В помощь преподавателю АМКНАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕО бучение вождению автомобилей яв" ляется важнейшим элементом подготовки шоферов. Занятия по этому разделу программы необходимо начинать сразу же после ознакомления курсантов с общим устройством автомобиля и систематически проводить до самого выпуска. По мере освоения обучаемыми основных приемов и правил вождения время непрерывного управления автомобилем следует постепенно увеличивать ик концу отработки первой темы довести его до одного часа. В соответствии с программой подготовки водителей мы предлагаем следующий расчет часов на изучение темы «Начальное обучение и вождение по дорогами. Тренировка в выполнении приемов производится по командам: «К машинам», «По местам», «Включить ручной тормоз» (демультипликатор, стеклоочиститель, отопитель и т. д.), «Заводи», «Первая», «Марш», «Вторая», «Стой», «Глуши» и т. д. Сложные приемы сначала выполняются по разделениям. Для этого подается команда: «По разделениям включить вторую, делай — раз!». По этой команде обучаемый нажимает на педаль сцепления, выводит рычаг передач в нейтральное положение и отпускает педаль сцепления. По команде «Делай — два!» обучаемый выжимает педаль сцепления и включает вторую передачу; по команде «Делай три!» плавно отпускает педаль сцепления и прибавляет «газ». Как только обучаемый понял прием, целесообразно перейти к тренирозке приема в целом. В ходе занятий инструктор должен требовать точного выполнения отрабатываемых приемов, обращать внимание на правильную посадку за рулем, умелое пользование педалью стартера, правильность включения сцепления и переключения передач. Слабо усвоивших приемы следует дополнительно тренировать на тренажерах. В конце четвертого (последнего) часа занятий инструктор проверяет каждого обучаемого по контрольному заданию. Для первого упражнения контрольное занятие имеет следующее содержание: в произвольной последовательности, с определенными интервалами, позволяющими выполнить прием, подаются различные команды. Под ошибкой обучаемого при выполнении контрольного задания понимается невыполнение одной из команд, включение вместо заданного другого механизма управления, включение вместо заданной другой передачи, несоблюдение последовательности в переключении передач, сильный скрежет шестерен при включении передач или сильный удар при включении сцепления. После проверки инструктор указывает обучаемому на допущенные ошибки, отмечает в книжке индивидуального учета вождения время занятий в часах и выставляет оценку. Второе упражнение — «Вождение автомобиля на низших передачах» отрабатывается на кольцевэм маршруте № 2 типового автодрома (см. журнал «За рулем» № 3 за 1959 год) или на ровной дороге шириной 8—10 м. Если занятия проводятся на дороге общего пользования, то во избежание происшествий участок дороги необходимо ограждать регулировщиками. Первая задача этого упражнения — контрольный осмотр автомобиля перед выходом из парка — отрабатывается в течение 25—30 минут методом показа. Обучаемый ко времени этого занятия еще недостаточно знает материальную часть и сам грамотно осмотреть автомобиль не может. Но осмотр необходим для того, чтобы приучить будущего шофера с первого выезда осматривать автомобиль перед выходом в рейс. В контрольный осмотр входит проверка двигателя (наличие горючего, охлаждающей жидкости, уровня масла), внешнего вида автомобиля (чистота, крепление бортов и дверей кабин, отсутствие течи из агрегатов), света, звукового сигнала, крепления колес, рулевого механизма иоп ­ робование тормозов в действии. После показа обучаемый повторяет осмотр самостоятельно. Затем инструктор переходит к отработке следующей задачи — трогание автомобиля с места, включение первой передачи, разгон и остановка ножным тормозом. По команде инструктора обучаемый производит пуск двигателя вручную, садится в кабину на место водителя, еыключает сцепление, ставит рычаг на первую передачу, подает сигнал, отпускает ручной тормоз, включает сцепление, одновременно нажимая педаль акселератора, и плавно, без рывков трогает автомобиль с места. Далее курсант увеличивает скорость подачей «газа» и двигается по прямой 20—25 м. По команде инструктора «Стой» обучаемый снимает ногу с педали акселератора, выключает сцепление, выводит рычаг переключения передач в нейтральное положение, включает сцепление и, придерживаясь правой стороны, нажимает на педаль тормоза. Основным содержанием второго упражнения является выполнение третьей задачи — переключение первой передачи на вторую. На это отводится не менее одного часа. При отработке этой задачи инструктор указывает место остановки, обозначенное прямоугольником размером 3X10 м. В отличие от предыдущих занятий обучаемому в виде задания сообщается все содержание третьей задачи, после чего начинается ее выполнение. Для увеличения тренировки в переключении передач расстояния между остановками по возможности сокращаются; Третье упражнение — «Вождение автомобиля на различных передачах» отрабатывается днем на кольцевом маршруте № 2 автодрома. Третье упражнение является основным в начальном обучении: оно закладывает навыки в переключении передач, Занятия по первой задаче проводятся в следующей последовательности. П° команде инструктора обучаемый производит пуск двигателя и начинает движение по заданному маршруту, внимательно наблюдая за дорогой и соблюдая правила движения. Автомобилю дается разгон, выключается сцепление, рычаг переключения передач выводится в нейтральное положение, включается сцепление и отпускается педаль «газа», вторично выключается сцепление и вклю и ается высшая передача, по-а хX Содержание сС упражненийКоличе а >- к к «5часов_-. оX0) X%ii- а КЯX0о о S3 ооао Xга ее2 345Начальное обучение Вождение на низших пед разВождениее рна ачахличных передачах Преодоление дорожных препятствий Вождение по дорогам Зачет Всего:31 о5— — —— —3:э1)— •Первое упражнение сначала отрабатывается на тренажере. За три часа курсант вполне осваивает выполнение начальных приемов вождения. Кроме этого, полезно приемы, выполненные на тренажере, повторить в течение часа на автомобиле с вывешенными ведущими колесами. В занятия на тренажерах и автомобилях с вывешенными колесами включается выполнение пяти задач в следующей последовательности: — посадка обучаемого, его положение за рулем и выход из кабины; — расположение механизмов управления и пользование ими; — включение первой передачи, трогание с места, регулирование скорости подачей «газа» и переключение передач с низшей на высшую при неработающем двигателе; — подготовка двигателя к запуску, запуск двигателя рукояткой и стартером; — трогание с места, установление необходимой скорости подачей «газа», переключение передач с низшей на высшие и торможение при работающем двигателе.22