Дует промозглый мартовский ветер. Шоссе покрыто ледяными струпьями. Мокрый снег залепляет ветровое стекло, набивается в кабину. Легкий ГАЗ-А с брезентовым верхом мчится по выбитому шоссе. В окошечке спидометра мельтешат цифры: 95—100, 95—100. На такой скорости управлять «газиком» — с его жесткой подвеской, узкими шинами — дело нелегкое. За рулем Борис Алексеевич Удольский, один из сильнейших гонщиков страны. Идет труднейшее соревнование на трассе Москва—Ленинград—Москва. Удольский выиграл вместе с Н. Макаровым гонку. В пургу и гололед спортсмены показали тогда, в 1937 году, среднюю скорость 69,326 км/час — новый рекорд страны. Более полувека связан Удольский с автомобилями. В сентябре 1917 года он начал работать на заводе АМО учеником слесаря. Свершилась революция. Закончив военно-технические курсы, красноармеец Удольский сел за руль броневика. Он сражался с колчаковцами, с басмачами в Туркестане, был ранен. А потом... Потом он испытывал первые АМО-Ф-15, выступал в скоростных автопробегах, таких, как Москва — Нижний Новгород. Удольский ездил на «Лаурин-Клементах» и «Грэф-Штифтах», «Кадиллаках» и «Амилькарах». В 1929 году, обогащенный опытом работы на машинах самых разных марок, он принял участие в большом северном автопробеге Москва — Архангельск. По существу это был марафонский автокросс, длившийся 23 дня. За ним последовали победы в многочисленных «километровках», гонках Москва — Ленинград и других. Когда же началась Великая Отечественная война, опытный спортсмен-автомобилист ушел добровольцем в армию. После победы над врагом он продолжал службу в автомобильных частях. Ныне ветерану советского автоспорта 65 лет. Он по-прежнему полон сил и энергии.Полвека за рулемСпортивнаядушаСейчас ему уже за пятьдесят, почти три года, как он не выступает в гонках. Но связей со спортом Валерий Григорьевич Шахвердов не порывает. Он ведет большую общественную работу — и как тренер, и как член Ленинградской федерации автоспорта. Гонщики и механики, судьи и T/ренеры обращаются к нему за помощью, просят совета. Они всегда могут рассчитывать на его участие, ибо несмотря на занятость Валерий Григорьевич остается все таким же страстным поклонником автоспорта. Шахвердов — мастер спорта, двукратный чемпион страны, известный всей стране гонщик. Впервые он «заболел мотором» тридцать лет назад и остался неравнодушным к нему на всю жизнь. Этому не смогли помешать ни защита диссертации, ни даже перелом ноги в 1961 году на гонках под Каунасом. В чемпионате СССР 1946 года по мотокроссу В. Г. Шахвердов занимает третье место в классе 500 см 3 . Год спустя побеждает в зимнем матче мотогонщиков Москвы и Ленинграда. А в 1950 году вместе с 3. Залгаллером Шахвердов дебютирует в чемпионате СССР по автогонкам. Через семь лет Валерий Григорьевич стартовал уже за рулем гоночного автомобиля ГА-20 собственной конструкции. Это была первая в нашей- стране одноместная гоночная машина, построенная специально для «кольца». Летом 1958 года ленинградский спортсмен впервые стал чемпионом страны. С тех пор он выступал на гоночных машинах разных классов и неизменно занимал самые почетные места. Шахвердова всегда отличала доброжелательность к сопернику, готовность всегда помочь советом, отдать нужную деталь. Человек с душой настоящего спортсмена не может жить и поступать иначе.Ленинград. У этого города давние спортивные традиции. Здесь зародился отечественный автомотоспорт, были установлены первые рекорды, выросли многие знаменитые автогонщики. После революции именно в Ленинграде состоялись первые в Советской России автомобильные соревнования. И в километровых гонках на скорость, как их тогда называли, ленинградцы задавали тон. Г. Цветков, А. Лаврентьев, А. Герель и позже Г. Клещев не раз побивали всесоюзные рекорды. Наибольшего успеха добился Георгий Клещев. Сначала пришло увлечение мотоспортом. Но уже в 1937 году 26-летний механик таксомоторного парка загорелся идеей построить гоночный автомобиль. Дирекция парка дала Клещеву старенький «газик», успевший «набегать» 300 тысяч километров. Из узлов и деталей этого «ветерана» родилась та приземистая гоночная машина, которая представлена на снимке. Форсированный двигатель с двумя карбюраторами и обтекаемым кузовом позволил Г. Клещеву на всесоюзных соревнованиях в Киеве показать рекордную скорость и завоевать приз журнала «За рулем». В следующем, 1938-м году ленинградец улучшил свой рекорд, доведя его до 143,123 км/час. В те годы это было достижением, которое дало толчок дальнейшему развитию нашего автоспорта. И мы-видим теперь в скромных по нынешним временам результатах Клещева первый шаг к завоеванию международных рекордов, которые через несколько десятилетий установили прямые его наследники — Э. Лорент, В. Никитин, И. Тихомиров.Первыешаги