ТУЛА" БУДЕТВ 1958—1959 годах в нашем журна ­ ле был напечатан ряд заметок и писем владельцев мотороллера «Тула», в которых наряду с достоинствами новой машины отмечались ее существенные недостатки. Редакция обратилась на завод-изготовитель с просьбой сообщить, к ак учитываются критические замечания потребителей, что предпринимается для улучшения эксплуатационных качеств мотороллера, кание изменения вносятся в его конструкцию. Публикуемая статья главного конструктора Тульского завода А. Потоцкого частично отвечает на эти вопросы.ва с половиной года прошло с тех пор, как на улицах городов идо ­ рогах нашей страны появился мо ­ тороллер Т-200. Как и любая конструкция, он, естественно, нуждается в усовершенствовании, пути которого выявляются, в основном, в процессе его эксплуатации. Коллектив Тульского завода работает над улучшением мотороллера. Большую помощь конструкторам оказывают замечания и предложения владельцев ма ­ шин, в частности, публикуемые вжур ­ нале «За рулем». Завод организует также специальные пробеги мотороллеров, позволяющие вести детальные наблюдения за ними в различных условиях. В 1959 году, например, маршрут такого пробега протя ­ женностью 10 тыс. к м пролегал по до ­ рогам центральных областей РСФСР, Украины, Кавказа и Прибалтики. Что сделано за последнее время и что предполагается предпринять в дальн ейшем для усовершенствования «Тулы»? Известно, что некоторые узлы мотороллеров и мотоциклов одинаковы. Например, контактно-сетчатый воздуш ­ ный фильтр Т-200 такой же , как у К-125, К-175, К-55 и многих зарубежных моде ­ лей мотоциклов. Дополнительно Т-200 имеет глушитель шума впуска, который в известной мере служит «отстойником» для пыли. Однако эксплуатация мотороллера Т-200 в сельских районах, на пыльных проселочных дорогах показала, что воз ­ душный фильтр работает недостаточно стабильно. Это в известной степени объясняется необычным его расположен ием — под капотом. Так как простран ­ ство под ним открыто снизу и закрыто с боков, пыль, завихряясь вместе с воздухом, задерживается там. Учитывая это, на заводе разработали конструкцию более совершенного кон ­ тактно-масляного фильтра (с масляной ванной), заполненного промасленной капроновой путанкой (см. рис.). Испыта-Дния вЦКЭБ мотоциклостроения показа ­ ли, что он обеспечивает высокую степень и стабильность очистки. Такой фильтр внедряется в производство в 1960 году. Из-за тесной компо ­ новки узлов под капотом размещение его потребовало некоторых изменений коробки электрооборудования и эксцентрикового механизма крепления крыльев. В нынешнем же году дополнительно к династартеру будет введено устройство для механического пуска двигателя — кикстартер. Это облегчит эксплуатацию мотороллеров в отдельных районах, особенно там, где имеются трудности с зарядкой аккумуляторных бата-рей. Д ля защиты электрооборудования с 1959 года в электросхему мотороллера включен плавкий предохранитель. Он помещается на проводе, и дущем от ще ­ ток династартера кклемме «ЯШ» релерегулятора. Владельцы мотороллеров могут сами смонтировать такой предо ­ хранитель (диаметр медной жилки 0,23 мм ) . Необходимо только при этом сделать четвертый вывод, соединяющий конец шунтовой обмотки династартера со щеткодержателем (с началом сериесной обмотки), не непосредственно (внутри династартера), а через клемму «ЯШ», позади предохранителя. При срабатывании последнего прекращается подача тока как к потребителям, так и на шунтовую обмотку возбудителя. Без этого специального вывода ток, не имея возможности попадать к потребителям, пойдет через шунтовую обмотку, вследствие чего может выйти из строя династартер^ Д ля установки предохранителя снимают династартер, отпаивают наконечник с вывода шунтовой катушки, находящийся под зажимом (гайкой) карболитовой колодочки щеткодержателя, присоединяют к выводу провод сече2 нием 1мми длиной 680 мм . З атем изолируют место соединения и пропускают провод между катушками под изоляционной пластинкой, лежащей между полюсами. После этого напаивают на конец провода наконечник смар ­ кировкой «ЯШ» и зажимают его под клеммой «ЯШ». Учитывая пожелания многих потреби ­ телей, завод приступил кразработке конструкции бокового прицепа. На заводе проектируется двигатель рабочим объемом 250 см 3 . Его серийное производство должно начаться в1962 — 1963 годах. «Тула-200М» — так будет называться мотороллер, снабженный электрооборудованием переменного тока. Его электросхема очень проста. О н не будет иметь династартера и аккумулятор-ной батареи, а также реле-регулятора, к оторое заменяется стабилизатором нап ряжения . Н е потребуется и световой указатель передач, «стояночный» свет. В настоящее время заканчивается разработка опытной конструкции Т-200М. Большое будущее , на наш взгляд, у нового для СССР вида транспорта — грузовых мотороллеров.' В 1960 году будут выпущены опытные их образцы с кузовами, и меющими теплоизоляционную прослойку. Незначительный собственный вес, сравнительно большая грузоподъемность, малый расход топлива — все это предопределяет преимущества грузового мотороллера ТГ-200 по сравнению с существующими малотоннажными автомобилями при пере ­ в озке мелких партий грузов. Обладая малыми габаритньгми размерамии хор ошей маневренностью (радиус поворота менее 2,5 м), он может успешно использоваться также для доставки грузов в цехах, на складах ив других помеще ­ ниях. Интересной разновидностью мотороллера является мототакси, спроектированное и изготовленное заводом совместно с ЦКЭБ мотоциклостроения. О но построено на базе модели Т-200 с использованием узлов и деталей коляски мотоцикла СБ-3. Этот вид легкового транспорта может найти широкое применение при обслуживании населения на выставках, в парках, на курортах н т. п. Некоторые владельцы мотороллера без достаточных оснований сетуют на то, что по весовым параметрам он уступает мотоциклам. Н ам кажется не ­ правильным такое сравнение без учета конструктивно-эксплуатационных особенностей машин. Н адо иметь в виду, что облицовка мо ­ тороллера, з ащищающая водителя и пассажира от водяных брызг и масла, весит 25 кг, запасное колесо скрон ­ штейном — более 7 кг, династартер с вентилятором — около 5 кг. К роме того, 12-вольтовая аккумуляторная батарея Т-200 емкостью 20 ампер-часов тяж елее обычной мотоциклетной батареи емкостью 7 ампер-часов. П оэтому не удивительно, что мотороллер весит больше, чем мотоцикл соответствующег о класса. Вместе стем конструкторы и технологи продолжают изыскивать возможности снижения веса «Тулы». И зменяют ­ ся профили металла, внедряются пластмассы, благодаря чему ужев ближайш ее время мотороллер станет легче на 5 — 6 «г. Модернизация и улучшение мотороллеров будут продолжаться и впредь, причем во « с еболее широких масштабах.Контактно-масляный воздушный фильтр.8