«ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНА» — новый раздел в нашем журнале. Он будет целиком посвящаться вопросам безопасности движения, которые одинаково занимают шоферапрофессионала и мотоспортсмена, преподавателя и автоинспектора, курсанта автомотоклуба и автолюбителя. «ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНА» — познакомит вас с новыми методами организации движения на наших улицах и дорогах, поможет водителям в совершенстве овладеть новыми правилами, ответит на возникающие у читателей вопросы. «ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНА» — разберет с вами трудный случай «из практики», заставит поломать голову над какой-нибудь дорожной задачкой, одной из тех, что каждый день могут встретиться человеку за рулем; предложит веселую шутку, комическую ситуацию. В отборе материалов «Зеленой волны» принимают участие члены общественного совета редакции по безопасности движения, в который входят работники ГАИ, водители, общественные автоинспекторы, преподаватели и другие специалисты автотранспорта. Ждем от вас, дорогие читатели, новых тем, интересных предложений.О КНИГЕ , КОТОРОЙ НЕТНужен учебник по правилам движения транспортато ответили бы вы на предложение изучить конструкцию автомобиля, ну, скажем, по краткому рекламному проспекту? Невозможно? А • вот с • аким предметом, как «Правила движения транспорта», дело обстоит приблизительно таким образом. Конструкцию машины будущие водители познают, пользуясь солидными и стабильными учебниками по устройству и техническому обслуживанию автомобилей. По правилам движения, увы, кроме тоненькой книжицы самого «шоферского кодекса» дать им в руки буквально нечего. Но ведь Правила рассматривают только наиболее общие и типические дорожные ситуации, а многие вопросы безопасности движения могут и должны освещаться лишь в специальном учебнике. Учебнике, которого еще нет. Правда, различных книг по этому предмету за последнее время появилось немало. И здесь, видно, сказываются давно осужденные в издательской практике параллелизм и дублирование. Но самая большая беда в том, что ни одна из этих книг не является и не может служить учебником, Разнобой в толковании многих вопросов безопасности движения, труднодоступный язык, фактические ошибки и недочеты методического характера не только затрудняют усвоение материала, но и порождают недоверие у учащихся. Вот почему многие водители предпочитают готовиться по самим Правилам, поверхностно осваивают важные вопросы, которые требуют не столько заучивания, сколько глубокого осмысления установленных требоЧваний. А если водитель не понимает, чем вызваны те или иные положения Правил, они начинают казаться ему придуманными для «перестраховки», и это рано или поздно приведет его к дорожно-транспортному происшествию. О смысловых разночтениях пособий, еще находящихся «на вооружении» автомобильных школ и курсов, в определениях основных понятий и законов организации движения уже писалось не раз,' и, нам думается, не имеет смысла приводить здесь новые примеры. Хочется остановиться на другом. Авторы многих пособий не в ладах ис педагогикой. Известно, что от методического построения учебной книги в значительной мере зависит восприятие текста и его запоминание. Расположение глав учебника по правилам движения должно определяться действующей программой подготовки шоферов. Всякий иной порядок, как показывает практика, только затрудняет работу с книгой, поэтому в изложении материала надо более или менее точно следовать за учебной программой. Мы не находим удачным, например, комплексный метод Г. Соловьева и Д. Иванова в книге «Движение автотранспорта в СССР» (М., Воениздат, 1961). О какой внутренней целостности и законченности, а тем более о «всей сумме знаний», может идти речь, когда многие темы программы разбиты на несколько частей и находятся в разных главах.(Окончание см. на 18—19 стр.).f^>.T..'a4A>L*^JeyW.r.^:».%<«v«*JV,ric«?M^^В КАКОМ СЛУЧАЕ ПРИ ПЕРЕСТРОЕНИИ НА ПЕРЕГОНЕ УЛИЦЫ ИЛИ ДОРОГИ ВОДИТЕЛЬ, НАХОЙЯЩИЙСЯ СПРАВА, НЕ ОЛЬЗУЕТСЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННЫМ ПРАВОМ ПРОЕЗДА? В КАКОЙ ОБСТАНОВКЕ ВОДИТЕЛЬ ТРАМВАЯ, ПРОЕЗЖАЮЩЕГО ПЕРЕКРЕСТОК В ПРЯМОМ НАПРАВЛЕНИИ, ОБЯЗАН ПРОПУСТИТЬ АВТОМОБИЛЬ, ПОВОРАЧИВАЮЩИЙ НАЛЕВО?3. КАКОЙ ИЗ АВТОМОБИЛЕЙ. ПОКАЗАННЫХ НА РИСУНКЕ, ИМЕЕТ ПРАВО ВЫЕХАТЬ НА ПЕРЕКРЕСТОК ПЕРВЫМ?Ответы на задачи, опубликованные в N9 5 1. В зоне действия анака 2.18 «Обгон запрещен» и указателя числа рядов движения с надписью «1 ряд», а также на поворотах горных дорог (ст. 102) любые виды нерельсового транспорта обязаны двигаться только в крайнем правом ряду. 2. Когда пешеход направляется к стоящему на остановке трамваю или от него, он пользуется преимущественным правом на движение перед транспортными средствами (ст. 62). 3. Правильно развернулся только водитель фургона «В». Водитель легкового автомобиля «А» нарушил пункт «в» статьи 31, водитель пикапа «В» — пункты «а» статей 44 и 31, а водитель автомобиля «Г» — статью 43, так как' из крайнего правого ряда мог разворачиваться только на перегоне улицы.17