новый МАЛОЛИТРАЖНЫЙРождение новой машины — всегда праздник для автомобилистов. Правда, мы уже начинаем привыкать к автомобильным новинкам. За «Моеквичом-408» последовал «Москвич-412». Всем уже знаком облик «Запорожца» модели «966». Появилось несколько опытных образцов современных автобусов, специализированных для городских и междугородных перевозок. Выпуск серии микрогрузовиков начал Ульяновский автозавод. Не за горами массовое производство «Волги» ГАЗ-24. Все это естественно. Претворяется в жизнь пятилетний план, в котором достойное место отведено автомобилестроению. Напомним одну цифру: в 1970 году выпуск только легковых машин в соответствии с директивами XXIII съезда КПСС достигнет 600 тысяч, то есть увеличится по сравнению с 1965 годом втрое. Особенно увеличится их производство в последние два года пятилетки. Никогда еще наша страна не знала таких темпов роста легкового автомобилестроения. Возводятся новые автозаводы, значительно расширяются действующие. Как известно, в качестве базовой модели Волжского автозавода принят автомобиль ФИАТ-124. Совместными усилиями итальянских и советских конструкторов машина модернизирована в соответствии с климатическими и дорожными условиями нашей страны — повышена мощность двигателя, усилен кузов, увеличен дорожный просвет, сделан ряд других конструктивных изменений. Об этом автомобиле подробно расскажет главный конструктор Волжского автомобильного завода -4- ВАЗ-2101. СЕГОДНЯ ЭТО ОПЫТНЫЙ ОБРАЗЕЦ, ЗАВТРА — НАИБОЛЕЕ МАС ­ Владимир Сергеевич Соловьев. СОВЫЙ ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ В НАИтак, знакомьтесь с легковым малолитражным автомобилем ВАЗ-2101 (у него ШЕЙ СТРАНЕ. пока еще нет «имени собственного»). Сегодня это опытный образец. Пройдет несколько лет, и он станет самым массовым легковым автомобилем в нашей стране.2101В конце будущего года выйдут на дороги первые автомобили с маркой ВАЗ. Все, кто интересуется автомобиль-4- СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ — ЗАной техникой, уже знают, что эта машина спроектирована на базе ФИАТа-124, КРЫТОГО ТИПА. ОХЛАЖДАЮЩУЮ ЖИДКОСТЬ НЕ НУЖНО МЕНЯТЬ В ТЕа смысл всех изменений, внесенных в его конструкцию, в том, чтобы автомоЧЕНИЕ ДВУХ ЛЕТ. биль 'наилучшим образом отвечал условиям эксплуатации в нашей стране. ВАЗ-2101 — экономичный малолит-4- УВЕРЕННЫЙ ПУСК ДВИГАТЕЛЯ ражный автомобиль с весьма рациональСТАРТЕРОМ ПОСЛЕ ДЛИТЕЛЬНОЙ СТОной компоновкой. При малых габаритах ЯНКИ ПРИ МОРОЗЕ МИНУС 25 ГРАДУи весе он обладает достаточно большой СОВ. вместимостью. В нем свободно размещаются шять человек (включая водителя). Для машины характерны простота -4- АВТОМОБИЛЬ, В ПОЛНОЙ МЕРЕ конструкции и отсутствие каких-либо СООТВЕТСТВУЮЩИЙ НАШИМ КЛИМАизлишеств. В то же время в ней предуТИЧЕСКИМ И ДОРОЖНЫМ УСЛОВИЯМ. смотрено все необходимое для легкого-4- ПЯТИМЕСТНЫЙ. МАЛОЛИТРАЖНЫЙ. ВЕС 860 КГ. МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ 140 KM/ЧАС. МОЩНОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ — 60 Л . С.управления и удобной посадки водителя и пассажиров, Компоновочная схема классическая: двигатель расположен спереди, ведущие колеса — задние. Кузов отличается строгостью линий и рациональностью форм. Несомненное достоинство автомобиля — простота и очень малая трудоемкость обслуживания. Так, полностью исключены точки шприцевой смазки, а сроки смены масла значительно увеличены: для двигателя — до 10 тысяч километров, для агрегатов трансмиссии — до 30 тысяч километров пробега. Количество точек, требующих регулировки, сведено к минимуму. Автомобиль надежен в эксплуатации, долговечен. Срок его службы до капитального ре - монта — не менее 100 тысяч километров. Достаточно высоки и динамические качества. Максимальная скорость 140 км/час, на разгон с места до скорости 80 км/час требуется всего 12 секунд. Экономичность автомобиля характеризуется средним расходом топлива — 8—9 л/100 км . Двигатель — современный по конструкции, с высокими удельными показателями, создан специально для автомобиля ВАЗ-2101. Его рабочий объем 1,2 л, мощность 60 л. с. при 5600 об/мин, степень сжатия 8,8. Он рассчитан на бензин с октановым числом не менее 92 по исследовательскому методу (бензин АИ-93 ПО ГОСТу 2084-67). Высокие мощностные показатели двигателя сочетаются с надежностью и долговечностью. Конструкторы приняли верхнеклапанную схему с расположением распределительного вала на головке цилиндров. Кулачки вала действуют на клапаны через небольшие рычаги (без толкателей и штанг). Привод к распределительному валу — двухрядная роликовая цепь, снабженная для бесшумной работы натяжителем и гасителем колебаний. Блок цилиндров — чугунный, тонкостенный, головка — алюминиевая. В верхней части цилиндров запрессованы короткие гильзы-вставки из антикоррозийного чугуна. Масляная система двигателя имеет полнопоточный фильтр (очищающий все масло) со сменным бумажным элементом. Воздушный фильтр также имеет сменный бумажный элемент. Система охлаждения — закрытого типа, с расширительным бачком. При сборке автомобиль заправляют специальной охлаждающей жидкостью, не замерзающей до минус 40 градусов, не выкипающей, с антикоррозийной присадкой. Эту жидкость не нужно менять в эксплуатации в течении двух лет. При необходимости система охлаждения мо ­ жет быть заправлена и обычной водой. Трансмиссия соответствует современным требованиям, предъявляемым к надежному малолитражному автомобилю. Сцепление — однодисковое, сухое, с диафрагменной нажимной пружиной и гидравлическим приводом. Усилие на педали сцепления — небольшое. Коробка передач — четырехступенчатая, ссинхронизаторами на всех передачах, кроме заднего хода. Рычаг коробки расположен на полу. Это обеспечивает четкость и надежность включения передач. Карданная передача состоит из двух валов с промежуточной опорой. Передний шарнир (за коробкой передач) — резиновый. Два другие шарнира карданного вала — жесткие крестовины на игольчатых подшипниках. Главная передача — пара гипоидных шестерен. Задний мост представляет собой жесткую балку. Передача толкающих усилий, реактивного момента и боковых усилий осуществляется четырьмя продольными и одной поперечной штангами, имеющими на концах резиновые втулки. Подвеска автомобиля обеспечивает хорошую плавность хода н устойчивость при движении как по хорошим, так и по плохим дорогам. Задняя подвеска — с двумя цилиндрическими пружинами и телескопическими амортизаторами. Передняя подвеска — независимая, бесшкворневая, на поперечных рычагах, с цилиндрическими пружинами и телескопическими амортизаторами. Шарниры подвески не требуют смазки в эксплуатации. Рулевое управление — обычного типа. Рулевой механизм — червяк и двухгребневый ролик — заключен в алюминиевый картер. Шарниры рулевых тяг защищены резиновыми колпачками и не нуждаются в смазке (она закладывается при сборке автомобиля). Тормоза высокоэффективны. Передние — дисковые, задние — барабанные с алюминиевыми барабанами. Привод тормозов гидравлический, для повышения безопасности движения сделан раздельным на передние и задние колеса. При выходе из строя одной из систем вторая продолжает работать. Для повышения устойчивости автомобиля при торможении на высоких скоростях в гидравлическом приводе к задним тормозам предусмотрен регулятор, который ограничивает давление на тормозные колодки, не допуская «юза». Привод ручного тормоза к колодкам задних тормозов — тросовый, от рычага, расположенного между сиденьями. Шины — низкопрофильные, размером 6,15—13. Электрооборудование автомобиля — 12-вольтовое. Генератор переменного тока со встречным выпрямителем. На-Техника пятилеткидежность работы потребителей тока, и особенно работы стартера при пуске двигателя зимой, обеспечивается применением аккумуляторной батареи емкостью 55 амперчасов. Проектирование, изготовление опытных образцов и доводка автомобиля ВАЗ-2101 проводились совместно фирмой ФИАТ, Научным автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ) и Отделом главного конструктора Волжского автомобильного завода. Опытные образцы ВАЗ-2101 подвергались всесторонним испытаниям вместе с серийными ФИАТ-124. В конструкцию автомобиля были внесены изменения, устранившие выявленные при этом недостатки и обеопечившие его высокую прочность, надежность и долговечность. В частности, для повышения проходимости дорожный просвет был увеличен со 140 до 175 мм ; значительно повышена прочность кузова, балки заднего моста, деталей подвески, более долговечными сделаны шарниры передней подвески и рулевых тяг. Разработанная заново конструкция передних дисковых тормозов и замена дисковых задних тормозов барабанными обеспечили значительное повышение их работоспособности. Введена пусковая рукоятка двигателя, осуществлен ряд других изменений. Особое внимание при испытаниях обращалось на пуск двигателя. В результате достигнута возможность уверенного пуска стартером после длительной стоянки при морозе мрнус 25 градусов без применения каких-либо дополнительных мер (в картер двигателя при этом заливается «зимнее» масло). Несколько слов о салоне кузова. Отопление — весьма эффективное, в салоне зимой тепло, хотя равномерности температуры по всему кузову пока еще не достигнуто. Хорошо работает система обдува лобового стекла теплым воздухом. При продолжительной езде очищаются от намерзшего льда и стекла передних дверей. Очень удобны сиденья. Длительная езда не вызывает утомления. Передние сиденья — раздельные для водителя и пассажира, каждое имеет регулировку по длине автомобиля и по углу наклона спинки. Спинки передних сидений можно откидывать до горизонтального положения — тогда образуются спальные места.Размеры и вес автомобиля Ваза, мм Колея, мм передних колес задних колес Длина, мм Ширина, мм Высота, мм Дорожный просвет, мм Вес (с запасным колесом и комплектом инструмента), кг 2420 1343 1300 4030 1625 1440 175 860г.В. СОЛОВЬЕВ, главный конструктор Волжского автомобильного завода Тольятти