антемировцы! Слово это сразу воскрешает в памяти трудные, суровые годы жестоких боев с фашизмом. Немало славных подвигов вписали в летопись Великой Отечественной войны танкисты героической Кантемировской дивизии. Давно отгремели битвы, стихли орудийные раскаты, но многие из воспитанников дивизии и сегодня, как на передовой, ведут сражение за хлеб, за урожай, за счастье своего народа. Разыщите на карте Советского Союза в треугольнике Омск—ПетропавловскКокчеггэв небольшое озеро Шаглытенгиз у северо-восточных границ Казахстана. Чуть южнее и начинаются поля известного в стране зерносовхоза «Кантемировец». Четыре отделения его раскинулись в радиусе 25 километров от центральной усадьбы и занимают вместе с ней площадь в десятки тысяч га. Огромное [хозяйство! А вокруг на десятки километров ни одного крупного населенного пункта. Только степь да степь, без конца, без края. Словом, — целина, новые, еще не обжитые земли. Новые земли? Собственно, в этом понимании целины в совхозе уже не существует. Но, хотя и не увидишь здесь нераспаханной земли, жизнь каждый день выдвигает новые и новые задачи, требует брать всё новые рубежи в наступлении на природу. И многие из них приходится по-настоящему штурмовать, что называется, брать с боем, цепляясь за каждый клочок отвоеванного. Штурм целины, начатый холодной, снежной зимой 1954 года, продолжается! Минуло семь лет с тех пор, как сюда прибыли первые демобилизованные воины Кантемировской танковой дивизии. Прибыли не по приказу, а по велению сердца,—откликнувшись на призыв партии и комсомола. Они сменили военные специальности на мирные профессии и сели за руль автомобиля, трактора, встали за штурвал комбайна. Но произошло это не сразу. Поначалу совхозу требовалась лишь одна специальность — строитель. И вчерашний механик-водитель, шофер или стрелок-радист становился плотником, каменщиком, печником, а то и просто землекопом. Вырастали жилые дома, школа, больница, клуб. Работа эта продолжается и сегодня. Была в совхозе начальная школа — теперь сооружается типовая восьмилетняя, были «походные» мастерские — теперь начато капитальное строительство целого ремонтного цеха. Да так, наверное, будет все время: возьмет человек рубеж, закрепится на «ем и пойдет дальше. Окрепло за эти годы гаражное хозяйство совхоза. Построены ремонтные мастерские и боксы для технического обслуживания автомобилей, топливозаправочная станция и бензохранилище.КАНТЕМИРОВЦЫ ШТУРМУЮТ КЦЕЛИНУЭто уже третий агрегат из тех, что подготовил к жатве шофер, тракторист и комбайнер Иван Припышный. Слева — бригадир А. Исаков. цев высоко оценены партией и правительством. Многие труженики совхоза награждены орденами и медалями Союза ССР, удостоены грамот Верховного Совета республики и ЦК ВЛКСМ. Шофер Владимир Устюжанин — один из них. Время горячее, и «интервью» у него приходится брать прямо в кабине: до Тайнчинского элеватора, куда он держит путь, около 50 километров и столько же обратно — есть время поговорить. Дорога тяжелая. Размягченная долгими дождями маслянистая земля. Машину бросает из стороны в сторону, угрожая опрокинуть в кювет. После нескольких десятков километров такого пути руки устают и уже не успевают своевременно поворачивать руль — нужен отдых. Владимир Устюжанин в совхозе с первых дней его образования, с ноября 1954 г. Водил санные поезда, прокладывал дороги, строил дома и наездил уже не одну сотню километров по нелегким целинным дорогам. — В общем, есть что вспомнить! — говорит он не с горечью усталости, а с удовлетворением мастера, выполнившего нелегкую, но важную работу. Высокое это мастерство — водить машины на целине зимой ив распутицу. Асфальта здесь нет,' грейдер тоже редок, а в степи десятки дорог, и нужно помнить их все, знать, по какой можно проехать в непогоду, а по какой нельзя. По тому, как ведут свои машины Устюжанин и его товарищи, чувствуется их большое умение и опыт. Как о самом памятном в его жизни дне Владимир рассказывает о встрече с Никитой Сергеевичем Хрущевым. По мельчайшим подробностям, которые приводит он в рассказе об этом событии, видно, что оно оставило в его жизни глубокий, незабываемый след. — Никогда не думал, что такой большой государственный человек может быть так прост и близок с народом. А знаете, — оживляется он, — приветствовал Никиту Сергеевича и дарил ему хлеб-соль наш брат, шофер — кантемировец Василий Бурыгин. Неожиданно начался дождь. Ровное гудение мотора становится прерывистым — преодолеваем хитрые ловушки размокших полевых дорог. Сейчас проверяется не только умение водителя, но и готовность его машины. По всему чувствуется, что «газик» Устюжанина находится 1 отличном техническом состояв нии. — Машину-то, видно, недавно получили? — Да как сказать, уже пятьдесят тысяч наездил. Это у меня вторая... Но и первая поработала на славу. Сто шесть-***Славные дела целинников-кантемиров-6 десят тысяч прошла без капитального ремонта. Сто шестьдесят тысяч километров без ремонта по трудным степным проселкам — это ли не лучшая характеристика мастерства и опыта водителя! Мы вспомнили, как утром перед выездом из гаража он внимательно осматривал все узлы машины, сам шприцевал каждую точку подвески, и нам стали понятны истоки высоких результатов его труда. И таких, как Владимир Устюжанин, в совхозе немало. Отлично трудятся за рулем демобилизованные воины Петров, Зайцев, Огарков, Белов, Власов и другие. Следует сказать, что многие из тех, кто управляет совхозными машинами, осваивали специальность в автомотоклубах и на курсах ДОСААФ страны. И всем, безусловно, помогает хорошая армейская выучка. Шофер не менее нужная и почетная специальность на целине, чем тракторист или комбайнер. Автомобиль здесь почти единственный транспорт для перевозок и связей между производственными бригадами. Парк автомобилей в совхозе растет год от года — в 1955 году было всего 36 машин, а сейчас их число перевалило за 100. За это время они прошли около 12 миллионов километров, перевезя почти миллион тонн грузов! Развивается техника, растут и люди. В этом году семнадцать совхозных шоферов повысили свою квалификацию, сдав экзамены на второй и первый класс. Постоянная работа ведется в совхозе ис молодыми водителями. Вот что, например, рассказал нам секретарь парторганизации Ибрагим Хасанович Я хин: — Недавно четыре коммуниста нашей автобазы — Василий Бурыгин, Роман Петров, Владимир Лебедев и Василий Семенюк предложили создать в гараже производственные бригады в 6—7 человек во главе с лучшими водителями. Мы поддержали это начинание. Работа новичков в одной бригаде с передовыми шоферами поможет молодым скорее накопить недостающий опыт, а соревнование между бригадами будет способствовать дальнейшему росту производительности труда, снижению себестоимости перевозок. Кантемировцев можно встретить в совхозе не только за рулем автомобиля, но и на самых различных участках работы — за штурвалом трактора или комбайна, у станка в ремонтных мастерских. Мы зашли в мастерские, когда рабочий день уже давно окончился. Нам повезло: первый же человек, с которым мы познакомились, Петр Карасев, оказался бывшим воином танковой дивизии. Он заканчивал сборку двигателя. Узнав, что мы интересуемся кантемировцами, Карасев подошел к распахнутым дверям, через которые мог свободно пройти трактор или автомобиль, и крикнул: «Юрий Алексеевич!». От комбайна СК-3, стоявшего во дворе, отделился худощавый паренек и подошел к нам, вытирая ветошью испачканные маслом руки. — Матыцын... Юрий, — представился он тихим голосом. Почему эти парни работают так поздно? Из разговора выяснилось, что ремонтников в совхозе не хватает, и наши новые знакомые вместе с Николаем Трикоз и Николаем Синько решили помочь товарищам.* **Сразу за мастерскими и автобазой начинается дорога в третью и четвертую бригады совхоза. С пути не собьешься: колея бежит по равнине, и уже издалека видны возвышающиеся над хлебами комбайны, тракторы, выстроившиеся на ремонтном стане бригад. И здесь работа не прекращается дотемна. Наше внимание привлек невысокий, если не сказать маленького роста, человек, который умело и привычно управлялся с огромным дизельным трактором С-80. — Хлопцы, помогите кабину поставить I Знакомство состоялось. Наш новый знакомый, Григорий Иванович Богодухов, — тракторист. — Вы тоже из «Кантемировки»? — А как же. Да нас здесь много с Кантемировки и хлопцев, и девчат... — Как девчат? Об этом мы слышим впервые. Кем же они были в дивизии? — Да зачем в дивизии. Мы из села Кантемировки. Так вот оно что. Кантемировка — населенный пункт на юге Воронежской области, в жестоких боях под которым и получила свое имя дивизия. С тех пор прошло около двадцати лет, но судьбы их не разошлись. Когда в 1954 году по стране разнеслась весть о том, что лучшие демобилизованные солдаты прославленной дивизии будут основывать на целинных землях зерносовхоз, многие односельчане Григория Ивановича приехали сюда тоже. Приехали, чтобы вместе создавать новое хозяйство. Богодухов недавно возвратился из Москвы, с Выставки достижений народного хозяйства СССР. Путевка в Москву — это премия за первое место в социалиотичеоком соревновании совхозных механизаторов. Две с половиной нормы в день, тысяча двести семьдесят гектаров земли, засеянной зерновыми, — таковы в этом году отличные трудовые достижения Григория Ивановича. Как он добился этого? Уаы, его рассказ скуп и немногословен. — Слежу за машиной, ну и она меня не подводит. Пораньше встаем, попозже ложимся. Вот так и «працуем», — с мягкой улыбкой говорит Богодухов.* *#— Связи с воинами-танкистами у нас крепкие, — рассказывает комсорг совхоза Василий Теплухин, сам в недавнем прошлом старший сержант. — Лучшие Ремонт закончен. Осталось установить фары — и трактор Григория Вогодухова готов «к бою» за восьмой целинный урожай. Мастерские совхоза оснащены самым различным оборудованием и механизмами. Хозяин этого станка-стенда для проверки масляных насосов — бывший воин Кантемировской дивизии Юрий Матыцын. Фото шофера зерносовхоза «Кантемировец» П. ГАВРИЛОВА. 7из солдат, увольняемых в запас, приезжают на работу к нам в совхоз. Я сам прибыл только год назад... Конечно, постоянно держим друг друга в курсе наших дел. Недавно наши ребята побывали у танкистов, а на праздновании Дня Советской Армии мы встречали однополчан у себя. В папке переписки с воинами, которую показал нам комсорг, наше внимание привлекла одна из последних телеграмм, полученных от танкистов. «Мы, советские воины, — говорилось в ней, — с большим волнением узнали о том, что наш совхоз посетил Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев. Желая и дальше содействовать развитию народного хозяйства, мы решили: собрать металлолом на 12 тракторов, подготовить для них бригаду механизаторов и направить после очередного увольнения в запас — как ежегодное пополнение для совхоза — новый отряд лучших воинов,..». — Мы тоже решили взять на себя новые обязательства, — сообщил Теплухин. — Завтра будем принимать обращение ко всем шоферам Целинного края. В 7.30, на автобазе. Приходите. Трудовой день в гараже начинается рано. Но в это утро моторы молчали дольше обычного. Их хозяева собрались у диспетчерской. Походный вагончик не смог вместить всех, но громкий голос комсорга был хорошо слышен и снаружи. — Мы, шоферы целинного зерносовхоза «Кантемировец», встречая XXII съезд нашей любимой Коммунистической партии, берем на себя следующие обязательства, — звучало в утренней тишине. — Образцово выполнять план перевозок... постоянно добиваться экономии резины и горюче-смазочных материалов... увеличить сроки межремонтных пробегов на 20%... подготовить в этом году десять шоферов совхоза на 2-й класс... 75% водительского состава обучить второй специальности. Митинг был коротким и деловым, — как боевое задание перед боем. — Кто «за»? — Над головами поднялись потрескавшиеся, как степная земля под колесами машин, опаленные солнцем рабочие руки. А еще через несколько минут те же руки повели машины в бескрайние просторы желтеющего моря хлебов. Опустела просторная площадка гаража, и только четкие следы шин на земле да таблички с номерами автомобилей, покачивающиеся на натянутом тросе, говорили о том, что здесь недавно стояли машины... в мирном труде бывших воинов как бы воплощены думы и чаяния всех простых советских людей. Мир, труд, счастье!.. Штурм целины, битва за большие целинные урожаи продолжается! Г. ЗИНГЕР, наш спец. корр.