Страничкапроходящей через центр тяжести. Это нарушает равновесие и вызывает колебания мотоцикла из стороны в сторону. Или возьмем амортизатор, в котором сломана пружина. Он практически не несет нагрузки, поэтому перемещение колеса вверх при наезде на гребень сопровождается поворотом его плоскости вокруг исправного амортизатора (рис. 6) б). Точка А смещается в сторону, равновесие мотоцикла нарушается. Если на дороге встретится ряд таких «волн», мотоцикл станет раскачиваться. Так же раскачиваться может и совершенно исправный мотоцикл, когда движется с наклоном к волнистой дороге: на повороте, в случае несимметричной загрузки (размещения не равных по весу и размерам предметов с боков) мотоцикла (рис. 6, в), при неправильной посадке водителя и т. п. Частота этих колебаний, называемых «вынужденными», зависит от длины волн на поверхности дороги и от скорости. Кроме них, мотоцикл испытывает и «собственные колебания» подрессоренных частей на подвесках, колебания, частота которых зависит от жесткости пружин (повышается при более жестких пружинах) и веса мотоцикла (уменьшается с увеличением веса). При определенных длине волн на дороге и скорости движения «вынужденные» колебания могут происходить с частотой «собственных» — тогда наступает явление «резонанса», и колебания в вертикальной плоскости достигают максимума. Неправильно загруженный или имеющий дефекты ходовой части мотоцикл начинает в этих условиях сильно раскачиваться ив поперечном направлении. Если эти колебания по частоте совпадут с собственными поперечными колебаниями (что зависит от жесткости рамы и обеих вилок), возникает резонанс поперечных колебаний, еще более опасный, чем резонанс вертикальных. В результате мотоцикл раскачивается поперек дороги с такой силой, что водитель оказывается не в состоянии справиться с управлением, даже очень крепко держа рукоятки руля. Если продолжать движение с прежней скоростью, углы отклонения переднего колеса вскоре достигают предела, после которого шина начинает проскальзывать по покрымотоциклистатию, оставляя на дороге черный зигзагообразный след. В этом случае падения избежать удается не каждому. Заметив подозрительно нарастающие колебания руля, водитель должен немедленно сбавить скорость, для чего бывает достаточно просто убрать «газ». На твердом и сухом покрытии от момента начала раскачивания до полной потери управления, как показывает опыт, может пройти 4—5 секунд, а за это время можно успеть принять правильное решение. На мокрой, скользкой дороге падение происходит быстрее — уже в самом начале раскачивания, при гораздо меньших угловых колебаниях руля. Сочетание дождя с сильным порывистым боковым ветром еще более осложняет положение водителя. Теперь ясно, что все эти критические положения вызваны неисправностями машины, которым некоторые мотолюбители не придают должного значения, как и опасности ее перегрузки. Легкий и одновременно жесткий нормально нагруженный современный мотоцикл во всем диапазоне скоростей, как правило, не подвержен грозным явлениям резонанса. Увеличение нагрузки на мотоцикл и, особенно, перегрузка вынесенного назад багажника резко снижают собственную частоту колебаний. Неправильное размещение груза может настолько снизить ее, что даже при умеренной скорости наступит резонанс поперечных колебаний, при котором трудно избежать падения. Тяжелый груз нужно крепить как можно ближе к общему центру тяжести мотоцикла. Если мототурист путешествует без пассажира, вещи следует размещать на его сиденье, оставляя для багажника лишь самые легкие. Не перегружайте мотоцикл! — взывает инструкция. Между тем многие продолжают конструировать багажники, рассчитанные на перевозку чудовищных грузов, забыв, что возможности самой ходовой части мотоцикла не безграничны. Перегрузка приводит к преждевременной усталости и доломкам пружин амортизатора, к деформации рамы, вилок и т. д. И вот мотоцикл, всегда такой надежный, вдруг подводит хозяина. Помните об этом, собираясь в дорогу! Э. КОНОП, инженерОкончание. Начало — на стр. 10КОРРЕСПОНДЕНТ. Леонид Ефимович, тут уже идет речь не столько о культуре эксплуатации, сколько о безобразном обращении с материальными ценностями. Чем, конкретно, можно помочь делу?Л. Е. ЗЛОТНИКОВ. Это трудный вопрос. Мне думается, прежде всего надо создать обстановку нетерпимого отношения к подобным явлениям, подумать, как поощрять культурную, грамотную ! эксплуатацию автомобиля и, конечно, экономность в автохозяйствах, чтобы бережливость стала выгодной и водителю и государству. Иначе не хватит никакого объема производства. Сейчас мы обеспечиваем автомобиль в избытке всеми видами высококачественных нефтепродуктов. Надо позаботиться ио том, чтобы автомобиль был пригоден для полного использования всех лучших свойств этих продуктов. Тогда будут оправданы и затраты на них. Это уже к вопросу о культуре производства.КОРРЕСПОНДЕНТ. Если резюмировать все сказанное, получается, что у нас проблема не в сырье, а, так сказать, в общей подготовленности к автомобилизации, в культуре эксплуатации, в сервисе...Л. Е. ЗЛОТНИКОВ. Совершенно верно. В какой-то степени «меню» автомобиля зависит от него самого. Обидно, если самое ценное не пойдет ему на пользу.КОРРЕСПОНДЕНТ. Леонид Ефимович, назовите, пожалуйста, последнюю новинку, интересную для наших автолюбителей.Рис. в. Мотоцикл с искривленной рамой (а), поврежденным амортизатором (б) или несимметрично нагруженный (в) раскачивается в стороны на волнистой дороге. Ц. т. — центр тяжести; A, Ai, А2 — точки опоры на разных участках дороги.Л. Е. ЗЛОТНИКОВ. Я не автолюбитель, но хорошо представляю себе обслуживание автомобиля, особенно после зимнего перерыва, когда надо привести в норму машину, перезимовавшую на< улице. Скоро автомобиль, особенно «безгаражный», получит защитную присадку, которая поможет и зимой, в любых условиях сохранить свойства масел и смазок в его узлах. Это значит, что двигатель будет так же хорошо работать и после консервации, его не надо будет смазывать снова. Новая присадка «Инга-1» так и называется, рабоче-консервационной. Она позволит эксплуатировать автомобиль без замены масла. Но это уже продукт, который мы начнем выпускать в следующей пятилетке.КОРРЕСПОНДЕНТ. И еще один, заключительный вопрос. Какой процент от всех продуктов нефтепереработки идет на нефтяное меню автомобиля?Л. Е. ЗЛОТНИКОВ. Бензины составляют почти 16 процентов. Это много. Наша отрасль давно и тесно связана с автомобильной промышленностью. Как видите, эта связь все больше становится обратной. Уже не только автомобилестроение предъявляет нам свои требования, но и высокий уровень нашей отрасли ставит свои условия. Таков закон технического прогресса.21