МЕЛИТОПОЛЬСКОМУ МОТОРНОМУ — 60 ЛЕТМелитополь — город-сад и город машиностроителей. Самое большое предприятие города — моторный завод. Он поставляет двигатели воздушного охлаждения Запорожскому автомобильному заводу «Коммунар», выпускающему автомобили «Запорожец». Сейчас МеМЗ, к ак сокращенно именуется предприятие, один из передовых моторостроительных заводов. Но не таким он был 60 лет назад. Прообраз Мелитопольского моторного — «Чугунолитейный и машиностроительный завод», начавший в 1908 году выпускать нефтяные двигатели. Оборудование завода было весьма примитивным: несколько токарных, фрезерных и сверлильных станков, небольшая литейная и сборочное отделение. В 1931 году после передачи государственному объединению «Союзднзель» для производства судовых 25-сильных двигателей на заводе появился новый механосборочный цех. Незадолго до начала Великой Отечественной войны коллектив завода создал быстроходный отечественный дизель. Поворотный этап в истории завода начался в 1959 году, когда он приступил к выпуску автомобильных микролитражных двигателей воздушного охлаждения, разработанных НАМИ . Первый серийный двигатель для «Запорожца» был изготовлен в 1960 году. Последующие модификации двигателей в 23 и 27 л. с. для автомобиля ЗАЗ-965 спроектированы молодым конструкторским коллективом МеМЗ. Сейчас завод перестраивается на массовое производство 30-сильного двигателя МеМЗ-966А для нового «Запорожца» ЗАЗ-966В, а в перспективе — 40-сильный двигатель, который отличается от своего собрата также более высокой надежностью, долговечностью и экономичностью. У Мелитопольского моторного завода большое будущее. Пожелаем его коллективу производственных и творческих успехов.ПокаЧто такое „плечо аГРОМКараваева,*Никто у нас не заботится о нормальных условиях труда и отдыха шоферов, работающих на «плечевых» перевозках. До границы плеча свыше двухсот километров, столько же — обратно, в рейсах с тяжелым автопоездом по трудным зимним дорогам приходится бывать и свыше суток, но нигде на площадках и грузовых станциях нет ни комнат отдыха для шаферов, ни буфетов. Отдыхать приходится в кабине машины, питаться кое-как, всухомятку...»Из письма водителей запорожской автоколонны № 2196 Бирюкова, Пасько, С нижко , Тарасенко и других (всего 25 подписей).М-100 — м отоцикл для милицииЛетом 1967 года на шоссе Москва — Симферополь можно было видеть несколько необычный Мотоцикл, напоминаю щий гоночный. Сбоку — надпись «Милиция», за рулем — водитель в форме. Это проходил испытания опытный образец милицейского мотоцикла М-100, изготовленный Ирбитским заводом. Такой мотоцикл-одиночка на шоссе развивает скорость до 150 км/час, а с коляской до 120 км/час. На разгон до 60 км/час требуется соответственно 4,8 И 5,7 секунды, а до 100 им/час — 12 и 22 секунды. Мощность двигателя этого мотоцикла 50 л. с.Те, кто за рулем не первый десяток лет, наверняка еще помнят времена, когда водителя, в езущего груз, с кажем , из Тулы в Ленинград, снаряжали в путь почти как на трудовой подвиг. Выбирали не только самого опытного иумелого шофера, но и человека выносливого, к ак говорят, двужильного, стойкого ко всяким соблазнам, хозяйственного, у меющего приспосабливаться к самым непредвиденным обстоятельствам. Ш утка ли, на него возлагались особые и нелегкие заботы. Сохранность груза, выбор ночлега, о беспечение питанием, техническое обслуживание автомобиля имногоедругоецеликом зависело от его изобретательности, а иногда и просто напористости. В гостиницу не устроился — п ередремалв кабине, столовая закрыта — перекусил всухомятку, п рямо на обочине. Д а что говорить, трудное это дело дальний рейс, не каждому под силу. С такой неустроенностью ещеможно было мириться, пока междугородные перевозки были явлением редким , исключительным. Но вот автопоезда повезли по дорогам миллионы тонн различных народнохозяйственных грузов в самые дальние уголки страны. Такие рейсы стали обычной, к аждодневной работой. Приходит, с кажем , тот же тульский шоферутромв диспетчерскую. Куда сегодня? В Ленинград? Горький? Минск? Пожалуйста. К вечеру ждите обратно. К ак это «к вечеру»? А так. О н ведь дальше Москвы не поедет, т ам передаст свой полуприцеп московс комушоферу , возьмет другой сменный полуприцеп и назад. Точно так же будет и дальше: м осковскогошофера сменит где-нибудь на полпути калининский, смоленский или владимирский водитель. Вот это и называется перевозками по системе тяговых плеч. Позаимствовали этот метод автотранспортники ужелезнодорожников . Ведь машинист локомотива не ведет состав из конца вконец страны. Взять пришлось не только сам принцип, но и строгий график движения. З адержисьв пути один водитель, значит, где-то будет простаивать встречный тягач, выбьется из графика одна машина — и понапрасну будут терять время все обслуживающие трассу автомобили. Новый метод снял с повестки днянекоторые больные вопросы быта водителядальнерейсовика. График движения иразмеры плеча выбираются стаким расчетом, чтобы водитель кконцу смены мог вернуться вроднойгараж , а стало быть, отпадают заботы о ночлеге, самостоятельном техническом обслуживании машин и т. п. Но многие проблемы, р азумеется , остались, д а иначе и быть не могло. Разве можно позабыть об организации охраняемых стоянок, в особенности возле придорожных столовых и буфетов? Ведь машинусгрузом не оставишь без присмотра: в фургоне ценностей на многие сотни, а то и тысячи рублей. Разве обойдешься без специальных площадок отдыха по трассе: многочасовые бдения зарулем опасны и не вызываются никакой необходимостью. Н аконец , и о ночлеге для водителей иногда приходится думать, п отому что, если, н апример , у запорожской автоколонны № 2196 на рейс до Мелитополяи обратно хватает 8 часов, то до Петропавловки и назад меньшечем за 15 часов никак не обернуться, а из Херсонапридешь только через 26 часов. А если к тому жеещеиграфик сбился? Учитывает ли эти обстоятельства администрация автохозяйств? Если судить по полученному редакцией письму... К ороче — я еду вЗапорожье .В дальнем рейсеХорошие динамические качества машины, естественно, потребовали улучшения тормозов — на М-100 использованы тормоза с гидравлическим приводом, причем такжеи на колесе коляски, тормозной путь мотоцикла с коляской при скорости 60 км/час около 18 метров. Безотказную работу всех приборов обеспечивает 12-вольтовая батарейная система электрооборудования. Л етом шоссе Москва — С имферопольвзеленомкружеве , Вдоль обочин тянутся посадки шелковицы, о решника , фруктовых деревьев, а справа и слева — необозримые яблоневые сады. Я же проехал по этим местам , к огда яблони зябко вздрагивали окоченевшими голыми ветвями под порывами морозного ветра, над дорогой седыми струйками стелилась поземка . В субботу, 10 февраля, во втором часу дня из Запорожьяв Петропавловку Днепропетровской области отправился автопоезд, ведомый тягачом ЗИЛ-164 № 26-53 ЗПА . На коротком шасси тягача лежалпередокгрузного серебристого фургона, в запломбированных внутренностях которого было семь тонн искусственной кожи . За рулем — один из авторов письма вредакцию , ш офер второго класса Анатолий Романович Снижко . Рядом с ним, закутавшись в тулуп счужого плеча, примостился автор этих строк. Тулуп иобширные валенки пришлись очень кстати. Подбитая ветром кабина старенького тягача весьма условно защищала от ветра имороза . Тонкие стальные листы ее стенок, испещренные сварочными швами, дышали холодом. Понизу гу-26