1959 году в международных соревнованиях по автомобильному спорту впервые приняли участие гоночные автомобили нового типа — «Юниор». Их особенность состоит в том, что они строятся с обязательным использованием некоторых основных агрегатов серийных легковых автомобилей. Благодаря этому ограничивается безудержный рост скорости, характерный для современных гоночных машин, и создаются условия для участия широкого круга спортсменов в скоростных соревнованиях. Автомобили типа «Юниор» уже завоевали за рубежом популярность. Число их моделей быстро увеличивается. Учитывая большие возможности, которые открывает для развития автомобильного спорта в нашей стране применение автомобилей этого типа, автомобильный комитет Федерации автомотоспорта СССР включил их в классификацию отечественных спортивных и гоночных автомобилей и утвердил предъявляемые к ним технические требования. В основном эти требования сводятся к следующему. Автомобилем типа «Юниор» считается одноместная гоночная машина с открытым кузовом (без крыльев и обтекателей над колесами), имеющая двигатель, рабочий объем которого на 1960 год ограничивается 1360 см", а на последующие годы — 1100 и 1000 см 3 . Для обеспечения безопасности в случае опрокидывания автомобиля за сиденьем должна устанавливаться предохранительная дуга, проходящая выше головы водителя. Блок цилиндров и коленчатый вал могут быть использованы только от какого-либо серийного двигателя. Изменять число подшипников коленчатого вала и ход поршня нельзя. Однако допускается изменение диаметра цилиндров путем их расточки либо установки гильз. Не разрешается применять верхние распределительные валы. Запрещается также изменять расположение распределительного вала. Должен быть сохранен тип системы питания. Например, если двигатель, с которого взяты блок цилиндров и коленчатый вал, имел внешнее смесеобразование, то для него нельзя применять впрыск топлива. И, наоборот, не разрешается двигатель с впрыском топлива переделывать в карбюраторный. Число и тип карбюраторов в двигателях с внешним смесеобразованием не ограничивается. Коробка передач и тормозная система должны быть также использованы от какого-либо серийного автомобиля (но не обязателыно от того, с которого взят двигатель). При этом допускаются изменения передаточных чисел в коробке передач и отдельные изменения в тормозной системе. Карданная передача, задний мост, рулевое управление, подвеска и другие агрегаты могут иметь любую конструкцию. Запрещается лишь применять устройства для блокировки дифференциала. Допускаются самые разнообразные конструктивные компоновки автомобиля как с передним, так ис задним расположением двигателя. Должны быть выдержаны только следующие основные параметры: база не менее 2000 мм,ВГОНОЧНЫЕ АВТОМОБИЛИПринципиальная схема гоночного автомобиля типа «Юниор». ширина колеи 1100 мм, ширина кузова не более 950 мм, собственный вес автомобиля не менее 400 кг. В качестве топлива для автомобилей типа «Юниор» может быть использован любой бензин, отпускаемый в бензоколонках, и, в частности, А-93, поступающий а продажу. Принятые в СССР требования к автомобилям типа «Юниор» отличаются от международных ограничением рабочего объема двигателя. Как указывалось выше, у нас оно составляет 1360 см", в то время как за рубежом — 1100 см" при весе автомобиля 400 кг и 1000 см" при весе в 360 кг. Такое ограничение рабочего объема принято в нашей стране временно, до тех пор пока не будут разработаны и проверены способы уменьшения диаметра цилиндров двигателя «Москвич-407» путем установки специальных гильз. Эта задача является довольно сложной, поскольку необходимо обеспечить эффективное охлаждение двигателя при длительной работе на напряженных режимах. Создавая автомобили типа «Юниор», можно использовать агрегаты и детали многих отечественных машин. С автомобиля «Москвич-407», помимо двигателя, очевидно, будут брать коробку передач, задний мост, тормозную систему, телескопические амортизаторы. Можно применять переднюю торсионную подвеску и рулевое управление реечного типа от мотоколяски СЗА. При компоновке машины с задним расположением двигателя появляется возможность установки агрегатов трансмиссии микролитражного автомобиля «Запорожец». Нам следует использовать опыт создания наиболее интересных в конструктивном отношении зарубежных моделей «Юниор» и, в частности, итальянских «Стангеллини» и «Тараччи», весьма близких по конструкции. На их примере видно, как допускаемые международными правилами изменения применяются в конструкции серийных агрегатов, используемых для автомобилей типа «Юниор». Оба эти автомобиля выполнены на базе агрегатоз «Фиат-1100». Двигатель форсирован путем применения головки цилиндров с четырьмя отдельными впускными каналами. Горючая смесь подается двумя карбюраторами горизонтального типа. Степень сжатия увеличена до 9,8. Все это позволило повысить мощность двигателя с рабочим объемом 1100 см' до 79 л. с. при 6500 об/мин. В четырехступенчатой коробке передач благодаря замене шестерен сбли-21