КРОССМЕНЫ ВСТРЕЧАЮТСЯ В ЮККАХз всех финалов Спартакиады самым многочисленным и представительным оказался финал по мотокроссу. И это было вполне закономерно. Ни один другой вид мотоциклетных соревнований не пользуется такой любовью и популярностью среди мотоциклистов, как гонки по пересеченной местности. Около 300 лучших кроссменов страны съехались в Ленинград, где на трассе в Юкках должен был решиться спор сильнейших. Первенство вкаждом классе мотоциклов разыгрывалось в трех заездах. Этот порядок, введенный а прошлом году и прошедший на этот раз дополнительную проверку, полностью оправдал себя. При многостартовых состязаниях исключается случайный ре ­ зультат, а короткая дистанция делает борьбу более острой < интересной. и Первыми стартовали женщины в классе мотоциклов до 125 см 3 . Медаль Спартакиады, золотая медаль чемпиона СССР, -алый свитер, дипломы и дружные аплодисменты зрителей достались Руте Осе — победительнице прошлогоднего первенства. Отличная техника, смелость, воля к тобеде, наконец, хорошая подготовка мотоцикла сделали ее недосягаемой для соперниц. Обладателем серебряной медали оказалась досаафовкэ Раиса Ивонина, а бронзовой — (представительница «Трудовых резервов» Валентина Лукина. В заявке московской команды рядом стояли имена Али Сикамова и Александра Замыслова — воспитанников Центрального спортивного клуба армии. Списки участников по классам мотоциклов разделили их — А;ли выступал в классе до 125 смЗ, Александр — до 175 см", а таблица победителей вновь соединила — оба выиграли первенство и получили призы журнала «За рулем» для юношей, принесших наибольшую сумму очков своей -команде. Что ж, московские мастера могут быть довольны — растет достойная смена. Вряд ли кто-нибудь сомневался, что хотя бы в одном из двух классов — до 125 и до 175 см3 победит сильнейший наш гонщик Игорь Григорьев (УССР). Но двухкратный чемпион страны 1960 года потерпел поражение. Оба раза его подвела машина. Может быть, это была случайность, но, как знать, не обошлось ли здесь без доли самоуспокоенности? Много умения, воли -к победе проявили Евгений Долгодворов (класс до 125 см 3 ) и Александр Яковлев (класс до 175 см 3 ). Молодой тьвовский гонщик Долгодворов стремительно прошел путь от новичка до мастера спорта. А сейчас он доказал, что владеет арсеналом новейшей техники, достаточно богатым для победителя столь серьезных соревнований. В третьем заезде, уже обеспечив себе первое место, он проиграл Анатолию Олейникову (Советская Армия, Москва). Неоднократный чемпион страны, завоевавший на этот раз серебряную медаль,Ивновь выступал на мотоцикле собственной конструкции и убедительно доказал преимущество его перед «ковровцами». Обладателем бронзовой медали стал грузинский гонщик Константин Цалкаламанидзе. Имя Зигурдса Калькиса впервые стало известно мотоциклетному миру в прошлом году, когда на первенстве страны но кроссу в городе Вильнюсе он стал призером сразу в двух классах — 3 до 500 и 750 см . Год упорных тренировок принес свои плоды. Отлично подготовив свой ИЖ , Калькис стал чемпио3 ном Союза в классе 350 см . Его победа тем более почетна, что IB этом классе стартовали такие сильные и опытные спортсмены, к ак Р. Решетнике, В. Субботин, С. Кадушкин, Б. Иванов, выступавшие к тому же на мотоциклах ЭСО, у которых мощность двигателя значительно выше, чем у ижевских. Забегая вперед, скажем, что Зигурдс Калькис показал отличный результат ив классе до 500 см 3 — он стал обладателем бронзовой медали. Заслуженный мастер спорта Р. Решетнике в классе 350 см3 занял второе место, В. Субботин — третье. Неудача постигла > этом заезде лев нинградцев — ни одному из них не удалось завоевать призового места. Но, проиграв в классе 350 см 3 , они сумели взять реванш, я последующих заездах. В классе до 250 см 3 победителем стал Андрей Дежинов. Сергей Кадушкин, выдержав упорную борьбу с заслуженным мастером спорта Николаем Соколовым, сохранил за собой звание чемпиона ССС Рв классе до 500 см3 . Всегда вызывают большой miyepec у зрителей гонки мотоциклов с колясками. Так было и на этот раз. Борьба разыгралась на редкость упорная. В классе до 500 см3 убедительную победу одержали украинцы Николай Евдощук и .Александр Банников. Их экипаж доминировал во всех заездах. Они утвердили за собой звание сильнейших, заняв третье место в классе свыше 500 см 3 . Первым в этом классе был экипаж с водителем заслуженным мастером спорта Е. Косматовым. Нельзя не отметить успех молодых ленинградцев — перворазрядников Николая Павлова и Виктора Петрова, блестяще выигравших первый заезд в классе 500 см3. Лишь неисправность мотоцикла лишила их медали Спартакиады. Итак, соревнования окончены. Спортсмены столицы оказались победителями в командном первенстве, «а втором и третьем местах — Эстония и Литва. Среди ДСО и ведомств впереди команды Советской Армии, «Трудовых резервов» и «Калева». Гонщики Центрального спортивного клуба Армии одержали победу среди клубных команд, за ними — автомотоклубы Риги и Ленинграда. Отрадно отметить возросшее мастерство гонщиков Грузии, Казахстана и Узбекской республики, где мотоциклетный спорт стал развиваться сравнительно недавно. Правда, они не завоевалиВ заездах на мотоциклах с колясками (класс до о00 смЗ) победили Львовские мастера Н. Евдощук и А. Банников (№> 15). Фото А. ВОИЧУКА еще призовых мест т командном первенстве, мо сумели войти в первую десятку. В заключение следует сказать о работе судей. Они четко провели эти трудные соревнования: за три дня было дано 30 стартов, не считая тренировочных, и ни разу не было задержки, а в судейскую коллегию не поступило ни одного протеста. Хочется сделать замечание в -адрес организаторов соревнования. Дело в том, что гонщиков выстраивали на линии старта по жеребьевке. При большом числе участников заезда сильные гонщики оказывались на задней линии и им приходилось тратить много сил, чтобы обойти более слабых. На наш взгляд, на таких соревнованиях, как Всесоюзное первенство и финал Спартакиады в каждом заезде должно участвовать не более 30 спортсменов, а место гонщика на линии старта следует определять по результатам официальной тренировки. Первенство СССР ло кроссу лучше и правильнее проводить на двух разных трассах (как кольцевые гонки). В этом случае, очевидно, можно было бы сократить число заездов на каждой трассе до двух. Прошедшее первенство наглядно показало, что качество наших кроссовых машин оставляет желать много лучшего. Нам кажется, что ЦКЭБ мотоциклостроения должно заняться кроссовыми машинами. Советские кроссовые мотоциклы должны встать в один ряд с лучшими в мире конструкциями, вслед за их шоссейными собратьями. А. ДЕЖИНОВ, мастер спорта, чемпион СССР по мотоциклетному кроссу. Ю. ПОДВАЛЬНЫЙ, судья республиканской категории, начальник спортивного отдела Ленинградского АМК.19ФИНАЛЫ СПАРТАКИАДЫ