ftjК)а» МЕЖДУНАРОДНЫЕ0.Б. ТРАММ, руководитель спортивной делегации СССР В Крконожских горах шел дождь. Лес пестрел зонтами и плащами. Тысячи людей обступили узкие дороги, вьющиеся среди леса и скал. По этим дорогам была проложена 1580-километровая трасса 38-х международных мотоциклетных соревнований ФИМ. В нынешнем году от гонщиков требовались особое мастерство и выдержка, а от их мотоциклов — надежность. Трасса проходила по камням, по дну вьющегося ручья, местами на высоте 1000—1400 метров, изобиловала тяжелыми кроссовыми участками с многочисленными спусками и подъемами. И хотя средние скорости были установлены обычные — 4042 кмв час, на некоторых участках невозможно было сделать больше 10—12 км. Осложняла путь гонщиков и непогода. Неудивительно, что многие опаздывали на пункты контроля времени или использовали три льготные минуты. "\ Основные традиционные дорожные испытания сопровождались на этот раз 11-ю дополнительными скоростными соревнованиями. Гонщики совершали подъемы в гору, преодолевали тяжелые горно-лесные трассы кроссов, состязались в разгоне и торможении. И в заключение — получасовая шоссейно-кольцееая гонка, на старт которой вышли все, кто сумел благополучно закончить тернистый путь шестидневки. ' Дорожные невзгоды с лихвой окупились удобствами, которые предоставили участникам гостеприимные хозяева — Чехословацкий автомотоклуб, оргкомитет и дирекция соревнований (Станислав Гомула и Владислав Влк), — сделавшие все, чтобы спортсмены чувствовали себя как дома, а сама шестидневка носила подлинно спортивный характер. Состязания, от старта и до финиша, были организованы образцово — международному жюри было как никогда легко работать. Характерная деталь: ни одного протеста за все шесть дней. На соревнования приехали спортсмены 16 стран. К сожалению, мы не увидели на старте друзей из Болгарии, Венгрии, Румынии и Югославии. К всеобщему удивлению, не выставила команды Австрия. Из Испании прибыли всего два гонщика, хотя ее представители вФИМ уверяли всех, что команда будет бороться за Международный трофей, чтобы завоевать право проводить у себя шестидневку. США выставили всего одного спортсмена, да и того на английском мотоцикле. В результате за главный приз шестидневки — Международный трофей — состязались команды только 8 стран: Польши, ЧССР, ГДР, ФРГ, СССР, Великобритании, Италии и Швеции. В их составах (по 6 человек на отечественных мотоциклах не менее чем в трех классах) были сильнейшие гонщики мира, неоднократные золотые медалисты ФИМ . Перед соревнованиями многие склонялись к тому, что может взять реванш за прошлое поражение команда ФРГ. В ее составе было более 200 человек. 72 приняли старт, остальные «обеспечивали сервис». Серьезными претендентами на трофей считались опытные в тяжелых кроссах английские, польские, шведские и советские спортсмены. Само собой разумеется, что преимущество отдавалось неоднократным победителям шестидневок гонщикам ЧССР, имеющим хорошо зарекомендовавшие себя в этих соревнованиях мотоциклы «Ява» и «Чезет» и отлично знающим трассу. Команды ГДР и Италии котировались не очень высоко. Первую мало знали (она два года не участвовала в шестидневке), итальянских же гонщиков считали слабыми кроссменами. Первый день сильно пошатнул все прогнозы, а последующие — смели их. Еще не была завершена половина дистанции, а национальные команды ФРГ, Великобритании, Швеции, Польши понесли тяжелые потери. Из-за лихой езды и поломок сошли по два лучших гонщика ФРГ и Великобритании, три шведских и четыре польских спортсмена. Упорная борьба развернулась между командами ЧССР, СССР, ГДР и Италии. Все обходились без штрафных очков, лидеры были взяты жюри под специальный контроль. Шансы на победу все время колебались. Прекрасно шли команды ГДР и Италии, состоявшие из хороших гонщиков, умеющих уверенно преодолевать трудности трассы и непогоды, тренированных в многодневных соревнованиях. Мотоциклы их отличались легкостью и мощностью двигателей. Четвертый деньон осоо0.н оft,0.о о.все четыре команды закончили без штрафных, но уже видно было преимущество спортсменов ГДР, которые вышли вперед по, результатам скоростных соревнований. Пятый день оказался «черным» для советской и чехословацкой команд. Один из чешских спортсменов получил два штрафных очка за опоздание на пункт KB, а в нашей команде очень сильный гонщик Р. Решетнике из-за небольшой поломки в двигателе выбыл из соревнований и получил 200 штрафных очков (за 5-й и 6-й день). Последний день не внес существенных изменений в распределение мест, хотя из-за болезни В. Семин не смог уложиться в заданное время и получил 16 штрафных очков, а А. Руденко, задержавшись на трассе (ремонтировал колеса), «заработал» 23 штрафных очка. После заключительной получасовой шоссейно-кольцевой гонки (советские спортсмены закончили ее успешно) по итогам всех испытаний — дорожных и скоростных — на первое место вполне заслуженно вышла команда ГДР. В личном зачете среди наших гонщиков золотые медали завоевали Э. Кирсис, А. Дежинов, С. Ястребов и Б. Дресвянников (впервые выступавший в шестидневке ФИМ). Серебряных медалей были удостоены В. Семин, А. Руденко, Б. Мальчиков, Г. Чащипов, Г. Крюченко и К. Ошинь, бронзовые получили А. Кулев, Б. Кузнецов и В. Дарвин. Не сумели закончить дистанцию Р. Решетнике, А. Егоров, В. Адоян, Т. Сепп, А. Дмитриенко, В. Федосов. Интересно сравнить результаты советских спортсменов с общими итогами. Всего на старт вышли 280 гонщиков, среди них — 19 наших. Закончили соревнования соответственно 169 и 13 (это 60 и 68 процентов). Шестидневка — это состязание не только спортивное. Здесь держат экзамен и машины. В нынешнем году на трассе конкурировали мотоциклы 29 фирм и заводов из 9 стран. Наибольшей популярностью пользовались чешские «Ява» и «Чезет» — на них стартовали 84 гонщика, на втором месте были фирмы ФРГ — 73, и на третьем английские — 46. Интересно сопоставить некоторые результаты. Из 140 гонщиков социалистических стран медали ФИМ завоевали 96 человек, выбыли из соревнований 44. Из такого же количества гонщиков капиталистических стран медали завоевали — 73. Выбыли из соревнований 67. Спортивное преимущество гонщиков стран социалистического лагеря было очевидным. Наши машины оказались на среднем уровне. Особого упрека заслуживают заводы за 250-кубовые мотоциклы. Видимо, они не извлекли уроков из прошлогоднего выступления советских гонщиков в ФРГ. Двигатели их мотоциклов по-прежнему недостаточно мощны и надежны. Ижевский мотоцикл класса 250 см 3 весит 168 кг, тогда как лучшие иностранные образцы — 130 — 135 кг. Мы вправе ожидать от наших заводов надежных, легких, мощных мотоциклов. Надо также, чтобы ФМС и ЦАМК тщательнее готовили сборную команду. У нас есть все условия для хорошей тренировки на трехдневках в горах Кавказа, Средней Азии, Казахстана, Урала, Прикарпатья. Выступления советских гонщиков на шестидневках ФИМв 1962 и 1963 годах наглядно показывают, что они могут вести борьбу с сильнейшими командами мира. Но победу надо тщательно готовить. РЕЗУЛЬТАТЫ 38-х МЕЖДУНАРОДНЫХ МОТОЦИКЛЕТНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ ФИМ Штрафные очки 002 239 700 1123 1200 1276 Положительные очки 3855 3732 3796 3056 3125 2599 2588 2398 Занятые места 12345Команды ГДР Италия ЧССР СССР ФРГ Польша Великобритания Швециян ft, о сов 7820