ТЕХНИЧЕСКИЕ ИТОГИ ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ШОССЕЙНЫМ ГОНКАМ (ФОРМУЛА I)ретий год действует гоночная формула Т ничивающая I, огралитраж решает соответствующее увеличение скорости на поворотах. Интересно, что конструкции гоночных автомобилей I формулы в значительной степени унифицировались. По типу механизмов и общей компоновке, по основным размерам и внешнему виду все они похожи один на другой; различить их можно главным образом по устройству отдельных деталей агрегатов. Отчасти представление об этом дает таблица 1, где приведены основные размеры гоночных автомобилей выпуска нынешнего года. В качестве силового агрегата используются V-образные верхнеклапанные двигатели короткоходного типа с четырьмя верхними распределительными валами (см. таблицу 2). Если в первый год действия формулы I еще устанавливали четырехцилиндровые двигатели, то сейчас подавляющее большинство конкурентов применяет восьмицилиндровые. Даже фирма «Феррари» решилась в конце сезотелей, развивающих теперь удельную мощность 130140 л. с. при 9500—10 500 об/мин, однако, есть реальные резервы. Как правило, с высокоскоростными гоночными двигателями теперь устанавливают пяти- и шестиступенчатые коробки передач. Это позволяет регулировать скорость автомобиля без снижения числа оборотов за пределы наивыгоднейшего режима работы двигателя. Двигатели автомобилей формулы I мало чем отличаются от ставшего классическим гоночного типа двигателей с клапанным распределением. Сейчас на Vобразных восьмицилиндровых двигателях применяют плоские коленчатые валы, такие же, как у четырехцилиндровых. Они очень хорошо обеспечивают равномерное чередование рабочих ходов в каждом ряду цилиндров, а с этим — упрощение конструкции выпускных труб без ущерба для форсировки рабочего процесса в цилиндрах. Некоторое же ухудшение уравновешенности практического значения не имеет. Новшеством является также переход с карбюраторного смесеобразования на систему впрыска. Такая система увеличивает мощность на 2—3 процента и, можно сказать, совершенно не чувствительна к резким изменениям режима работы двигателя при разгоне, торможении и движении на виражах, вызывающем при карбюраторном питании различные неполадки. Системы впрыска весьма разнообразны. На двигателе «Феррари» применяется впрыск под высоким давлением непосредственно в камеру сгорания. Форсунки расположены на боковых поверхностях цилиндров. Для впрыска служит многоплунжерный насос с приводом от двигателя. Система разработана фирмой «Бош» и была ранее успешно применена на гоночных автомобилях «Мерседес-Бенц», выигравших первенство мира в 19541955 годах. На английских двигателях БРМ и «Ковентри-Клаймакс» используется аппаратура для впрыска бензина во впускные патрубки, изготовляемые фирмой «Лукас». При впрыске в патрубки достаточно более низкое давление, и такая система питания несколько проще в доводке, чем непосредственный впрыск в камеры сгорания. По системе «Лукас» бензин подается к форсункам от непрерывно работающего шестеренчатого насоса низкого давления через вращающийся дозатор-распределитель, установленный между рядами цилиндров. Назначение дозатора — отмерять необходимые для одного рабочего цикла порции топлива и подводить их к соответствующим форсункам в порядке работы цилиндров. На двигателе БРМ бензин впрыскивается навстречу потоку воздуха через форсунки, установленные ниже заслонок, регулирующих подачу воздуха в цилиндры. На двигателях «Ковентри-Клаймакс» топливо впрыскивается по направлению движения воздуха, причем форсунки расположены выше заслонок, регулирующих в этом случае поступление смеси в двигатель. На английских гоночных двигателях используется электронная система зажигания, в которой применены транзисторы. Она обходится без механического прерывателя, отличается надежностью, стабильностью мрмента подачи искры и может давать до 1000 искр в секунду. Двигатель, главная передача и коробка передач, к ак правило, объединены в одном блоке, и главная передача обычно расположена между двигателем и коробкой передач. Это позволяет сдвинуть двигатель назаддвигателя 1,3—1,5 литра, а минимальный вес автомобиля 450 килограммами. В этом году она привлекла внимание конкурирующих фирм только из двух стран — Англии и Италии. Превосходство ' оказалось на стороне англичан. Лучшим автомобилем признан «Лотос» с двигателем «Ковентри-Клаймакс», на котором Джим Кларк выиграл звание чепиона мира, опередив конкурентов в большинстве гонок. Конструкции гоночных автомобилей продолжают быстро развиваться, и динамические качества их растут. Ежегодно вносятся настолько ощутимые улучшения в их устройство, что в каждом новом сезоне прошлогодние модели оказываются устаревшими. Несмотря на уменьшение допустимого литража при переходе на последнюю формулу I, средние скорости на многих традиционных трассах снова возросли.Болыпой приз Монако — Г. Хилл (БРМ) — 116,55 км/час, Большой приз Бельгии — Дж. Кларк («Лотос») — 183,62 км/час. Большой приз Франции — Дж. Кларк («Лотос») — 201,66 км/час. Большой приз ФРГ — Дж. Сергиз («Феррари») — 154,2 км/час. Большой приз Англии — Дж. Кларк («Лотос») — 172,75 км/час. Большой приз Италии — Дж. Кларк («Лотос») — 206 км/час. Повышение средних скоростей достигнуто не за счет увеличения мощности двигателя, а благодаря уменьшению лобового сопротивления, снижению веса машины, улучшению конструкции подвески и качества шин. Лобовая площадь современных гоночных автомобилей сведена до минимума: это потребовало значительного наклона спинки сиденья назад, при котором гонщик занимает полулежачее положение, как в шезлонге. Однако уменьшение внутренних размеров кузова в какой-то степени может отразиться на удобстве управления автомобилем, на безопасности. Уже сейчас раздаются голоса, требующие нормативных размеров кузова. На всех современных гоночных автомобилях двигатель установлен сзади, то есть перед задней осью. Это позволяет уменьшить лобовую площадь, облегчить автомобиль и лучше загрузить его ведущие колеса. Большое значение для гоночных автомобилей имеет сцепление шин с дорогой. Изготовленные из специальной резины гоночные шины «Денлоп» увеличивают поперечную силу сцепления на 10 процентов, н это разна на замену шестицилиндрового V-образного двигателя, с которым еще в 1961 году эта марка была вне конкуренции, т акая тенденция вполне закономерна. Она обусловлена большими возможностями форсировки цилиндров малого объема. Формула I сохранится до 1965 года, н, возможно, срок ее действия будет продлен. В этой связи некоторые фирмы приступили к разработке 12-цилиндровых двигателей, и не исключена возможность появления 16цилиндровых. В частности, в будущих чемпионатах предполагается участие японского многоцилиндрового автомобиля «Хонда», Для дальнейшей форсировки автомобильных двнгаАвтомобиль «Лотос».