18
19
20
то было трудное соревнование. Обильный снегопад, затем оттепель, сменившаяся заморозками, и снова пурга и метель, поднятые злыми ветрами Финского залива, как бы специально постарались создать наиболее «подходящие» дорожно-климатические условия для зимнего ралли. На узких, то и дело теряющихся в снежных переметах, обледенелых дорогах приходилось развивать большую скорость, чтобы компенсировать неизбежные задержки на занесенных участках и уложиться в заданные маршрутными картами сроки прохождения контрольных пунктов. К тому же в маршрутных картах были указаны не сроки, как обычно, а задана средняя скорость (причем довольно высокая!); схема трассы была «немой», т. е. без каких-либо указаний и обозначений; дополнительные упражнения скоростных состязаний весьма и весьма нелегкими. Все это потребовало от участников II Всесоюзного зимнего ралли очень большого упорства и напряжения сил, выносливости, высокого спортивного мастерства. Однако главная трудность, как выяснилось в ходе соревнований, была уготована не природой и даже не составителями «жестких» маршрутных карт и «немых» схем трассы. В самом Положении об этих соревнованиях содержалось условие, выполнить которое оказалось кое-кому не под силу. Дело в том, что зачет был командный. Первенство определялось по наименьшей сумме очков, начисленных команде за три худших результата ее членов. Борьба шла за переходящий командный приз.ЭМАСТЕРА СПОРТА И МАСТЕРСТВО КОМАНДЫМы вовсе не собираемся бросить упрек нашим раллистам в том, что им недоставало чувства коллективизма в этих соревнованиях, либо желания победить командой. Нет — да и не может быть в отношении советских спортсменов! — оснований для подобных предположений. Однако командный зачет обусловливает целый ряд тактических и технических требований, выполнить которые нельзя просто так — «сообща». Без соответствующей подготовки команды в целом, продуманного подбора ее состава, коллективных тренировок и выработки навыков, обеспечивающих высокую слаженность всех участников, и, наконец, без одинаково хорошейЗИМНИЕ ГРАССЬВ ПУРГУ ПО ГОЛОЛЕДУСредняя скорость 50 км/час ФПОЧЕМУ ЧЕМПИОНЫ ОСТАЛИСЬ В ХВОСТЕподготовки всех ее машин трудно рассчитывать на успех в зимнем ралли. Сей горький урок вынуждены были извлечь из прошедших соревнований тренеры и руководители многих спортивных коллективов, в том числе и таких прославленных, как команды НАМИ иМЗМА , автомотоклубов Москвы и Риги, первой команды Эстонской ССР и др. Они смогли лишний раз убедиться в том давно известном правиле, что хорошая команда — прежде всего коллектив спаянный, слаженный, целеустремленный. Действительно, если судить по материалам мандатной комиссии, то II Всесоюзное зимнее ралли собрало лучшие спортивные силы страны, много мастеров спорта и перворазрядников. Списки некоторых команд, м ожно сказать, прямо-таки блистали именами чемпионов и рекордсменов страны, неоднократных победителей всевозможных автомобильных соревнований последнего времени. Из шести членов армейской команды Москвы, например, было четыре мастера спорта; столько же было ив команде НАМИ, а команда Московского автомотоклуба состояла из трех мастеров спорта и трех перворазрядников. Среди участников были чемпионы страны по автомобильным гонкам М. Мотин, Д. Борисов, Е. Беретов, по ралли — С. Тенишев, А. Дмитриевский, А. Тыкке, А. Саарм, А. Швачко и даже... чемпионы СССР по мотоциклетному спорту Р. Решетнике и В. Лапиня. Но если теперь, после соревнований, сопоставить эти данные мандатной комиссии с техническими результатами, то ни одну из названных выше фамилий не удастся найти в составах командпобедительниц. Более того, среди двух десятков членов этих команд нет ни одного мастера спорта, но зато есть немало спортсменов второго и даже третьего разряда. Нужно ли более яркое доказательство того, что при командном зачете личное мастерство (а его, разумеется, никто не может оспаривать!) отступает на второй план перед мастерством команды, силой коллектива, гибкостью и маневренностью тренера, умеющего суммировать достоинства отдельных участников и нейтрализовать их недостатки. И действительно, надо было посмотреть на «работу» команды Тартуской автобазы № 20, видеть, как четко, разумно и быстро действовали ее члены (например, на обледеневшем холме или на трассе, когда одну из машин забросило в глубокий сугроб), чтобы понять, какая огромная, кропотливая и плодотворная работа по подготовке к соревнованиям проделана тренером команды А. Кеэрбергом. Вот почему этот замечательный спортивный коллектив, в составе которого были спортсмены первого, второго и третьего разрядов, нанес сокрушительное поражение «командам чемпионов» и выиграл ралли, пройдя почти без штрафных очков более 2000 километров по ледяным и заснеженным дорогам и выполнив лучше всех скоростные упражнения.ПЕРИПЕТИИ БОРЬБЫКак же проходила борьба за первенство? Тартуские спортсмены сделали «заявку» на победу... с первых же метров дистанции. Дело в том, что соревнования начались с выполнения несколькихКоманда — это тренированный ноллентив! упражнений по фигурному вождению на Октябрьской набережной города Тарту, после чего участники сразу выходили на трассу первого круга. И тартуские «аутсайдеры», которых поначалу никто не считал опасными соперниками, выполнили упражнения за короткий срок, затратив в среднем по 80 секунд на машину. Разумеется, в других командах отдельные результаты были выше — рижанин А. Дамбис, например, выполнил упражнение за 68 секунд, москвич А. Бренцис за 73 секунды, таллинец А. Сало за 74 секунды. Но по общей, командной, сумме очков (за каждые 100 секунд начислялось 1 очко, прибавляемое к штрафным очкам за дорожные соревнования) тартусцы заняли высокое четвертое место и «со спокойной душой» ушли на дистанцию. Правда, в Таллине их постигла неудача — они хуже всех других семнадцати команд выполнили вторую программу скоростных фигурных упражнений, набрав 6,204 очка. Но, пройдя «на нулях» дистанцию дорожного соревнования, они сумели удержать за собой четвертое место, пропустив вперед только три таллинские команды. Москвичи же в первый день соревнований начали отставать — команда МЗМА получила 24 штрафных очка, команда «Труда»— 12, команда НАМИ, опоздав на 57 минут, была почти на грани катастрофы (по Положению опоздание больше чем на 1 час влечет за собой снятие с соревнований), а московские армейцы и вовсе сошли с дистанции. Лишь команда Московского автомотоклуба сумела пройти дистанцию первого дня без штрафных очков, но... она успела уже проштрафиться на другом — за опоздание на технический осмотр ей еще до начала соревнований было записано 6 штрафных очков. Таким образом, уже в первый день выявилось определенное преимущество- команд прибалтийских республик — Эстонии, Латвии и Литвы (которая, между прочим, впервые создала свою команду раллистов, надо думать, не без влияния критических выступлений журнала «За рулем»). Однако характерно при этом, что и эстонская команда —«фаворитка», имевшая в своем составе чемпионов страны А. Тыкке и А. Саарма, тоже оказалась отнюдь не в числе лидеров, получив иа дистанции 5 штрафных очков. Молодые команды решительно не желали считаться с авторитетами. Картина определилась еще более четко во второй день соревнований. Только четыре команды сумели пройти дорожную дистанцию «на нулях». Это были досаафовцы Таллина (команда № 7), спортсмены ДСО «Калев» (№ 17), молодой коллектив Тарту (№ 16) и команда Литовского республиканского автомотоклуба ДОСААФ (№ 11). Именно эти четыре команды имели лучшие результаты также и по скоростному подъему на холм. По итогам двух дней на первое место выдвинулись спортсмены ДСО «Калев» (№ 17), набравшие в общей сложности 9,742 очка. Передвинувшиеся на третье место раллисты Тарту имели 9,990 очка. Московская команда ДСО «Труд» умудрилась за первые два дня набрать 132 (!) штрафных очка, а команды МЗМА и НАМИ шли, так сказать, «голова в голову», имея соответственно 82,492 и 83,974 очка. Хорошо начавшие соревнования сильные команды Московского и Рижского автомотоклубов ДОСААФ сошли с дистанции вследствие выхода из строя машин.ЛЕДЯНОЙ РУБИКОН ДЛЯ РАЛЛИСТОВМежду тем капризная прибалтийская погода сыграла новую шутку с участниками соревнований. Пурга улеглась, яркое солнце в течение нескольких часов сварило наметенную ею крупу в жидкую снежную кашицу, а затем ударил мороз и дороги превратились местами в хорошо наезженные катки. В связи с этим ни одной из команд не удалось пройти дистанцию точно по графику, заданному в маршрутных картах. Но и погода брала свой «налог» с учетом тренированности команд; снова наименьшее количество штрафных очков получили те же лидеры — таллинские досаафовцы и калевцы по 1 очку, спортсмены Тарту — 3 и Литвы — 6 очков. А команда МЗМА, например, «прибавила» в этот день к своим результатам 83 штрафных очка, команда ДСО «Труд» — 21, НАМИ — 11 и т. д. Разница в очках между лидирующей командой и, например, командой НАМИ составляла к концу третьего дня соревнований более 150 очков! Но наиболее тяжелое испытание уготовила погода участникам ралли при повторном подъеме на холм. Та же самая дистанция в1 километр (подъем и спуск по 350 метров и кольцо 360 метров), которую накануне преодолели без особого труда все команды, стала после обледенения чем-то вроде рубикона для желающих победить. Только лишь перейдя его, можно было рассчитывать на серьезный спортивный успех в этих соревнованиях. Особая трудность состояла в том, что после старта маневрирование при подъеме не холм разрешалось только за пределами линии, обозначенной желтыми флагами, т. е. практически уже на уклоне, а надевание цепей, «кошек» и прочих приспособлений, облегчающих движение по льду, разрешалось лишь после старта, т. е. в пределах заданного контрольного времени на подъем и спуск (10 минут). И надо было видеть, как, проделав на этом ледяном холме от 10 до 40 метров, катились назад под уклон машины некоторых прославленных мастеров и чемпионов. А с ними и... несостоятельные надежды на успех. Лишь шести командам удалось выполнить упражнение по скоростному подъему на холм. И лучшей среди них снова была команда раллистов города Тарту (2,684). В результате она стала лидировать, набрав по итогам трех дней 15,674 очка и опередив идущие вслед две таллинские команды (24,608 и 24,542). Остальное было уже, как говорят шахматисты, делом техники. Легко пройдя четвертый, завершающий круг дорожных соревнований и выполнив несложные эволюции по фигурному вождению на катке, тартуская команда за-На снимках: Слева — спортсмены Ленинградского автомотоклуба ДОСААФ прибыли на контрольный пункт времени. Опоздали или нет? — вот что волнует тренера В. Крынкина. Справа — кроме дорожных соревнований, участники выполняли нелегкие дополнительные упражнения. Вверху — фигурное вождение автомобиля на ледяном поле. Внизу — скоростной подъем на холм в г. Тарту. Фото Ю КЛЕМАНОВА.ГРИМАСЫ ПРИБАЛТИЙСКОЙпогодыМолодцы, раллисты из Тарту!•НО ЕСТЬ И МАСТЕРА БЕЗ МАСТЕРСТВАilk19 деланная старшим тренером ЦАМК Ю. Гофманом, тренером А. Клопковым и другими, заслуживает поэтому большой похвалы. Но все-таки трудно согласиться с тем, что из программы соревнований нынешнего года необоснованно выпали такие интересные дополнительные упражнения, как преодоление снежной целины, а условия упражнений по фигурному вождению на льду были составлены чересчур «либерально». В результате, несмотря на значительное расширение состава участников и увеличение числа команд, проведенное в нынешнем году зимнее ралли несколько деградировало по своему качеству и спортивному уровню. Вряд ли стоит идти по этому пути. Не следует ли лучше подумать о том, чтобы дополнить и сделать более разнообразной программу зимних соревнований? Почему бы наряду со скоростным подъемом на холм не практиковать еще и «автомобильный слалом», и скоростное кольцо, и преодоление снежной целины, и трудное фигурное вождение на льду? Имели место отдельные недостатки в судействе проведенных соревнований (главный судья Ф . Кивимяги). В Таллине, например, лишь за минуту до начала соревнований по фигурному вождению (да и то благодаря оперативному вмешательству представителя ФАМС , судьи всесоюзной категории Г. М. Соловьева) были исправлены ошибки в геометрии фигур; некоторые судьи на трассе допустили ошибочные записи результатов дорожных соревнований, занеся их в другие графы контрольных карт, выданных участникам; были и другие мелкие погрешности в работе судейской коллегии. В то же время многие судьи на трассе работали четко и хорошо, несмотря на весьма трудные метеорологические условия и ночное время. Мы лично убедились в этом на примере работы СКВ в Алавери и совершенно секретного пункта KB в Торме. Право же , судьям порой было не легче, чем участникамк Автомобильный комитет ФАМС должен внимательно изучить итоги проведенного II Всесоюзного зимнего ралли с командным зачетом. Эти соревнования имеют большое будущее в нашей стране. М ы имеем все возможности поднять их до надлежащего уровня с тем, чтобы придать им в дальнейшем международный масштаб. И — кто знает? — может быть, через пару лет крупнейшим автомобильным соревнованием зимнего сезона будет не традиционное ралли «Монте-Карло», а наше советское ралли «Русская зима»... Ю.КЛЕМАНОВ (наш спец. корр.).«*"n^---wшСлаженно действовала команда ДСО «Калев» на труднопроходимых участках трассы, и в результате заслуженныйуспех — третье призовое место в командном зачете. Фото автора. няла первое место с общим результатом 27,742 очка. На второе место вышла команда Эстонского республиканского клуба ДОСААФ (тренер И. Н. Лауба)— 33,340 очка и на третье команда ДСО «Калев» (тренер X. А. Треймут) — 37,323. . шее количество участников. Несмотря на весьма трудные и сложные дорожно-климатические условия, в нынешнем году не было ни одной аварии, ни одной более или менее серьезной поломки автомобиля. Не пора ли решать вопрос о проведении в будущем году первенства страны по зимнему ралли? В этой связи необходимо остановиться на некоторых недостатках прошедших соревнований. Нет слов, организация и проведение таких соревнованийвыбор трассы, обеспечение расчистки дорог, подготовка и расстановка судейского персонала, размещение участников и автомобилей, снабжение горячей водой и бензином, устройство закрытого парка и т. д. — дело исключительно сложное и более трудоемкое, нежели организация ралли летом. Работа, п ро -БУДЕТ ЛИ РАЛЛИ «РУССКАЯ ЗИМА»!Автомобильное ралли зимой было проведено во второй раз. Сейчас уже больше не стоит вопрос — возможны ли и нужны ли такие соревнования. Безусловный успех прошлогодних и нынешних соревнований говорит о том, что зимние ралли прочно входят в наш спортивный быт и привлекают все больЛ где оке снежная автомобильныйцелина • » „слалом"?ВСЕ ШЛДГИ В ГОСТИ БУДУТ К НАМ20Л