ФРГФирма «Даймлер-Бенц» выставила уже известную модель «МерседесБенц 300 СЕЛ», у которой трехлитровый двигатель заменен более мощным. Его восемь цилиндров имеют рабочий объем 6 332 см 3 , а максимальная мощность достигает 250 л. с. при 4000 об/мин. Новый двигатель «вписался» в прежний моторный отсек. Однако передние колеса оказались перегруженными. и это отразилось на управляемости автомобиля. «Мерседес-Бенц 300» — очень дорогой автомобиль, и естественно, что на нем применены автоматическая трансмиссияи независимая пневматическая подвеска задних колес. Вес машины 1740 кг. Максимальная скорость 220 км/час. Расход топлива 15 — 25 л/100 км.Первенство Европы по раллиВторым этапом личного первенства Европы но авторалли явились соревнования в ГДР. Дистанцию «Ралли Пневмант» п ротяженностью 2200 км закончили 29 экипажей из 117 стартовавших. Победили финны П. Тойвонен и М. Тинкканен на «Порше-911Т». Польские спортсмены С. Засада и 3. Лещук на машине той жемаркизаняли второе место. Неплохой результат показал и чехословацкий гонщик 3. Трейбал, автор известной у нас книги «Искусство вождения автомобиля». Выступая на машине СААБ, он вышел на пятое место. Итальянское «Ралли Цветов» в г. Сан-Ремо было вторым этапом первенства фирм, которое проводится теперь вместо командного первенства Европы. Хотя лучшийрезультат — у Тойвонена и Тинкканена, общее первенство завоевали представители завода «Лянча». Его экип ажи П. Мосс-Карлссои—Э. Ништрем и Г. Калльштрем — Г. Хаггбом заняли второе и четвертое места.СШАПринципиальных новинок на выставке не было, хотя большинство моделей 1968 года были снабжены более мощными двигателями и несколько изменили внешний вид. О том, к акую уродливую форму приобретает порой конкурентная борьба капиталистических монополий, свидетельствует представленный фирмой «Дженерал моторе» двигатель для легковых автомобилей «Кадиллак». Он развивает практически ненужную мощность — 380 л. с , а новый двигатель «Форд» (V-8, 7000 смЗ)—365 л. с.Начало чемпионатаЧемпионат мира по мотокроссу в классе 250 см 3 стартовал. Первый из четырнадцати этапов состоялся в Испании. Один заезд удалось выиграть Ж. Роберу, но второй принес победу прошлогоднему чемпиону Т. Халльману. По сумме двух заездов места распределились так: 1. Т. Халльман («Хускварна»); 2. Ж. Робер; 3. Д. Биккерс; 4. С. Гебэрс (все — «Чезет»); 5. Д. Р икмэн («Бультако»). К двум извечным претендентам на первые места — м аркам «Чезет» и «Хускварна» теперь добавились испанские мотоциклы «Бультако» (35 л. с. при 8000 об/мин, 102 кг). Соревнования привлекли 40 тысяч зрителей. Кроссмены СССР и ЧССР в этом этапе не выступали. Двигатель «Рено 16ТС» в блоке с трансмиссией автомобиля.ПоследняягонкаВместе с тем имеется и ряд целесообразных тенденций. В конструкциях все большее значение приобретают элементы, п овышающие безопасность движения. На ряде автомобилей устанавливаются «утапливающиеся» телескопические рулевые колонки. Тормозные приводы — двухконтурные. Для повышения устойчивости используются широкопрофильныешины . Заслуживает внимания оборудование некоторых моделей дожигателями выхлопных газов, к ак средство борьбы сзагрязнением воздуха в перенаселенных автомобилями городах. Компоновка большинства американских автомобилей не блещет оригинальностью: господствует классическая схема — двигатель впереди, ведущие колеса сзади. Один из таких автомобилей, «Кадиллак Флитвуд» показан на фото 4. Поначалу американскиефирмы холодно отнеслись к применению дисковых тормозов. Однако в салоне был представлен ряд моделей с такими тормозами. В частности, на «Шевроле корвет» — единственной из американских машин с пластмассовым кузовом — все тормоза дисковые. В сопутствующих выставке обзорах указывается , что в 1969 году в американской промышленности будет сделана ставка на расширениевыпуска автомобилей среднего класса. Такие машины готовят «Форд» и «Дженерал моторе».КларкаНа кольцевой трассе Хокенхайм (ФРГ) во время гонок на «Трофей Европы» погиб выдающийся спортсмен Джим Кларк. Его «Лотос-Косворт» формулы 2 из-за поломки кронштейна задней подвески на скорости около 250 км/час перестал слушаться руля и вылетел на окружавшие трассу деревья. 32-летний шотландский фермервпервые сел за руль гоночного автомобиля восемь лет назад. Уже в 1962 году Кларк вышел на второе место в первенстве мира, а на следующий год стал чемпионом. В 1965 году он вновь выиграл почетный титул. «Летучий шотландец», к ак его называли , отличался редкой способностью концентрировать внимание на ходе гонки, обладал завидным хладнокровием ивысокоразвитым чувством равновесия. Это позволило ему выигратьв чемпионатах мира 25 гонок, побив, т аким образом, своеобразный рекорд аргентинца Фанхио, одержавшего 24 победы. Кларк был опытным водителем-испытателем, который во многом помог совершенствованию гоночных испортивных «Лотосов». Его гибель — большая потеря для автомобильного спорта.ЯПОНИЯСреди многочисленных иразнообразных японских автомобилей на выставке можно было видеть новую спортивную модель «Датсун 1600» с верхнеклапанным двигателем рабочего объема 1600 см 3 , развивающим максимальную мощность 96 л. с. Коробка передач, к ак на всех современных машинах, полностью синхронизированная , подвеска — н езависимая . Максимальная скорость — 160 км/час. Фирма «Мазда» продемонстрировала двухместный спортивный автомобиль «110 С» с двухроторным двигателем Ванкеля мощностью 110 л. с. Это второй в мире завод (после ЬСУ), поставивший на серийное производство автомобиль с двигателем такого типа. В отличие от НСУ РО-80 (см. «За рулем», 1968, № 4) у «Мазда» силовой агрегат расположен спереди, а ведущие колеса задние. Максимальная скорость 185 км/час. Названные модели отражают все возрастающийв Японии интерес со стороны заводов («Хонда, «Тойота», «Ниссан») к спортивным автомобилям.31