Указом Президиума Верховного Совета СССР за успешные выступления на XVIII летних и IX зимних Олимпийских играх и выдающиеся спортивные достижения группа советских спортсменов награждена орденами и медалями Союза ССР. В списках награжденных любители мотоспорта с большим удовлетворением прочли фамилии сильнейших советских мотогонщиков — уфимцев Игоря Плеханова и Габдрахмана Кадырова. Они удостоены медали «За трудовое отличие». Поздравляя замечательных советских спортсменов с правительственной наградой, редакция журнала желает им еще больших успехов во славу нашей социалистической Родины. Об Игоре Плеханове и Габдрахмане Кадырове мы не раз писали в спортивных отчетах и корреспонденциях. Сейчас вниманию читателей предлагаются короткие очерки, в которых рассказывается об основных вехах спортивной биографии правофланговых нашего мотоспорта.Игорь ПлехановГабдрахман Кадыров,ПРАВОФЛАНГОВЫЕГРОССМЕЙСТЕР ГАРЕВОЙДС \ U ГОD С\ /Ж fcf ИРU Ъ1с* 14 l/f О \ К VIНа стадион в Гётеборге, где разыгрывался в прошлом году чемпионат мира, Игорь Плеханов вышел для представления зрителям рядом с именитыми спортсменами. Фундин, Бриггс, Кнутссон. Впрочем, и Игорь не новичок в этой плеяде претендентов на лавровый венок. Первым из советских гаревиков прошел он горнило отборочных соревнований и попал в число шестнадцати сильнейших мастеров спидвея. В шведском городе Мальме Плеханов занял тринадцатое место, а на лондонском стадионе «Уэмбли» был уже десятым. Как будто скромно — тринадцатое и десятое места. Но ведь в то время советские гонщики только начинали всерьез осваивать технику трековой езды, только-только заявлял о себе наш гаревый мотоспорт на международной арене. И неудивительно, что выступления Плеханова стали настоящим откровением для специалистов. Многие из них, основываясь лишь на первых впечатлениях, предсказывали, что в лице советского спортсмена английские и шведские гаревики — сильнейшие в мире — скоро получат опасного конкурента. И вот Игорь Плеханов уже в третий раз в финале первенства мира. Отличная техника, настойчивость, упорство в навязывании соперникам своей воли позволяют ему побеждать во многих заездах с большим преимуществом. Лишь дважды он уступил на финише, набрав в итоге 13 очков — столько же, сколько неоднократный чемпион мира швед Фундин. В Дополнительном заезде должна была решиться судьба серебряной медали. Это был чрезвычайно трудный, драматичный поединок. Прославленный Фундин силен своим умением прикрыть возможные пути для обгона соперникам. Шедший все время впереди, Фундин три круга довольно успешно «отбивал атаки» по внутренней бровке, но когда на последнем повороте советский гонщик вдруг резко ушел почти к самому борту трека и неудержимо ринулся на финишную прямую, он уже не в силах был что-либо изменить. Серебряная медаль досталась Игорю Плеханову. Впервые на машине, которая' совершала вместе с победителями мирового чемпионата круг почета по стадиону, находился советский гонщик. Круг почета — самая, пожалуй, приятная дистанция в жизни спортсмена. Здесь можно порадоваться только что завоеванной победе, подумать о будущих успехах, вспомнить прошлое. ...Как-то во время службы в армии к Плеханову подошел физрук полка: — Если не ошибаюсь, из Уфы7 О, значит, должен ездить на мотоцикле. В мотокроссе собираемся выступить. Может, записать тебя в команду? Игорь согласился с радостью, хотя немножко и сомневался в своих силах, так как еще ни разу до сих пор не приходилось выступать в состязаниях. Но неожиданно для самого себя он занял вслед за опытными гонщиками четвертое место. Это было в 1954 году. А спустя два года, демобилизовавшись из армии, Игорь пришел в Башкирский республиканский автомотоклуб. Он уже не мог расстаться с мотоспортом. Особенно ярко раскрылся его талант в гонках на гаревой дорожке. Каждая тренировка, каждое соревнование проходили в постоянных поисках. Вскоре Плеханов стал силькейшим гаревиком Советского Союза — он трижды завоевывал звание чемпиона страны и столько же раз был серебряным призеРое его авторитет как гонщика ив международных соревнованиях. Все более убедительные победы одерживал он на гаревых дорожках различных стадионов мира. Ему принадлежат рекорды многих европейских тренов, три года подряд Плеханов выигрывал «Большой приз Праги», он обладатель шестнадцатого «Золотого шлема» — приза, ежегодна разыгрываемого в Чехословакии спортсменами почти всех стран Европы. Все эти успехи, конечно, очень значительны, но разве сравнить их с успехами в Гётеборге! Здесь, поднявшись на пьедестал почета, Игорь чувствовал себя по-настоящему счастливым, был рад, что достойно защищал спортивные цвета своей Родины. Но ни на минуту нельзя успокаиваться — это хорошо понимает Плеханов. Истинный спортсмен, он всегда стремится к новым высотам, постоянно смотрит вперед. Б. ЛОГИНОВ.•г» г> |_| \~л На редкость удачно складывалась ГОDlИ спортивная судьба Габдрахмана Кадырова. Двадцатитрехлетний студент техникуЧ _ . . __ . . _ . . ма из Уфы, он один из самых молодых Е гА ПИОН гонщиков, имя которого хорошо известi_ fиiriviiио любителям мотоспорта не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. В большой спорт Кадыров шагнул совсем недавно, всего лишь в 1963 году, когда был включен запасным участником в розыгрыш Кубка ФИМ по ледяным гонкам. В четвертой гонке, проходившей в шведском городе Несше, Кадыров завоевал право первым подняться на пьедестал почета. Кубок Международной мотоцинлетной федерации, как помнят наши читатели, был вручен Борису Самородову. Но и на фоне его блистательной победы темперамент и мастерство молодого Кадырова обратили на себя внимание специалистов. Он провел всего лишь четыре зачетные гонки из шести и, несмотря на это, набрал почти такую же сумму очков, как и лидер шведов О. Естблум. Но по-настоящему большие победы принес уфимскому гонщику последующий, 1964 год. Впрочем, год этот стал вехой не только в биографии Кадырова, но, пожалуй, всего советского мотоциклетного спорта. На чемпионате Европы в гонках по льду Кадыров в борьбе с сильнейшими спортсменами завоевал звание чемпиона континента. Это была первая золотая награда, которой удостоился советский мотогонщик в официальном международном состязании. А до этой поистине волнующей победы Кадыров стал чемпионом Советского Союза. На чемпионате Европы 1965 года Габдрахману Кадырову не удалось подтвердить звание сильнейшего — в напряженных поединках победу одержал замечательный советский гонщик почетный мастер спорта Борис Самородов. Кадыров был на пьедестале почета вторым, тем не менее ив этом чемпионате он проявил себя как волевой, мужественный спортсмен, умеющий бороться до конца. Внимательные болельщики, наверное, заметили одну, может быть, не очень значительную, но в высшей степени характерную для молодого гонщика деталь. Когда участники приглашаются на старт, он неизменно первым выезжает на трассу. Да, Кадыров всегда рвется в бой. Высокие скорости на прямой, предельное напряжение всех сил на крутых поворотах — все это давно стало для него родной стихией. После одного из ленинградских этапов первенства Европы я спросил у лидера шведских гонщиков Берна Хёрнфельда, кто ему больше всех по душе из советских участников. — Кадыров! — сказал он. — С ним я бы решился даже на повороте сблизиться вплотную, не боясь, что он сорвется или сделает какое-нибудь неверное движение, опасное в столь скоростной гонке, как ледяная. Есть гонщики, которые достигают иногда успеха благодаря азарту, риску. Кадыров, несомненно, очень решительный гонщик, но он прекрасно чувствует грань между отвагой и безрассудством, умеет владеть своими нервами. Это хороший, думающий тактик. Мне же хочется добавить, что дерзкий и смелый на спортивной трассе, в жизни Габдрахман очень скромный и обаятельный парень. Раф. ДАНСЛЯН.ПгС8