СИНЯЯР екордно - г оночный автомобиль «Синяя птица», на кото ­ р омДональд Кэмпбелл «атакует» а бсолютныйрекордско ­ рости (634 км/час), установленный Джоном Коббом в 1947 году. Инж. Н. ПАВЛОВ Английский спортсмен Дональд Кэмп ­ белл завершил экспериментальные работы по созданию своего рекордно-гоночного автомобиля «Синяя птица» — GJ\J7, на котором он намерен в сентябре нынешнего года побить абсолютный ми ­ ровой рекорд снорости, д ержащийся , к ан известно, с 1947 года. Если это ему удается, то он не только сделает редч айший дубль, присоединив к своему мировому рекордускорости на воде (416,5 км/час) еще и рекорд скорости на суше , но и продолжит «семейную . т радицию » , п оскольку ряд мировыхи международных автомобильных рекордов был установлен в свое время его отцом, знаменитым Малькольмом Кэмпбелл ом. В постройке автомобиля приняли участие 69 английских фирм. По расчетам он должен иметь максимальнуюскорость порядка 800 км/час иотличнуюразгон ­ ную динамику — в течение минуты достигать скорости 640 км/час. Что же представляет собой этот новый автомобиль? По своему внешнему виду «Синяя птица» несколько напоминает автомобиль «Райльтон» с двигателем «Нэпир», на котором Джон Кобб установил в 1947 году абсолютный мировой рекорд скорости (634 км/час). Аэродинамические формы ее разрабатывались очень тщательно, на основе длительных экспери ­ ментов в аэродинамической трубе. В результате многочисленных доводок для «Синей птицы» был создан весьма обтекаемый кузовссимметричными формами и слегка округленной радиальной линией (в «поясе» автомобиля). Несущий каркас кузова состоит из четырех, связанных поперечными траверсами лонжеронов. Вся конструкция выполнена из очень тонких , легних, но прочных металлических полос, п руткови листов. Водитель размещается перед передней осью, в носовой части кузова , между двумя люками , по которым поступает воздух втурбину двигателя. (При полной нагрузкетурбина всасывает более тонны воздуха в минуту!). Устройство и оборудование «Синей птицы » в корне отличается от машины Кобба и представляет большой техничес кий интерес. На автомобиле установлен газотурбинный двигатель «БристольПротеус» мощностью 4050 л. с. и весом 1,5 тонны . Этот двигатель, п рименяющий ­ ся ванглийской авиации и на быстроходных катерах патрульной службы, был подвергнут значительной переделке, позволившей прежде всего осуществить привод на колеса. Дело втом , что передняя часть силового агрегата «Бристоль-Протеус» в своем стандартном исполнении предназначена для привода воздушного винта (через редуктор). После произведенных Кэмпбеллом конструк ­ т ивных изменений турбина имеет сейчас приводной вал; т акая модификация потребовала изменения в системе смазк и , переделки системы выпускаипр . Приводной вал турбины совершает при максимальной скорости автомобиля около 11 500 об/мин. К рутящий момент от двигателя передается через комбинированные редукционно-дифференциальные коробки . Конические шестерни со спиральнымизу ­ бьями понижают здесь число оборотов в 3,6 раза. Валы втрансмиссии снабжены специальными сочленениями, к он ­ с трукциякоторых запатентована фирмой Бирфильд. Согласно правилам Международной Автомобильной Федерации (ФИА), п ри ­ вод от двигателя должен осуществляться, по крайней мере, на одну ось, т. е. не менее чем на два колеса автомобиля. Для того чтобы обеспечить равномерную наг рузку на шины , было решено осущестА ВТОМОБИЛЬДЛЯ ПОБИТИЯ АБСОЛЮТНОГО МИРОВОГО РЕКОРДА СКОРОСТИПТИЦАу силий . Перед водителем имеются тольк о две педали — для ускорениян торможения. Одна изанглийскихфирм разработала для «Синей птицы » специальное устрой ­ ство, позволяющее Кэмпбеллу прочиты ­ вать на нижней части ветрового стекла зеркальное изображение приборов ин ­ струментального щитка , не отрывая глаз от дороги. Водитель получает воздух, необходимый для дыхания , через защитнуюмаску ; она не пропускаетпродуктовсгорания топлива, к оторые , з авихряясь , могут попасть вструю свежего воздуха. Возле задней оси на специальной доске приборов смонтирована кинокамера , к отораярегистрируетпоказания всех приборов во время рекордных заездов. Большой интерес представляет тормозная система автомобиля. С макси ­ мальной скорости автомобиль притормаж ивается сначала воздушными тормозами — двумя выкатывающимися из кузо ­ ва заслонками , п овышающими лобовое сопротивление. Затем ужевступаютв действие дисковые тормоза. В целяхвить в «Синей птице» привод на 4ко ­ леса. Подвеска всех колес автомобиля независимая; к онструктивно она осуществлена на пневматических качающ ихся рессорах сгидравлическими амортизаторами. Специально разработанный фирмой Герлинг рессорный элемент вес ит 5,5 кгилегко выдерживает нагруз ­ к ув1 тонну. Наполнителем для пневмат ической рессоры служит азот. С пом ощью независимой подвески каждого колеса удалось устранить различия в наг рузке на колеса, вызываемые реактивн ым моментом карданного вала. Рекордн ый автомобиль Кобба не был свободен от этого недостатка; в «Синей птице» колебания внагрузке на колеса не прев ышают5 процентов. К онструктивное устройство турбины «Протеус» делает излишним применение сцепления икоробки передач. А грегат работает наподобие аэродинамического преобразователя крутящего момента. Правила для рекордных автомобилей не требуют наличия на них заднего хода, ч то очень упрощает систему передачиРасположение агрегатов на «Синей птице»: 1. Щиток приборов. 2. Рулевое управление. 3. Привод передней оси со свободным ходом. 4. Газовая турбина. 5. Картер задней редукционной передачи. 6. Выпускной коллектор. 7. Тяги воздушного тормоза. 8. Выдвинутые воздушные тормоза. 9. Фотографический щиток приборов. 10. Задняя передача. 11. Задний приводной вал. 12. Вход воздуха в двигатель. 13. Огнетушитель. 14. Резервуар сжатого воздуха для тормозной системы. 15. Рычаг воздушного тормоза. Продольный разрез: 1. Ветровое стекло. 2. Рулевая передача. 3. Кабина водителя из плексигласа. 4. Бак для моторного масла. 5. Передняя переборка. 6. Топливный бак. 7. Выхлоп. 8. Независимая подвеска колес. 9. Задняя переборка. 10. Масляный бак переднего редуктора. 11. Передний редуктор. 12. Педали газа и дискового тормоза.30