кржижановского Академии наук СССР инженера И. Смирнова. — Молния — это электрический разряд между облаками или облаком и землей. Как известно, она способна поражать не только высокие предметы на земле, как думают многие, но и низменные места, — сказал инженер И. Смирнов. — Причем вероятность поражения молнией зависит от высоты объекта иАвтомобиль на обочинеСЕРИЯ ПЕРВАЯПРЕЖДЕ, ЧЕМ ИСКАТЬ НЕИСПРАВНОСТЬЗнакомая картина. Часто можно . видеть такое зрелище: автомобиль стоит у края дороги или улицы, а иногда н посередине проезжей части; подняты капот и крышка багажника; на мостовой лежит раскрытая сумка с инструментом (бывает и так, что вокруг автомобиля разбросаны гаечные ключи), н водитель, засучив рукава, копается в двигателе. Нередко проходят десятки минут, прежде чем будет найдена и устранена неисправность, подчас пустяковая, а то и мнимая. Мы не имеем в виду с помощью этих заметок превратить каждого прочитавшего их водителя в квалифицированного механика. Но попытаемся дать несколько советов, которые помогут неопытному водителю находить и устранять часто встречающиеся неисправности. Безопасность прежде всего! Автомобиль «забастовал». Вы еще не знаете причины. До того, как начать ее искать, обеспечьте безопасность остановившегося автомобиля. Не жалейте сил, чтобы откатить его с проезжей части и, если возможно, вовсе убрать с магистрали или оживленной улицы. Если остановка произошла вечером, обязательно включите габаритные фонари. Старайтесь как можно меньше находиться слева от автомобиля и не раскладывайте инструмент на проезжей части дороги. Наиболее необходимый инструмент. Держите всегда в легко доступном месте отвертку, пассатижи и разводной ключ. Полезно иметь под рукой небольшой моток проволоки и изоляционную ленту. Учтите, что отверткой может служить монета, сосудом для воды — колесный колпак, шкуркой для чистки контактов — серник спичечной коробки, а щупом для проверки зазора в свечах ив перерывателе — сложенная вчетверо плотная бумага. Может быть, неисправности нет? Прежде чем браться за инструмент, убедитесь в том, что зажигание включено, в баке есть бензин и двигатель не перегрелся. Если на автомобиле есть «потайной» замок зажигания, проверьте, не выключен ли он. Не верьте указателю уровня бензина — нередко указатель бывает неточным, лучше проверить уровень бензина в баке самому. Обернув руку платком, осторожно, медленно откройте пробку радиатора, чтобы проверить состояние воды в системе охлаждения двигателя. Достаточно ли масла в картере двигателя? Цел ли и натянут ли должным образом ремень привода вентилятора? При сильном нажиме рукой ремень должен прогибаться примерно на 10—15 мм. Только убедившись в том, что двигатель не заводится или не работает, несмотря на включенное зажигание, наличие бензина в баке и нормальную температуру в системе охлаждения, приступайте к поискам неисправности.СОВЕТ ПОВОПРОСАМ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ Приказом министра внутренних дел СССР при Главном управлении милиции создан научно-технический совет повопросамбезопасностидзижения транспорта и пешеходов. Совет является консультативным органоми призван рассматривать проблемыорганизациидвиженияипредупреждениядорожно - т ранспортных происшествий, разрабатывая рекомендации по решению этих проблем . Членами совета утверждены специалисты в области строительства городовидо ­ р ог , эксплуатации автомобильного транспорта и автомобилестроения. 8 совет входят такжеработники Государственной автомобильной инспекциииученые - м едики , з анимающиесяизучением условий работы водителей. Совет намечает провести конференциии совещания сцелью всестороннего обсуждения важнейших проблем безопасности движенияибудет привлекать кре ­ ш ению этих проблем специалистов ипрактиков автомобильного транспорта. На первом заседании совета разработан план его деятельности доконца 1958 года. П редседателем совета является комиссар милиции II ранга т. М . 8. Барсуков; е го заместителями избраны начальник ГАИ СССР А. М . К ормилицынидиректор НИИАТ т. Н. Б. О стровский , у ченымсекретарем — и нженер Г, И. Клинковштейн.П РИБОРАМ АВТОМОБИЛЕЙВсе автомобили оборудуются двумя передними и двумя задними , а прицепы — двумя задними указателями поворота. На небольших легковых автомобилях доп ускаетсяустановка только двух указа ­ телей поворота с боков кузова . Цвет передних указателей белый или оранжев ый , задних ибоковых — к расный или оранжевый. Согласно новому ГОСТу сеет габаритн ых фонарей изадних указателей поворота должен быть хорошо виден в верт икальной плоскости в пределах 30° и в горизонтальной — в пределах 90°, передн их указателей поворота — соответственно в пределах 30° и 135°, стоп-сигнала в пределах 60о и 90°. На всех транспортных средствах, предусматривается фонарь заднего номерного знака. К аждый автомобиль, п рицепи полуп рицеп будут оборудоваться отражателями света. При этом последний должен иметь спереди и сзади по два отражателя. Задние отражатели света прицепов (полуприцепов) д олжны иметь вид равнос тороннихтреугольниковс неотражающей белой зоной в центре. На автомобилях иприцепах (полуприцепах), длина которых превышает 10 м, дополнительно будут устанавливаться по два отражателя света на боковых поверхностях кузо ­ вов (платформ). Цвет задних отражателей света красный , передних и боковых — желтый. Известно, что при современных скоростях движения величина максимальной дальности освещения дороги отечественных автомобильных фар является недостаточной. К тому же свет оказывает сильное ослепляющее воздействие на водителей, что в отдельных случаях является причиной дорожно-транспортных происшествий. Все это объясняется тем, что действующиев настоящее время нормы светораспределения автомобильных фар устарели. Их следует пересмотреть с учетом результатов последних исследован ий . Необходимо ускорить разработку м внедрение в производство нового типа автомобильных фар с противоослепляющим приспособлением, увеличить макси ­ мальную освещенность дальним светом. , Дальность видимости сигнальных огней отечественных транспортных средств также недостаточна, она намного меньше, чем предусмотрено новой международной рекомендацией. Так, стоп-сигнал и указатели поворота отечественных автомобилей видны ночью за 200 м, задние габаритные фонари грузовых автомобилей — за 140 м, в то время, к ак рекомендуемая дальность видимости всех этих средств должна быть не менее 300 м. Интересы безопасности движения треб уют , чтобы разработка норм светораспределения световых исигнальных огней автомобилей была завершена в ближайшее время. Отечественная промышленность должна начать выпуск световых приборов автомобилей случшими светотехническими характеристиками. И нж . В. РЕЗНИКОВ.а17