рудования. Трудности заключались не только в том, чтобы сделать их работоспособными. Надо было воспроизвести точные схемы, существовавшие в те, далекие от нас, времена. А какого напряжения и внимания требовала работа арматурщика А. Я. Мельнова, восстановившего сотовый радиатор, состоящий из 5660 отдельных трубок! Хочется сказать несколько слов о людях, непосредственно не связанных с цехом или заводом, но случайно узнавших о работах. Они стремились тоже хоть чем-нибудь помочь. Художник прессового цеха т. Ломаков, пришедший посмотреть на автомобиль и услышавший, что необходимо реставрировать циферблаты приборов, попросил поручить это дело ему и выполнил его превосходно. Кладовщик бывшего гаража Совнаркома передал заводу часы с такого же автомобиля. Они оказались очень кстати, поскольку фирменные часы были когда-то заме-1 иены. ( Время изменило до' неузнаваемостиi шины с узким профилем и рисунком ( протектора «елка». Ярославский шинный завод ло проекту. Научно-исследовательского института шинной промыш-' ленности изготовил прессформу, с ис-1 пользованием которой и воссоздали ( старомодные шины. Когда шасси автомобиля было готово, на нем выехали во двор завода для опробования механизмов на ходу.1 После этого пробного пробега на шас-| си установили реставрированный кузов,, и обойщики приступили к изготовлению летнего тента, для которого щелковская фабрика «Техноткань» специально* сделала тенколот черного цвета. I 8 начале декабря 1959 года все рабо-1 ты по восстановлению и сборке машины ( были закончены, и она приобрела свой. первоначальный вид. 9 декабря историческая машина, за рулем которой находился старший ма- ( стер Б. Курбатов, вышла из экслеримен-1 тального цеха. I Когда автомобиль проходил по завод-) ской территории, старым кадровым ра-, бочим невольно пришла на ум мысль: может быть, он не в первый раз нахо-1 дится здесь. Может быть, в июне 19181 года именно на этом автомобиле приез-, жал Владимир Ильич Ленин на завод «АМО», чтобы выступить перед рабочими. Но вот выписан пропуск, и автомо-' биль выходит из ворот завода в свой! последний рейс. Маршрут этого пробе-) га пролегал по тем же улицам, по ко-, торым Владимир Ильич проезжал, очевидно, каждый раз, возвращаясь в Москву из Горок. I Остались позади Серпуховская улица,! Большая Ордынка, Каменный мост и по-| казалась Красная площадь. На пути сле- ( дования фото- и кинокорреспонденты снимали исторический автомобиль. Пройдена Красная площадь, и автомо-1 биль въехал во двор музея, чтобы | остаться навсегда там, где хранятся все, реликвии, связанные с жизнью великого вождя.С АТТЕСТАТОМ ЗРЕЛОСТИ - ПРАВ А ВОДИТЕЛЕЙешение XXI съезда КПСС и закон «Об укреплении связи школы с жизнью ио дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» определили главную задачу народного образования в нашей стране — готовить молодежь к трудовой деятельности. В школах Харьковской области ребята овладевают различными специальностями. Но самое широкое распространение получила подготовка шоферов, трактористов, комбайнеров. Курс изучения каждой из этих машин состоит из 856 учебных часов и рассчитан на три года. Особенно большой интерес вызывает у школьников изучение автомобиля. В 1956/57 учебном году управлять автомобилем научились всего 195 учащихся, а в нынешнем — водителями готовятся стать 2150 старшеклассников. Для обучения будущих шоферов выделяется по одному учебному дню в неделю, не считая летней производственной практики. В школах созданы автоклассы, слесарные мастерские, строятся гаражи. Д ля практического вождения имеется более 150 легковых и грузовых автомобилей. Создание материальной базы для подготовки водителей у нас еще не закончено, и во многих случаях школы широко используют возможности шефствующих предприятий. Так, Роганьская средняя школа Харьковского района проводит практические занятия в авторемонтной мастерской совхоза имени В. Чапаева. Директор совхоза В. Счастливцев, главный механик М. Бондаренко и заведующий гаражом Д . Воробьев всемерно помогают школе наладить производственное обучение. Учащиеся обеспечены спецодеждой, необходимыми учебниками. Скоро в Роганьской школе будет своя типовая мастерская. Ее строят сами школьники. В новой мастерской будут оборудованы столярная и слесарно-механическая мастерские, класс машиноведения. Директор Будянского фаянсового завода Н. Гончаров и его заместитель М. Олейник выделили на территории завода для производственного обучения просторное помещение, где оборудована столярная и слесарно-механическая мастерские, электротехнический класс, заканчивается оборудование автокласса, в котором уже имеются узлы и детали автомашин, комплекты таблиц, необходимая литература. Все это дает хорошие результаты. Большинство выпускников вместе с аттестатами зрелости получают и специальности. Многие молодые шоферы, трактористы, комбайнеры сейчас работают в колхозах, совхозах, РТС и на предприятиях области. Вместе с тем широкое развитие политехнического обучения выявило немало нерешенных вопросов. Как известно, к экзаменам в ГАИ допускаются лишь лица, достигшие 17,5 лет. Многим из наших выпускников не хватает до этого срока по 3—4 месяца. Из-за этого они, закончив курс обучения, не могут получить удостоверение водителя. Нам кажется, что при благоприятном заключении медицинской ко-Рмиссии удостоверение водителя можно выдавать в 17 лет. Особого внимания заслуживает вопрос о преподавателях автомобильного дела. В настоящее время теорию автомобиля преподают люди, в общем, случайные, не имеющие соответствующей квалификации. Хорошо, если удастся привлечь в школу инженеров или техников. Обычно занятия ведут шоферы, не имеющие необходимых технических и методических знаний. Для того чтобы улучшить качество обучения, мы организовали при Институте усовершенствования учителей курсы для преподавателей, имеющих высшее и среднее образование. В 1958/59 году их окончило 53 человека. Надо сказать, что мы пока еще почти не чувствуем помощи автомотоклуба ДОСААФ и его филиалов. А ведь именно тут имеется неплохая материальная база, накоплен большой методический и организационный опыт, имеются кадры i преподавателей и инструкторов по вождению. К сожалению, работники автомотоклуба — редкие гости в школах, да и наших преподавателей не приглашают на семинары и методические совещания в клуб. А ведь это помогло бы школам гораздо лучше организовать обучение школьников техническим специальностям. С каждым годом укрепляется связь школы с жизнью, увеличивается количество выпускников, которые получают нужную в" жизни специальность. Недалек тот день, когда каждый выпускник средней школы сможет управлять автомобилем, трактором, комбайном. А. МОЗГОВОЙ, инспектор облоно. Харьков.По следам наших выступлений«ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ НЕОБХОДИМО!»Под таким заголовком в журнале «За рулем» № 12 за 1959 год было опубликовано письмо читателя И. Бойко и примечание редакции, в которых говорилось, что заочное повышение квалификации шоферов в Казахской ССР отсутствовало. Министр автомобильного транспорта Казахской ССР т. Жуков сообщил в редакцию: коллегия Министерства автомобильного транспорта Казахской ССР обсудила материал, опубликованный в журнале, и признала критику правильной. Коллегия отметила, что бывший начальник управления кадров т. Арламенков несерьезно отнесся к запросу редакции о перспективах заочного повышения квалификации шоферов в республике и послал в журнал формально-бюрократический ответ. Коллегия указала т. Арламенкову на неправильное поведение и приняла постановление об организации заочного повышения квалификации шоферов.ПОПРАВКАС. ГЛАЗУНОВ,' заместитель начальника лаборатории' экспериментального цеха авто-< завода им. Лихачева. IВ статье Ю. Долматовского «От двигателя к колесам» («За рулем» J * 12 за 1959 год) по вине автора допущена ошибка. Четвертую формулу на стр. 17 следует читать:Пк 10S5O000 tSnt.fy' об/мин.26