вия которых могут стать причиной аварии или другого дорожно-транспортного происшествия. Водитель, конечно, играет решающую роль в безопасности дорожного движения. Но в не меньшей степени она зависит от качества ремонта дорог, технического обслуживания транспортных средств, от режима работы водителей и т. д. А потому так же полно, как это сделано в отношении водителей, закон должен определить ответственность всех других лиц и организаций, неправильные действия которых могут ухудшить безопасность движения. В начале заметок мы упомянули о том, что весьма значительная часть нарушителей отступает от правил преднамеренно, сознательно. В этой связи особую важность приобретает сейчас воспитательная работа — повышение правосознания водителей, пропаганда правовых вопросов безопасности дорожного движения. Специальная анкета, распространенная среди водителей в ряде городов страны, показала, что половина из них не знает основных положений законодательства, устанавливающего ответственность за административные и уголовные правонарушения. Дело не только в том, что водители не знают, какая мера наказания следует за то или иное противоправное действие, все усугубляется тем, что такие водители не имеют необходимого представления о границе между уголовной, административной и другими формами ответственности, об оценке законом отдельных видов нарушений, о степени их общественной опасности. Незнание действующего законодательства, разумеется, не освобождает виновных от ответственности. 8 то же время, понимание и сознательное соблюдение закона в значительной мере предупреждает возможные правонарушения. Добавлю к этому, что для обеспечения единой государственной правовой политики в деле повышения безопасности дорожного движения недостаточно лишь соблюдать закон самому, водители, администрация, общественные организации автотранспортных и других предприятий должны решительно пресекать любые противоправные действия. К сожалению, такое ответственное отношение к закону наблюдается еще далеко не везде и не всегда. Анализ многих уголовных дел по происшествиям, которые совершили пьяные водители, показал, что около половины из них выпивали на виду у всех. И ни в одном случае никто не воспрепятствовал захмелевшему человеку сесть за руль. Конечно, можно привести немало и противоположных примеров, примеров самого активного участия общественности в предупреждении правонарушений. Однако резервы здесь использованы далеко не полностью. Таковы некоторые соображения о месте и роли водителя, закона и наказания в предупреждении дорожно-транспортных происшествий, В. ЖУЛЕВ, кандидат юридических наук, начальник Научно-исследовательской лаборатории безопасности дорожного движения МВД СССРКтовиноват?НЕ ЗНАЯ БРОДУ...Мотолюбитель В. Филипенко с пассажиром в коляске своего ИЖа ехал по полевой дороге. Было это прошлым летом в нашей Волгоградской области. По этой дороге ездил он ежедневно на работу и знал здесь каждый поворот, каждый бугорок и ямку. Казалось, никаких неожиданностей для него и быть не могло. Да и движения по дороге почти нет. Но вот, выехав на прямой участок и прибавив скорость, Филипенко заметил на проезжей части примерно в 100 метрах небольшую копну кемто брошенной травы. Она лежала прямо на его пути. Правее дорога была полностью свободной, но, чувствуя себя «хозяином положения», Филипенко не стал принимать вправо. «Ну что за препятствие для моего ИЖа какая-то кучка травы!» — решает водитель и направляет колесо прямо в ее середину... С этого момента рассуждения водителя на полчаса прерываются. Когда Филипенко очнулся, то увидел под травой кусок бетона, несколько поодаль мотоцикл вверх колесами и безжизненное тело своего товарища. Прежде чем делать какие-либо выводы из случившегося, хочу рассказать о другом случае, который как две капли воды похож на первый. Происходило это уже в нынешнем году в Астраханской области. Н. Яровой, управляя не каким-нибудь видавшим виды ИЖом, а новеньким мотоциклом «Днепр», отправился на рыбалку. Ехал он, ехал и вдруг увидел на дороге не камень и не яму, а сухие кусты «перекати-поле», которые степной ветер принес откуда-то на полевую дорогу. Что ж, на то оно и «перекати-поле», чтобы катиться, катиться, а затем где-то задержаться, за что-то зацепиться, пока не подхватит его более сильный порыв ветра и не унесет дальше. Так и на этот раз: катилось оно, катилось и зацепилось за колесо трактора ДТ-60 с полуосью, кем-то оставленное на полевой дороге. Яровой тоже не стал объезжать «пустяковое» препятствие. Протараню, мол, эту кучку сухой травы. Да не тут-то было. Наскочило колесо на колесо. А дальше, поскольку законы механики действуют одинаково, то и последствия были те же: и мотоцикл лежал вверх колесами и безжизненное тело товарища, которого он вез в коляске на рыбалку. Здесь нет надобности в каком-то сложном анализе причин возникновения этих схожих дорожно-транспортных происшествий, ибо никаких сложных ситуаций перед водителями не возникало. Просто, за рулем нельзя быть беспечным. И забывчивым: ведь пункт 73 Правил дорожного движения недвусмысленно требует принятия мер перед любым препятствием, которое водитель может предвидеть. И так ли уж сложно было и Филипенко и Яровому предположить, что под безобидными с виду ветками или травой могут оказаться камни или другие предметы. Ну, а если кому из водителей такое не по силам, то пусть действует, наконец, по известной всем пословице: «Не зная броду — не суйся в воду!» И. ЧАУС, автотехнический эксперт г. Волгоград 25