Мапголина.НИКОЛАЙ ОБРЯДИН май 1957 года. На Антоновской площадке, что возле Маяковой горы, похожей на горб верблюда, появились первые строители ЗападноСибирского металлургического комбината. Вбили в землю кол, поставили палаточный городок. Прошло всего два года, а теперь палатки показывают новичкам и экскурсантам: смотрите, как первые, самые смелые, отогревали своим дыханием сибирскую землю. Недавно в гостях у строителей побывал академик Иван Павлович Бардин. — Металлурги за сорок восемь часов из руды получают сталь и прокат,— сказал он. — У строителей иначе: от первого колышка на пустом месте до завода — длинная, тернистая дорога. Но разве сравнить теперь ваши возможности с теми, что были, скажем, у нас на Кузнецкстрое! Мы имели только рабочие руки да энтузиазм. На Антоновской площадке теперь первоклассная техника... Тысячи молодых строителей управляют замечательными механизмами на ударной стройке, и среди них — огромная армия шоферов.**Для Николая Обрядина жизнь на Антоновской площадке началась не с медовых пряников. Пришел сюда, когда на .месте гаража кружила по тугому насту жгучая поземка. При нем ставили здесь первую палатку. И сам он, не разгибая спины, долбил кайлой мерзлую землю — строил стоянку для автомобилей. А потом, однажды вечером, механик сказал ему: — Ну, пора. Поедешь, Обрядин, сегодня в ночь. В тот вечер выписали Николаю первую в его жизни шоферскую путевку... Смена прошла хорошо. Но когда возвращался под утро в гараж, почувствовал страшную усталость, обмяк. Сказалась и дневная работа, и напряжение ночи. Не заметил, как задремал, и ногой, тяжелой, как чугун, нажал до отказа на газ. Проснулся от сильного толчка. Сразу даже не мог сообразить, как могло занести машину таким манеромстояла она на другой стороне кювета. О том, чтобы без посторонней помощи вывести машину, не могло быть и 'речи. Устроился на сиденье поудобней, втянул голову в плечи, задумался. Светало. Над дорогой вставало утрохолодное, серое. И мысли бродили в голове под стать ему — неприятные. Пропал. Такого ему, конечно, не простят. На миг даже подумал, что зря связался с шоферской профессией. И сразу устыдился этой мысли — ведь скольк о мечтал об этом. ...Работал Николай у себя на Вологодщине бригадиром в колхозе. В армии попал в стройбат, плотничал. Там и решил он научиться водительскому делу. Учеба шла хорошо, и Николай по-настоящему привязался к машине. Когда на участок, где он работал, привозили раствор, вертелся около самосвалов,вместе с водителями копался в моторе, Заметил его любовь к машине один из старых шоферов и, хотя не полагалось такое, однажды сказал ему: — А ну-ка, парень, садись. Сделай-ка круг по двору... Круг, потом еще круг. Сегодня, завтра... Когда настал срок демобилизации, в кармане гимнастерки уже лежала заветная книжечка — права водителя. Посоветовался Николай с дружками, и решили все вместе махнуть на стройку Западно-Сибирского металлургического. Всем пятерым вручили комсомольские путевки. Дня, когда он станет настоящим хозяином машины, сам выедет из гаража, парень ждал с нетерпением. Даже по ночам снился ему этот день. И вот—на тебе... На дороге остановилась легковая. Хлопнула дверца, и невысокий человек в полушубке подошел к кювету. Николай вздохнул: завгар Иван Спиридонович Колесников. Сам приехал. Теперь добра не жди. Обрядин виновато вылез из кабины, обошел вместе с завгаром автомобиль. — На месяц — разнорабочим! — заключил Иван Спиридонович. Легковая как бы в насмешку подмигнула Николаю красным глазом заднего фонаря и укатила, чихнув синим дымком. И снова в руках кайла. Но недолго пришлось Николаю долбить землю. В тот же день под конец работы его поманил механик: — Давай к Спиридонычу... А тот посмотрел на Обрядина исподлобья, хмыкнул неопределенно, заворчал по привычке. Потом вытащил из кармана вчетверо сложенный листок, протянул шоферу: — Давай, солдат, работать надо! Но только... смотри! И Николай глядел теперь в оба. Даже иногда рад был случившемуся: ума набрался... Вырастал на промышленной площадке гараж, прибывали новые автомобили, все больше становилось водителей. Но не хватало порядка. Были такие шоферы, которые гнались за большими заработками, другим просто было все нипочем. После смены спешили в гараж, как на пожар. Лихо тормозили на полном ходу. Скрипнут тормоза, вздрогнет машина. Кто-нибудь из шоферов бывало крикнет: — Пожалел бы ее, что ли... А из кабины беззаботный голос: — А чего жалеть-то? Железа в России много!.. И порядки, которые были в ремонтных мастерских, тоже не нравились Николаю. Стоишь, дожидаешься своей очереди, и вдруг тот, кто был позади, уже уезжает в рейс. Все знают: «поставил» слесарям. Как-то, когда была его машина в ремонте, сидел Николай возле конторы, курил. Остановился рядом ремонтник, спросил: —i Хочешь скорее из гаража выйти? —• Ну?НЦгТС""