22
23
Зеленая волнаКомандировка полометров, а по тогдашним дорогам, да в распутицу это не близкий путь. Но вот в 50-е годы к городу подступило рукотворное Куйбышевское море, и выросли пристань, набережные. «Морская форма», судя по всему, пришлась ему впору и по нраву. Минуло совсем немного времени — и прихлынула к этим местам «большая вода» автомобилизации. Волгу часто называют «центральным проспектом России». В наши дни ее по праву можно величать и автомобильным проспектом: вдоль великой русской реки стоят крупнейшие автозаводы страны — Волжский, Горьковский, Ульяновский, Павловский, моторные Ярославский и Заволжский, заводы электрооборудования и другие смежники. Сегодня в этот ряд встал и Димитровград. Здесь пущен огромный автоагрегатный завод — спутник ВАЗа, современное предприятие, одно из крупнейших во всей Ульяновской области. Стремительно растет и автомобильный парк города. За последние годы он увеличился вдвое и составляет без малого 10 тысяч машин. Если "же говорить о легковых, находящихся в индивидуальном пользовании, то их к концу пятилетия будет почти вчетверо больше, чем в 1970 году. Массовая автомобилизация поставила перед городом проблемы посложнее, чем прежде, потребовала решительных мер в создании всех условий для безопасной автомобильной езды — благоустройства дорог, внедрения технических средств организации движения.фосьбе читателейдорогу. Я увидела, как по улице (речь о том же переулке Енисейском) быстро выехала легковая автомашина желтого цвета («Запорожец»), и тут же я увидела, как она столкнулась с автомобилем белого цвета («Москвич»). Автомобиль белого цвета несколько раз перевернулся, Я закричала от страха... Автомашина желтого цвета после столкновения чуть-чуть проехала и остановилась. Мне показалось, что столкновение произошло на середине дороги...» (Из показаний в суде свидетельницы А. Бесчастновой). Так рассказали об аварии почти единственные очевидцы происшедшего. Такой она выглядела внешне со слов свидетелей. Теперь послушаем, как объясняют случившееся сами водители. Болков с места происшествия был отправлен в больницу, поэтому первым предстал перед следователем водитель «Запорожца» И. Зотов, самовольно взявший из гаража ПТУ учебный автомобиль и отправившийся на нем по личным делам не только без путевого листа и техталона, но и без водительского удостоверения, которое, как оказалось, уже много месяцев находилось в местной ГАИ. «Я подъехал к улице Куйбышева со скоростью примерно 10 км/час. Справа никакого транспорта не было, а слева проезжую часть мне не было видно, так как мешали деревья. Выехав тихонько на дорогу, я стал делать левый поворот и примерно на середине проезжей части увидел метрах в пятидесяти «Москвич». Я с прежней скоростью стал выезжать на правую сторону проезжей части, а «Москвич» неожиданно повернул влево, видимо, хотел меня объехать и ударился правой стороной. Я даже не успел затормозить... До начала поворота я срезал угол, заехал на левую сторону Енисейского переулка. Полагал, что мне будет лучше видно дорогу слева, но видно стало еще хуже...» А вот показания 8. Болкова, в прошлом шофера, последнее время работавшего электриком: «Я вел автомобиль со скоростью примерно 60 км/час. Приблизительно в 30—40 метрах до перекрестка я увидел со стороны переулка Енисейского «Запорожец», который находился на левой стороне дороги и двигался со скоростью 30—40 км/час. Сигнал поворота у него не был включен, куда он собирался ехать, было не ясно. Поэтому я взял на всякий случай левее, но «Запорожец», выехав на перекресток, стал делать лев'ый поворот. Я не затормозил, надеясь, что водитель «Запорожца» примет меры к остановке, так как улица Куйбышева главная... После столкновения я ничего не помню: ударился виском о стойку и потерял сознание». А произошло дальше вот что. «Москвич» после удара в правое переднее колесо отбросило на обочину, а затем в кювет. Может быть, все этим и закончилось бы, если б не дренажная труба в кювете возле въезда в отделение «Сельхозтехники». К несчастью, именно в нее угодил «Москвич» левым передним колесом. Машина перевернулась сначала через капот, а затем и на бок Волкова и трех его пассажиров отправили в больницу, где одна из пострадавших скончалась от ран.СКОЛЬКОстоитЗНАК,ДОРОЖГлавная улицаУлица Куйбышева оделась в асфальт одной из первых. Есть, конечно, сейчас в новых жилых районах улицы понаряднее и современнее по всем статьям. Но в транспортном отношении она остается важнейшей в Димитровграде — по ней проходит трасса республиканского значения Саранск — Ульяновск — Куйбышев, здесь самое напряженное движение. Не удивительно, что на улице Куйбышева появились и первые дорожные знаки нового ГОСТа — крупные, яркие, светящиеся в темноте, все, вроде бы, хорошо, если бы... Если бы появились они вовремя, а не тогда, когда гром грянул. ...Житель Димитровграда в. Волков на собственном «Москвиче», купленном всего полгода назад, возвращался в город из села Тимерлик, что в соседней Чувашии, где работал на колхозной стройке. Было это в воскресенье, около шести часов утра. На шоссе в такой час, понятно, ни души. Только возле кирпичного завода «Москвич» настиг мотоциклиста и, обогнав его, оставил позади.,, «Я ехал за «Москвичом» метрах в трехстах. Когда мы приблизились к переулку Енисейскому, я увидел, как из него справа выехал оранжевый «Запорожец». С какой скоростью и был ли у него включен сигнал поворота, сказать не могу. «Москвич» не тормозил, только взял влево, и я услышал скрежет металла,.,» (Из показаний в суде мотоциклиста И. Гудочкина); «Я находилась на автобусной остановке в пятидесяти метрах от места аварии ив ожидании автобуса поглядывала наныйили к чему ведет недооценка технических средств в организации движенияУдивительно меняется облик нашей земли, а темпы реконструкции городов просто поражают. Судьба Димитровграда не исключение. На географических картах прежних лет Димитровград (по-старому Мелекесс) типичный «сухопутный» городок: до большой воды волги ни много ни мало около ста ки22 КомандировкаПосле аварииПоказания водителей все прояснили. Итак, один полагал, что, находясь на главной дороге, пользуется преимуществом, а другой вольно или невольно признался в том, что просто не был достаточно внимателен и слишком поздно заметил опасность. От себя добавим, что Зотов не просто срезал угол при повороте, а выехал с перекрестка по полосе встречного движения и фактически около 8 метров двигался лоб в лоб с «Москвичом». Не это ли обстоятельство в конечном счете и привело к аварии? ведь, уйди Зотов своевременно на свою сторону — и машины разъехались бы без всяких помех. Кажется, конец этой печальной истории предсказать нетрудно, однако... Однако против Волкова возбуждается уголовное дело: «...проявил невнимательность, не пропустив с равнозначной дороги автомобиль «Запорожец». Основанием для такого утверждения стала, вероятно, запись в протоколе осмотра места происшествия — «Дорожных знаков в районе перекрестка не имеется». На день аварии это, действительно, было так. Но ведь на самой главной дороге знаки могут находиться лишь в ее начале и конце, а не перед каждым перекрестком. Этот факт почему-то оставили без внимания. Мы же к нему еще вернемся. А сейчас небольшой экскурс в прошлое. До ввода в действие новых Правил дорожного движения улица Куйбышева свой приоритет утверждала и без знаков. Дело в том, что многие из пересекавших ее улиц были (а некоторые еще и остались) грунтовыми, и здесь все ясно. Другие, что имели покрытие, являлись Т-образными примыканиями, а потому также ходили в ранге второстепенных. Все это за много лет прочно отложилось в сознании водителей. Но вот с 1973 года для определения главной дороги были приняты иные принципы: все дороги с каким-либо покрытием проезжей части могут получать преимущество одна перед другой только при помощи дорожных знаков. Ло всей вероятности, ГАИ Димитровграда надо было в первую очередь позаботиться о том, чтобы соответствующим образом выделить знаками улицу Куйбышева. И в возможно короткий срок: ведь это наиболее опасный участок, до сих пор на него падает почти половина дорожных происшествий. Увы, ГАИ бездействовала. Прошел месяц, другой, полгода... Наконец в июне взялись за дело, но явно не с того конца. Начальник ГАИ Л . Патраков перепоручил эту важную работу старшему инспектору дорожного надзора М. Козлову. А тот, вместо того чтобы в первую голову поставить знаки на выездах со второстепенных дорог и, когда здесь все будет готово, приняться за главную, сделал все наоборот. Приказал вывесить на улице Куйбышева (причем только с одного конца!) знак «Главная дорога» и... отбыл в отпуск! Вот какова в Димитровграде ответственность «дорожного надзора». А буквально через неделю у переулка Енисейского разбился Волков... Может быть, инспектор не ведал, что творит? Может быть, он только от наспо просьбечитателейливости и бездеятельности людей, на долгие месяцы оставивших основные магистрали города без средств организации движения. По заявлению самого начальника ГАИ П. Патракова, до последнего времени никакого плана размещения знаков в городе вообще не существовало, да и та дислокация, что составлена сейчас, не больше чем черновой набросок, за которым нет серьезных обоснований. Сколько знаков нужно городу — никто не подсчитывал. Об интенсивности и размерах транспортных потоков на отдельных его магистралях четких представлений у людей, занимающихся . организацией движения, до сих пор нет. Нет и вообще какоголибо плана мероприятий в связи с таким крупным для автомобильного мира страны событием, каким явился переход на новые Правила. Достаточно сказать, что многие из тех знаков, которые еще в прошлом году были получены, до сих пор не вывешены. Другие даже не заказаны. Например, около половины происшествий в городе — наезды на пешеходов. Однако ни одного знака «Пешеходный переход» здесь нет. Но самое удивительное в том, что работники ГАИ и не видят в них надобности. Уступая нам, они заявили напоследок, что штук восемь знаков, пожалуй, повесят. И это на город, где почти 100 тысяч жителей1 в прошлом году ГАИ МВД СССР разослала на места подробные рекомендации по применению дорожных знаков, над которыми много потрудилась научно-исследовательская лаборатория безопасности дорожного движения. Но тот, кто занимается установкой знаков в Димитровграде, их ив глаза не видел. Документ этот пылится на полке, хотя можно было предполагать, что его до дыр зачитали. Если даже, смягчая формулировки, квалифицировать все это как упущения по службе, то разве можно такое оставлять безнаказанным? ...в кабинете начальника ГАИ Димитровграда на стене висит диаграмма, которая отражает динамику роста парка машин, статистику дорожных происшествий. Диаграмма разграфлена до 1977 года. Однако, и в данном случае это не литературная фраза, жизнь не укладывается в рамки, ломает схемы. Уже в прошлом году кривая «транспортный парк», стремительно взмыв вверх, уткнулась в край планшета и сделала его для дальнейшего использования непригодным. По-видимому, планшет придется менять. Факт, хотя и примечательный, но не столь значительный, чтобы говорить о нем особо. Мы хотим заключить другим. Менять надо не только схемы, а стиль работы. Надо, что называется, повернуться лицом к вопросам организации движения, понять ту огромную роль, которая в новых условиях принадлежит в этом деле техническим средствам, в частности дорожным знакам. Широкое и грамотное применение этих средств в практике организации движения транспорта, и особенно в городах,— вот «главная улица» в работе по повышению его безопасности. Г. ЗИНГЕР, спецкор «За рулем» Ульяновская область, г. Димитровград 23услышал, что знак «Главная дорога» один применяться не может? Вряд ли. И в Правилах дорожного движения ив ГОСТе на дорожные знаки об этом написано черным по белому: «если на дороге установлен знак 4,1 («Главная дорога»), то на пересекающих дорогах, в пределах действия этого знака, должны устанавливаться знаки 1.6 («Пересечение с главной дорогой») или 2.15 («Проезд без остановки запрещен»)». Кстати, на первой же странице этого ГОСТа значится: «Несоблюдение стандарта преследуется по закону». Однако работники ГАИ до сих пор своей вины в происшедшем не видят. «Перекресток равнозначный, — стоят они на своем,— ведь в направлении к Центру города, куда двигался Волков, знака «Главная дорога» мы в то время еще не поставили». А если бы Волков ехал из центра (где такой знак, как мы уже выяснили, был), какую справку дала бы ГАИ? Прямо противоположную? Значит, с одной стороны улица главная, а с другой нет? В этой неясной ситуации тут же «сориентировался» Зотов. Почти два месяца спустя он заявляет, что Волкова видел, мол, загодя, но считал, что преимущество на его стороне, И этому, увы, поверили. Уголовное дело против Зотова было прекращено. Вы спросите: а выезд на полосу встречного движения? в этом технический эксперт Ю. Николаевский (взявшись за вопрос, который, заметим, вне компетенции экспертизы) по совершенно непонятным для нас мотивам не увидел причинной связи с происшедшим. И волков был осужден на пять лет лишения свободы. Сейчас президиум Ульяновского областного суда, как сообщил редакции председатель суда П. Гришин, отменил приговор по делу Волкова. Предстоит новое расследование обстоятельств и причин аварии. Но нельзя обойти и другой важный аспект этого дела.Цена дорожного знакаВернемся к вопросу, который мы вынесли в заголовок этих заметок. Так сколько же стоит дорожный знак? А точнее: во что Димитровграду обошлись дорожные знаки, которые тут же после аварии на улице Куйбышева появились на всех ее пересечениях? «Да ну, что там говорить, копейки! — признался М. Козлов. — Железо нам отпустили и нарезали на автоагрегатном заводе, а покрасить треугольники дело простое». вот видите, как оказалось все легко и недорого! Но так ли? Нет, не так. Только одна описанная нами авария у переулка Енисейского принесла убыток в тысячи рублей. А чем измерить загубленные и покалеченные человеческие жизни? По статистике местной ГАИ, с которой мы познакомились, 30—40 процентов всех происшествий в городе — столкновения транспортных средств на перекрестках, а кто поручится, что определенная часть их не связана с отсутствием необходимых дорожных знаков. И здесь нельзя не высказать критических слов ив адрес горисполкома (всесторонняя разработка схемы движения транспорта в городе его забота) и в адрес городской автоинспекции. Не может быть никаких оправданий неповорот