На дорожных мотоциклах «Ковровец-175» всех моделей установлены четырехступенчатые коробкипеременыпередач . Эа исключением четвертой передачи крутящиймомент передается последовательно всегда двумя парами ше ­ стерен. К оробкапередач ( с м . рис.) состоит из трех валов: п ервичного 3, в торичного9 (часто его называют основной шестерней) и промежуточного 23. На леаом концепервичного вала консольно установлено сцепление 33, к ведущему барабану кото ­ р огоприкреплена ведомая звездочка 32 моторнойцепной передачи. Этот вал вы ­ полнен какодно целое сведущейшестернейпервойпередачи . Ч ерезегоосевое 'отверстие проходит стальной штокигрибок механизма выключениямуфты сцепления. Слева опорой вала служитшарикоподшипниксерии 203, справа — втулка 15, вставленная в ступицу основной шестерни . Основная шестерня помещенавдвухрядномроликовомподшипнике , о боймакоторого запрессована вгнездокартера . На выходящей из картера ступице основ -СТОП-СИГНАЛ НА «К0ВРОВЦЕ»Мотоцикл «Ковровец-175», к ак известно, не имеет стоп-сигнала. У становкаже его затруднена, т аккакнапряжение генератора переменного тока непостоянно. При выключенном свете фары генератор на холостом ходу развивает напряж ение до 10 и более вольт. Поэтому днем при непосредственном включении стоп-сигнала в цепь освещения лампы быстро перегорают. Включение гасящего сопротивления в цепь неудобно тем , ч то при полной нагрузке генератора напряж ениеснижается до б вольт, и стоп-сигнал гориттускло . Чтобы установить на своем мотоцикле «Ковровец-175» стопс игнал , я применил следующую схему включения. При езде днем задний фонарь отклю ­ чен и реле «обесточено». Лампа стопсигнала в этом случае включается через гасящее сопротивление 8ом . При включении ближнего или дальнего света загорается лампа освещения номерного знака , от которой через выпрямитель включается реле инакороткозамыкает гасящее сопротивление. Т аким образом, я ркость свечения лампы стоп-сигнала остается примерно одинаковой. Дополнительные элементы — сопротивление, феле, конденсатор и полупров одниковый выпрямитель — помещаются непосредственно в заднем фонаре от мот оцикла «Ява». П олупроводниковыйвы ­ прямитель — т ипа ДГЦ24 — ДГЦ27, реле — РЭС-10. М ожноприменить любое малогабаритное реле, срабатывающее принапряже ­ нии б. вольт, с контактами , рассчитанн ыми на ток до 1,5 ампера. Конденсатор типа ЭТО-2 емкостьюв 500 или 1000 микрофарад, р ассчитанный на рабочее напряжение6 вольт, с лужит для сглаживания выпрямленного тона. Включатель стоп-сигнала от мотоциклов «Ява», «Паннония» или других устанавливается в правом инструментальном ящикеи приводится в действие нажатием педали ножного тормоза епомощьюгибкого троса.«КОВРОВЕЦ-175»КОРОБКА ПЕРЕДАЧПо просьбе многих читателей приводим описание и чертежи четырехступенчатой коробки передач «Ковровца».ной шестерни укрепленаспомощью гильз ведущая звездочка 14 задней цепи . З вездочкафиксируетсянакиднойгайкойсдвумяусами . О на установлена на резь ­ бе ступицы основнойшестерни . У сынакиднойгайкиприводятвдвижение ведущ ую шестерню редуктора привода спидометра. Чтобы предотвратить просачивание масла из картера , на основной шестерне имеется сальник 13, а внакидной гайке — р езиновое уплотнение. П ромежуточный вал спродольнымишлицами установлен на двух шарикопод ­ шипниках серии 202, На первичном валу находится свободновращающаяся шестерня 4 третьей пе ­ редачи, п одвижная шестерня 7второй передачи и основная 9. На промежуточном валу свободно посажена неподвижная шестерня 28 первой передачи, в ращающаяся совместно с валом; п одвижная — т ретьейпередачи 26 идвенеподвижные — второй передачи 25 и установленная на шлицах 24. Все шестерни — п рямозубые . В ключение передач осуществляется припомощибоковыхкулачков . На рисунке пбказано, к акиешестерни работают привключениикаждойиз четырех передач . Л ю ­ бая из включенных передач (в том числе и нейтральная) стопорится фиксатором . Д ля передачи крутящегомомента от двигателя ксцеплениюслужит неразъемная втулочно - б езроликоваяцепь ; о на работает в масляной ванне и не требуетспеци ­ ального ухода. Т яговое усилие откоробкипеременыпередачкзаднемуколесу передается втулочно-роликоПередаточное вой цепью . Здесь приведены Передача отношение передаточные числа шестерен и звездочек. Кинематическая Моторная схема передачиобозначение Z2 (от двигателя) i i = 2,07 шестерен показаны на рисунке . Правильный уход за короб ­ кой перемены передач повыZio шает ее долговечность. Важно следит» за наличием необхо ­ Zs N / Z, д имого количества масла вко ­ = 1,96 Вторая is ' робке, особенно в период обz 7 /\ Zio катки , к огдапроисходит интенZ9 Ze сивная приработка всех сопря ­ = 1,40 Третья цженных деталей. П ервуюсме ­ ну масла производят через 1,00 Четвертая (прямая) 500 кмпробега , п ромывко ­ р обку после слива бензином . В Zn качестве смазкиприменяются 2,93 На ведущееколесо is дизельные или автотракторные масла: А КЗ ^ - 6 , А Сл - 6 , А КЗ ^ - 1 0 , А К ^ - 1 0 , A Cft - 1 0 , АК-15, а такжеМК или МС . Л етом следует заливать густые сорта, з имой — более жидкие . Шум вкоробкепередачможет быть вызван или отсутствием масла в ней (в этом случае она сильно греется), или большимизносомшестерен . В процессе эксплуатации необходимо тщательно следить, ч тобыизкоробки передач не подтекало масло. Утечка егосопровождаетсяпоявлением капель подмотоциклом или забрызгиваниемободазаднего колеса. В первом случае это след ­ ствие нарушения герметичности картера . Устраняют течь, затягивая винты крепле ­ ния половинок картера и левой крышки . Если это не помогает , т о двигатель разби ­ рают изаменяютпрокладки , предварительно пропитывая их бакелитовымлаком . Забрызгивание ободасодновременнымпонижениемуровня масла вкоробке передач происходит вследствие выхода изстроя сальника основнойшестерни . Сальник следует заменить. П риразборкекоробки все ее детали, и особеннополо ­ винки картера, тщательно промывают чистым бензиномипродувают . X. М ИРОПОЛЬСКИЙ , инженер. Первая i2Ленинград.А. КЛЕБАНОВ.НАВКЛАДКЕ:КОРОБКИСлева вверху: УСТРОЙСТВО ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ:Z4 Za\/ /\z, ze= 3,081 — стержень контроля масла, 2 — крышка сцепления. 3 — вал первичный, 4 — шестерня неподвижная третьей передачи, о — левая половина картера, 6 — сапун, 7 — шестерня подвижная второй передачи, 8 — правая половина картера, 9 -т- шестерня основная, 10 — обойма подшипника, 11 — ролик, 12 — сепаратор, 13 — сальник, 14 — звездочка ведущая задней передачи, 15 — втулка основной шестерни, 16 — гайка звездочки задней передачи, 17 — редуктор привода спидометра, 18 — механизм выжима сцепления, 19 — рычажок выжима сцепления, 20 — крышка генератора, 21 — трос сцепления, 22 — шарикоподшипник серии 202, 23 — промежуточный вал, 24 — шестерня промежуточного вала, 25 — шестерня неподвижная второй передачи, 26 — шестерня подвижная третьей передачи, 27 — пробка маслоспускная, 28 — шестерня неподвижная первой передачи, 29 — шарикоподшипник серии 202, 30 — шарикоподшипник серии 203, 31 — шестерня пускового механизма, 32 — звездочка ведомая моторной передачи, 33 — сцепление, 34 — шайба, 35 — кольцо, 36 — механизм переключения передач, 37 — фиксатор передач, 38 — пружина фиксатора передач, 39 — корпус фиксатора передач, 40 — валик переключения передач, 41 — поводок валика переключения передач, 42 — корпус, собачек переключения, 43 — ось основания механизма передач, 44 — основание механизма переключения передач, 45 — диск переключения передач, 46 — вилка переключения Iи II передач, 47 — ось вилки переключения III и IV передач, 48 — вилка переключения III и IV передач, 49 — ось вилки переключения Iи II передач, 50 — утолитель собачки переключения передач, 51 — собачка переключения, 52 — пруясияа собачки, 53 — штифт, 54 — колпачок • пружины переключения, 55 — пружина переключения, 56 — кольцо.Справа: ВКЛЮЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧ. Слева внизу : КИНЕМАТИЧЕСКАЯ СХЕМА.1в