мотоцшОтнлини на статью „Диктовать или не диктовать?"НОВЫЙ МЕТОДассовость подготовки водителей, кратковременность их обучения, большое разнообразие изучаемого материала обусловливают сложность учебного процесса и обязывают каждого преподавателя хорошо знать автомобильную технику ив совершенстве владеть методикой преподавания — преподавательским мастерством. В редакцию поступило большое количество откликов на статью инженера Берестинского Г. И. «Диктовать или не диктовать?», опубликованную в седьмом номере журнала за 1959 год. В этой статье освещался опыт работы Рязанской автомобильной школы, преподаватели которой отказались от диктовки записей конспектов учащихся при обучении шоферов-профессионалов. Остающееся при этом время используется на более углубленное закрепление изучаемого материала. Большинство, авторов писем высказывают мнение, что переход на бесконспектный метод обучения вполне своевременен и методически оправдан. Преподаватель учебного комбината «Запорожавтопромтреста» т. Волошин пишет, что «преимущества бесконспектного метода обучения подтверждаются его многолетней практикой. Конспектирование отнимает значительную часть учебного времени на механическое переписывание истин, изложенных в учебнике шофера третьего класса, отвлекает учащихся от систематической работы над книгой, не прививает им навыков самостоятельной над ней работы». Такого же мнения придерживается и преподаватель т. Кузьминов из г. Львова, который отмечает, что в большинстве своем конспект, продиктованный преподавателем «является шпаргалкой для «натаскивания» учащихся». «Диктовка конспектов преподавателем на уроке в настоящее время стала тормозом в деле повышения качества подготовки, — пишет инженер т. Бескровный, преподаватель Полтавского учебного комбината. — У нас на комбинате имеется достаточное количество учебников, и ведущие преподаватели проводят серьезную работу с учащимися по привитию им навыков работы с книгой». Отказ от конспектирования дал возможность лучше использовать учебное время, что повысило количество хороших и отличных оценок на экзаменах до 80 — 90 процентов.ПОЛЕЗЕНIs WМЕЩЕ РАЗ О ЗАЖИГАНИИПреподаватель т. Рязанов из Переяславля сообщает в письме: «В прошедшем учебном году в основу учебного процесса была положена самостоятельная работа учащихся с книгой. Это себя вполне оправдало. Качество подготовки повысилось, так как больше стало времени отводиться повторению и непосредственному закреплению материала на уроке». Преподаватель инженер т. Меркуров из г. Кандалакши считает, что «необходимость в диктовке текста записи имела место в прошлом, когда учебников для подготовки шоферов недоставало, а общеобразовательная подготовка учащихся была недостаточной для самостоятельной работы над учебником». К такому же выводу пришли, прочитав статью, преподаватели т. Марканов из Перми, инструктор автомотоклуба из Глухова Сумской области т. Рябченко, инженер-преподаватель т. Гольдштейн из Запорожья, преподаватель т. Матчин из Заборска, преподаватель т. Борисов из Воронежа и многие другие. Авторы многих писем особо подчеркивают необходимость безусловного выполнения требований учебной программы в отношении приема на обучение лиц, имеющих образование не ниже семи классов. Много внимания в присланных откликах уделяется учебникам, по которым занимаются будущие водители, так как при бесконспектном обучении курсанты должны иметь единое учебное пособие. Самостоятельной работе учащихся с книгой следует уделять особое внимание. Преподаватель т. Кузьминов сообщает, что перед началом обучения каждой новой группы он затрачивает немало времени на внепрограммную тему: «Как работать с учебником». В процессе учебы он также ведет работу с учащимися по привитию им навыков самостоятельного конспектирования отдельных разделов учебника. Это помогает им с успехом заниматься по учебнику без записей в классе. в полученных письмах отмечается необходимость улучшения работы с учащимися во внеурочное время — организация постоянных консультаций, систематическая работа с отстающими учащимися, самостоятельное конспектирование материала учебника. Отклики на статью т. Берестинского свидетельствуют о больших возможностях улучшения учебного процесса. Может случиться, что после вынужденной остановки вам удалось запустить двигатель. Однако при попытке тронуться с места он опять заглох. Что делать в этом случае? Мы знаем, что причиной появления слабой искры чаще всего бывает износ текстолитового основания молоточка прерывателя. Вследствие этого резко уменьшается разрыв между контактами прерывателя, повышается подгорание их и уменьшается опережение зажигания.Рис. 1. Схема установки зажигания: 1 — отверстие для декомпрессора. 2 — проволока для определения верхней мертвой точки, 3 — неподвижный контакт прерывателя, 4 — рычажок прерывателя, 5 — кулачок, в — фетр для смазки кулачка. В результате появляются перебои в работе двигателя, перегрев цилиндра и, как следствие, снижается мощность двигателя. Поэтому, если двигатель плохо развивает обороты, следует зажигание поставить с опережением. Когда же при резком открытии дроссельной заслонки двигатель начинает «стучать», ставят более позднее зажигание. Для регулировки зажигания ослабляют винты крепления прерывателя, а основание его передвигают в зависимости от характера работы двигателя. Например, если нужно увеличить опережение зажигания, то основание прерывателя поворачивают навстречу вращению кулачка прерывателя и наоборот. После регулировки зажигания работа двигателя проверяется вторично на ходу мотоцикла. В тех случаях, когда требуется поставить заново прерыватель, для установки начального зажигания пользуются данными, приведенными в заводской инструкции по уходу за мотоциклами. Скажем, у двигателей мотоциклов К-55, К-58 и М-1М начало разрыва контактов устанавливается на тот момент, когда поршень не дошел до верхней точки на 4 мм (рис. 1). Для более точного нахождения такого положения пользуются специальным прибором, градуированным в миллиметрах. Этот прибор устанавливается в резьбовое отверстие вместо декомпрессора (рис. 2). Рис. 2. Приспособление для установки опережения зажигания.НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ — НАПРОКАТПрактика подготовки водителей в Харьковской области показывает, что курсы, организуемые непосредственно на предприятиях ив колхозах, наиболее приемлемая форма обучения. Однако не все первичные организации ДОСААФ имеют возможность создать хорошую материально-техническую базу, что отрицательно сказывается на качестве подготовки будущих водителей. Чтобы решить эту проблему, на мой взгляд, целесообразно при райкомах ДОСААФи штатных АМК создать фонд агрегатов и давать их во временное пользование, т. е. организовать своеобразный прокат наглядных пособий. Харьков. С. КЛЕЙТМАН.27