Из всех участников мотогонок мы меньше всего знали о возможностях русских гонщиков, с которыми встречались на льду впервые. Их выступление превзошло все ожидания. Уже на тренировке в Уфе стало ясно, что нам предстоит иметь дело с настоящими высокотехничными мастерами. И мы не ошиблись. Советские мотогонщики за очень короткое время достигли больших успехов. С полным правом их можно назвать гонщиками международного класса в этом виде соревнований. Самым характерным для русских мотоспортсменов является смелость, напористость. Такие качества играют первостепенную роль ив гаревых гонках. Поэтому можно полагать, что со временем русские станут сильнейшими ив этих соревнованиях. Хочется отметить образцовую организацию соревнований. Вряд ли вообще можно в более сжатые сроки провести двадцать заездов. Зрители все время были в напряжении. Присутствуя на международных соревнованиях в Швеции, Франции, Норвегии, Дании, Германии, я нигде не встречал таких зрителей. Нигде так тепло не приветствовали зарубежных спортсменов, нигде так искренне не радовались их приезду! Гонщики умеютценить такое гостеприимство, они знают, как оно помогает во время соревнований. Так же как и организаторам, им было приятно видеть переполненные трибуны. Соревнования в Москве и Уфе дали возможность гонщикам разных стран ближе узнать друг друга, обменяться спортивным и техническим опытом. Большую пользу принесли и встречи руководителей. Представители СССР, Швеции, Финляндии и Чехословакии обсудили вопросы, связанные с дальнейшим развитием контактов в мотоспорте, и единодушно высказались за проведение в 1961 году первенства Европы по мотогонкам на льду. Международные спортивные связи сближают народы, и надо стремиться к тому, чтобы эти связи становились все более оживленными. Для наших странсоседей это имеет особое значение. Кстати, прошедшие встречи — седьмое мотоциклетное соревнование в СССР с участием финских гонщиков. 1Лы надеемся вскоре вновь приехать к вам, чтобы состязаться на гаревой дорожке. Ейно ПЕРКО, руководитель финской спортивной делегации.СВЕРХ ВСЯКИХ ОЖИДАНИЙГ| рошедшие соревнования были пре" I красно организованы. Начиная с хорошо оборудованных теплых гаражей для мотоциклов и кончая условиями, созданными для самих участников, — все было сверх наших ожиданий. Больше всего нас поразили советские зрители — их объективность, умение понимать мотогонки и дружеское расположение ко всем спортсменам. Никогда не забыть горячего приема, который был нам оказан. В заключительный день первого этапа гонок зрители качали Андерссона так же восторженно, как и своего земляка Дудорина. Ничего подобного мы прежде не встречали. Теперь, когда москвичи и уфимцы познакомились со шведскими гонщиками, мне хочется кратко напомнить об истории этих состязаний в нашей стране. Гонки на льду возникли в Швеции очень давно — в двадцатых годах. Причем вначале соревновались на прямых дорожках: 500 метров в одном и 500 — в обратном направлениях. Затем гонки перенесли на круг длиной 1000—1200 м, а с 1932 года ледяные гонки прочно обосновались на стадионах. Серьезные изменения претерпели и конструкции мотоциклов. Экипажную часть машин, на которой выступали шведы, можно с полным основанием считать идеальной как по прочности, так и по устойчивости. Большое внимание мы уделяем шиповке. На заре ледяных гонок шипы устанавливали в один ряд на расстоянии 10 см друг от друга. Длина шипа была равна 10 мм. Затем число и размеры шипов постепенно увеличивались. Сейчас на каждом колесе расположено три ряда шипов по 40 штук в На каждом, т. е. 120 штук, а при двойной шиповке — 160. Длина их — 25—28 мм. В Скандинавии мотогонки на льду приняли особенно широкий размах в послевоенные годы. И я, наверно, не ошибусь в прогнозе, если предскажу, что этот вид мотоциклетных соревнований имеет большое будущее. Можно многое сказать о значении гонок «а льду, но главное заключается в том, что они расширяют сферу международного сотрудничества в области мотоспорта. . Мне кажется, что гонки на льду (так же, как и на гаревой дорожке) должны стать предметом широкого спортивного обмена между СССР и Швецией. У нас с громадным интересом относятся к выступлениям русских спортсменов—хоккеистов, конькобежцев. С большой радостью встретили бы мы и приезд советских мотогонщиков. Такие соревнования содействуют установлению взаимопонимания. Следующим шагом в развитии ледяной дорожки после проведенного розыгрыша «Кубка дружбы» должно, на наш взгляд, стать первенство мира или Европы с участием гонщиков Скандинавии, СССР, Чехословакии и, конечно, Польши. Мы надеемся, 4iO уже в 1961 году эту идею удастся осуществить. Лучшим местом для проведения первенства может быть Центральный стадион имени Ленина в Москве. В заключение от имени шведских спортсменов хочу выразить сердечную благодарность за гостеприимство и внимание, которые были нам оказаны в СССР. АРНЕ БЕРГСТРЕМ, руководитель шведской спортивной делегации. БернКнБЕЗУПРЕЧНзаездах советскими гонщиками, выступавшими на чешских машинах. Двигатель ЭСО не уступал известным ЖАПам, но ходовая часть, видимо, потребует изменений. Было бы полезным, чтобы советские и чешские специалисты объединили свои усилия в создании мотоцикла для ледяных гонок, как это имело место при проектировании гоночных машин. Спортивные итоги встречи на кубок «Дружба народов» трудно переоценить. Они показали, что в ряды сильнейших гонщиков мира по ледяной дорожке выдвинулись советские спортсмены. Высоким мастерством блеснули Шайнуров, Дудорин, Дробязко, Константинов. В Чехословакии проводится много мотоциклетных соревнований, накоплен большой опыт по их организации. И все же, честно говоря, нам было чему поучиться ив Уфе. Просто поразительно, какое вничание, какую большую заботу об организации мотогонок проявляли уфимские общественные организации. Стадион «Строитель», где проходили встречи, по подготовке можно сравнить с лучшими спортивными аренами Европы. И мы глубоко убеждены, что Уфа может стать достойным местом проведения соревнований международного масштаба. Судейский аппарат, возглавляемый Генрихом Черкасским, с честью выполнил свои обязанности, что немало способствовало успешному проведению этих больших соревнований. Соревнования на кубок «Дружба народов» принесли всем участникам большую пользу. Мы надеемся, что они помогут положительно решить вопрос о проведении первенства Европы по мотогонкам на льду. В. ЛАНГЕР, руководитель чехословацкой спортивной делегации.вираже. Впереди — победитель соревнований шведУтс£°н- ___„„_ Фото в. д овгнлло .