схема тахометра — прибора для определения числа оборотов коленчатого вала двигателя. Он питается от аккумуляторной батареи напряжением 12 в проверяемого автомобиля. Полупроводниковая схема преобразует электрические импульсы, поступающие с контактов прерывателя в электрический ток, протекающий через стрелочный измерительный прибор ИП. Величина тока пропорциональна числу оборотов коленчатого вала. Поскольку количество импульсов за один оборот коленчатого вала у двигателя с разным числом цилиндров неодинаково, в тахометре имеется переключатель Пр-3. Его необходимо установить в положение, соответствующее числу цилиндров данного двигателя. Переключатель Пр-2 служит для переключения пределов измерения: положению 1 соответствует шкала 01000 об/мин, положению 2 — 10006000 об/мин. Число оборотов определяется следующим образом. Три гнезда, выведенных на переднюю панель, соединяют с клеммами электрооборудования автомобиля согласно схеме (рис. 4). Переключатель Пр-3 устанавливается в положение, соответствующее числу цилиндров, и включается тумблер Пр-1; затем отсчитывается число оборотов: холостого хода — по первой шкале, а максимальных — по второй. В качестве стрелочного прибора применен микроамперметр типа М-24 на 100 мка. Ручки сопротивлений Riи Rz выведены на переднюю панель. Регулируется и градуируется тахометр после сборки в следующем порядке. Прибор подключается к соответствующим клеммам электрооборудования автомобиля и включается тумблер Пр-1. Переключатель Пр-3 устанавливается в любое положение, а переключатель Пр-2 — в положение 1. Ручным дросселем достигается среднее число оборотов. . Допустим, что стрелка измерительного прибора находится в начале шкалы, тогда, варьируя сопротивлением Ri, необходимо добиться максимального его показания. Если при увеличении числа оборотов стрелка перемещается по шкале вправо, то тахометр работает правильно, и можно приступить к градуировке. Предварительно шкала должна быть проградуирована в первом диапазоне (положение 1 переключателя Пр-2) от 0 до 1000 об/мин и во втором диапазоне — от 1000 до 6000 об/мин. Переключатель Пр-2 устанавливается в положение 1, а Пр-3 в положение, соответствующее числу цилиндров двигателя. Замеряются обороты контрольным тахометром любого типа, когда двигатель работает на холостом ходу. Посредством сопротивления R2 стрелка полупроводникового тахометра устанавливается против риски, соответствующей числу оборотов, полученному на контрольном тахометре. После этого прибор готов к работе. Величины сопротивлений R3—Rie должны быть строго выдержаны. В обоих описанных выше приборах применены транзисторы типа П-14 с коэффициентом усиления по току fi = 40. В. ТИТОВ, Е. БУЧКОВ, инженеры. 2. «За рулем» Mi 11.НОВОСТИ СОВЕТСКОЙ ТЕХНИКИС ЕДЕЛЬНЫЙТЯГАЧ3И Л-1 30Вдля работы полуПредназначен Создан на соснове прицепами. базовой модели ЗИЛ-130. Двигатель имеет мощность в 150 л. с. при 3200 об/мин. Грузоподъемность тягача 7000—8000 кг, вес с грузом — J 4 525 кг. ЗИЛ-130В развивает максимальную скорость 70 км/час.САМОСВАЛ-БЕТОНОВОЗник — гидравлический, одноцилиндровый. Грузоподъемность ММЗ-5553 4,5 т, объем платформы — 3,11 м , вес в снаряженном состоянии — 4440 кг. Габаритные размеры: длина — 5550 мм, ширина — 2380 мм, высота — 2280 мм .АВТОГРЕЙДЕРД втомобиль-самосвал ЗИЛ-ММЗ**555, созданный на базе шасси автомобиля ЗИЛ-130Д, предназначен для перевозки полужидких и сыпучих грузов. На нем установлен восьмицилиндровый, четырехтактный, верхнеклапанный карбюраторный двигатель мощностью 148 л. с. при 3000 об/мин. Автомобиль оборудован закрытой трехместной кабиной с панорамным стеклом, обеспечивающим хорошую обзорность. Сиденье водителя регулируется. Условия труда облегчают вентиляция и отопитель. Имеется опрыскиватель ветрового стекла. Платформа самосвала металлическая, опрокидывается назад. Подъем-Д-512Ппытный образец этой машины для " т екущегои среднего ремонта дорог создан на Таллинском экскаваторном заводе.Т РАКТОР - Т ЯГАЧ Т-125|/олесный трактор-тягач Т-125, выпус" к аемый Харьковским тракторным заводом, предназначен для сельскохозяйственных, транспортных, дорожностроительных и других работ в различных отраслях народного хозяйства. На Т-125 установлен шестицилиндровый дизельный двигатель с водяным охлаждением, мощностью в 130 л. с. при 1700 оборотов в минуту. Трактор оборудован четырехступенчатой коробкой передач с шестернями постоянного зацепления и двухступенчатой раздаточной коробкой. Диапазон рабочих скоростей коробки передач — от 7,6 до 12,2 кмв час. Колеса ведущие, с пневматическими шинами. Кроме того, Т-125 имеет независимый вал отбора мощности с электромагнитной муфтой сцепления, раздельно-агрегатную систему с механизмом для навески орудий, гидроуправляемый крюк для транспортных работ. Цельнометаллическая двухместная кабина обогревается и вентилируется. Сиденья подрессорены. Для облегчения труда водителя введен также гидравлический усилитель. Номинальное тяговое усилие — 3 т, рабочая скорость — 7—8 км/час. Габаритные размеры: длина—5830 мм, ширина — 2075 мм, высота — 2600 мм. Продольная база — 2720 мм, ширина колеи — 1610 мм, дорожный просвет — 400 мм. Радиус поворота — 6,5 м. Вес — 6700 кг.9