таких же педалей, нак на нормальных автомобилях, педали газа с возвратной пружиной и удобно расположенного замка зажигания; цепной привод на колеса должен иметь защитный кожух. Монтирование каких бы то ни было кузовов, либо отдельных их секций на шасси го-картов исключается. Единственной защитой водителя от непогоды, осадков, пыли и пр. является комбинезон, а такжеи шлем, надевание которого во время соревнований обязательно. В отношении двигателей правила ФИА не менее определенны: допускаются только двухтактные двигатели серийного, либо массового производства, без наддува (в накой бы форме он ни осуществлялся). Изменения в двигателях возможны лишь по формуле, принятой для туристских машин, т. е. без каких-либо прибавлений металла и других материалов, причем должна быть сохранена «узнаваемость» подвергаемых изменению оригинальных детален. Выбор трасс для картинга не составляет особого труда, хотя предписанияК АРТИНовая разновидность автомобильного спорта«Наподобие азиатского гриппа накатилась сейчас на Европу волна нового спортивного увлечения. Она идет из Америки, захватила сначала Англию и спорадически распространяется сейчас на континенте, достигнув Скандинавии» — такую картину рисует швейцарская газета «Аутомобиль ревю», описывая повсеместное распространение в Европе нового вида автомобильных гонок на так называемых го-картах, т. е. карликовых автомобилях без кузова и какой-либо подвески колес. Действительно, темпы, какими развивается этот новый вид спорта, способны поразить воображение; в Англии, например, за несколько месяцев возникло более 1000 спортивных клубов, проводящих соревнования на го-картах; во Франции национальная Федерация Автомобильного спорта поспешила объединить все возникающие «карт-клубы» под своей эгидой, а в ФРГ и Швейцарии созданы уже (наряду с множеством местных клубов) и центральные «карт-клубы», организующие соревнования между командами городов. Что же это за новый вид спорта? Ведь если еще недавно о нем можно было говорить в иронических тонах, или пожимая плечами, то сейчас уже сами масштабы его заставляют задуматься и более серьезно анализировать причины небывалого успеха, которым отмечены его первые шаги. Кроме того, следует иметь в виду, что новый вид спорта получил уже и официальное признание со стороны Международной Автомобильной Федерации (ФИА). Спортивная комиссия ФИА разработала и ввела в действие (пока сроком на один год) «Правила проведения национальных и международных соревнований на го-нартах, содержащие основные технические определения в отношении материальной части, допустимых размеров дистанции, возрастного ценза и т. д. Одновременно почти во всех европейских странах появились местные правила проведения соревнований, отличающиеся в деталях друг от друга (например, во Франции правилами предписывается гонщику надевать специальную куртку из жесткой материи, в других странах — обычные комбинезоны; почти всюду — защитные шлемы с очками и т. д.). Успех «картинга» (это наименование нового спорта далеко не единственное, но оно наиболее часто употребляется) базируется прежде всего, на простоте и дешевизне используемых для него технических средств, доступных самым ши ­ роким кругам спортсменов. Надо сказать, что любителям мягких рессор и комфортабельной езды иа автомобиле в этом виде спорта делать нечего. Сама идея картинга состоит в том, что право на существование имеют лишь так называемые «предметы автомобильной необходимости», т. е. четыре колеса, мотор, руль и тормоза; средство передвижения должно быть предельно простым, маленьким и дешевым. Поэтому го-нарты, эти поистине карликовые автомобили, выполняются без каких-либо рессорных подвесок, с простейшей схемой рулевого управления и не слишком удобным одноместным сиденьем. Даже для номера на такой «машине» не остается места, и гонщики должны носить его в виде нарукавных повязок, либо на комбинезоне. Правилами ФИА предусматриваются следующие ограничения для шасси гокартов: колесная база — от 1010 мм до 1270 мм; колея не должна превышать по размерам 2/з нолесной базы; габаритная длина — не более 1820 мм; высота матерчатого сиденья — не менее 500 мм над уровнем дороги. Наличие «пояса безопасности» не обязательно, но плоскость от сиденья до передней оси должна быть закрытой, т. е. выполнена в виде днища, вокруг которого устанавливается гнутая труба, либо другое приспособление, не позволяющее ногам водителя соснользнуть на землю. Если днище выполняется перфорированным, то диаметр отверстий не должен превышать 1 см. Каи уже указывалось, применение рессор на го-картах запрещено. Колеса монтируются на подшипниках и должны иметь диаметр не менее 222 мм и не более 441 мм. Наличие пневматиков обязательно; дорожный просвет должен быть таким, чтобы при спущенных ши ­ нах ни одна часть шасси не соприкасалась с землей. Тормоза го-картов приводятся в действие педалью и должны действовать, по крайней мере, на одну (переднюю) ось. Рулевое управление допускается различных конструктивных схем, но с обязательным сохранением рулевого колеса (рули велосипедного и мотоциклетного типов не допускаются). Применение дифференциалов правилами ФИА запрещено; зато предписывается устройство ФИА на первый взгляд кажутся довольно сложными. Минимальная длина трассы установлена в 300 и, ширина (на всем протяжении) не менее 4,5 м, а в районе размещения боксов — 5,5 м. Прямолинейные участки на трассе должны быть не более 100 м, а повороты не должны быть чересчур крутыми; подъемы и спуски выбираются в пределах 3 проц. К соревнованиям допускаются спортсмены, достигшие 18-летнего возраста; гонки проводятся на го-картах следующих трех основных классов: с автоматическим сцеплением и двигателем до 100 см 3 ; то жес двигателем до 200 см 3 ; с мотоциклетным двигателем до 125 си 3 , принадлежащей к нему неробкой передач и сцеплением, приводимым в действие ногой. Следует сказать, что эта классификация, введенная ФИА, вызвала справедливые нарекания в ряде стран. Действительно, двигатели с3 рабочим объемом цилиндров в 200 см развивают сейчас мощность до 15 л. с , что при общем весе го-карта в 45 кг обеспечивает непомерно высокий удельный показатель 3 кг/л. с , характерный лишь для лучш их гоночных автомобилей 1 формулы. И хотя правилами ФИА разрешаются прямолинейные участки на трассе длиной не более 100 метров, скорости движения на подобных го-картах теоретически могут достигать 200 км/час. Кому это нужно? Разве можно допускать такую скорость на этих карликовых машинах, лишенных рессорной подвески колес, обтекателей и элементарных удобств? Такая «поблажка», являющаяся данью американским вкусам, грозит новому спорту вырождением еще до того, к ак он успеет твердо стать на ноги. Думается, что правы те спортсмены и специалисты, которые ратуют за то, чтобы рабочий объем цилиндров двигателе го-карта не превышал 125 см 3 , т. е. ииж-