ш,агипятилеткиМЕТОПГерой Социалистического Труда тель 1-го класса В. Ф. Капралов. водиФото И. МелеЩенко — Не поверите: они нам половину плана делают. На десяти КрАЗах! Так начал рассказ директор Фокинского автопредприятия Брянского транспортного управления Н. М, Шилкин об одной из своих бригад. А вскоре в огромной чаше карьера цементного завода я лично познакомился с шоферами из комплексной бригады Василия Федосеев1ича Капралова, ставшей уже известной на всю область. Сам бригадир недавно награжден Золотой Звездой Героя Социалистического Труда. За выдающиеся достижения в третьем, решающем году девятой пятилетки, как было написано в Указе Президиума Верховного Совета СССР. Эти достижения можно охарактеризовать одной, главной цифрой: с начала пятилетки перевез 228 тысяч тонн груза (бригада хотя и на один наряд трудится, но лицевые счета имеются у каждого — без этого какое же соревнование!). 228 тысяч. А на пять лет ему планировалось 225. Вот так люди работают! Кому много дано, с того, как говорится, и спрос больше. Еще раньше признали за Капраловым первенство и избрали вожаком первой на Брянщине комплексной бригады. Капралов тогда не стал даже для формы просить отвод, хотя человек он скромный, да и, если разобраться, вроде бы, и резону особого ему не было идти в бригадиры. Каких-то восемь рублей прибавки, а хлопот лишних не оберешься — организуй работу в бригаде, веди учет, следи за состоянием дорог в карьере, объездов, освещения, техники безопасности, ругайся с цементниками, с начальством, да мало ли чем приходится заниматься. Ко всему прочему предстояло работать на один наряд с более чем двумя десятками других шоферов — разных по опыту, квалификации, далеко не всегда разных Капралову (как-никак у человека первый класс, в свое время немало поработал слесарем-ремонтником и потому может разобрать и собрать машину, что называется, с закрытыми глазами). Но его выбрали товарищи! И он, не колеблясь, впрягся и охотно тащит этот нелегкий воз вот уже несколько лет. Справедливости ради замечу, что Капралов при всем богатом опыте не так уж и далеко ушел от своих товарищей. Михаил Филиппович Бухвалов, Михаил V Захарович Шкловец тоже завершили свою пятилетку, остальные на подходе к этому рубежу. Многие тоже имеют высокие правительственные награды. Так что, когда бригада собирается по какому-то торжественному случаю, даже непосвященному становится ясно: перед ним люди весьма заслуженные. Какая сила подняла на крылья эту бригаду, и возможно ли для других повторение ее полета? Ничего хитрого в комплексном методе нет, разъяснили мне. Просто лет пять тому назад водители и горняки карьера приняли решение объединиться и работать на один наряд Вот и вся суть метода. Состав бригады закрепили совместным по автопредлриятию и заводу приказом, и карьер отныне стал для них постоянным местом работы. В то время как раньше и водители и механизаторы в нем чуть ли не каждый день менялись. То есть раньше они были в карьере хотя и частыми, но гостями, теперь стали его хозяевами. И, удивительное дело, нелегкий ив немалой мере однообразный шоферский труд — никуда от этого не денешься (попробуй покрутись смену в карьере да на тяжелой машине), — так вот, этот труд для людей вдруг наполнился как бы новым смыслом. Ларчик открывался просто: бригада получила возможность творить. Великое это дело! Ученые-социологи дружно утверждают: там, где кончается простой исполнитель и начинается творец, именно там можно ждать высокой производительности труда. И бригада Капралова • яркий тому пример. — Труд шоферов карьера во многом зависит от горняков — цементников, экскаваторщиков, бульдозеристов, скреперистов. Раньше во взаимоотношениях с ними не было надежного ладу. Двойной учет (у горняков — свой, у транспортников — свой) выполненных работ явно не способствовал делу. С этим было покончено, теперь и на горняков и на водителей выписывается один наряд. Людей это как-то сдружило. Еще более их объединила школа коммунистического труда. Совместные занятия в ней на многое открыли им глаза, а главным, пожалуй, результатом этих занятий явилась общая цель. — Ребята, неужто будем так и тянуть запланированные нам тонны все пять лет? Не поставить ли себе на первый случай такую задачку: не за пять, а за четыре? Рассчитаем все как следует — и за дело... И всем стало интересно. Соберутся на минутку: сколько сегодня? Сколько вчера? Молодцы! Или: маловато, завтра наверстать непременно... Объявили настоящую войну «порожним» минутам. Приветствовались и тут же реализовались любые дельные мысли. Вот поделились своими соображениями шоферы Шкловец и Бухвалов. Не нравилось, что дважды в день приходилось заправлять самосвалы горючим. При этом на вторую заправку уходило не менее получаса рабочего времени, если же на АЗС случалась очередь — то и побольше. А не попробовать ли установить на машинах дополнительные баки? Тогда можно будет делать пересменку на ходу. Сказано — сделано. И вот уже бригада не дает покоя ни себе, ни руководству автопредприятия. Приближалась зима — добились установки предпусковых подогревателей для двигателей. Поставили вопрос о доставке горячих обедов в карьер. Подсчитала администрация — выходило, есть прямая выгода кормить бригаду даже бесплатными обедами. Затраты на каждый обед меньше рубля, а выигрыш за счет экономии времени в три-четыре раза больший. Немало хлопот было водителям с мелким ремонтом, особенно из-за сварочных работ. По пустякам иной раз приходилось ехать на базу. А это почти двухкилометровый порожний пробег. — Хватит! — как-то сказал экскаваторщик И. А. Матюшин. — Сами будем варить. И горняки раздобыли на своем заводе сварочный аппарат (его можно было подключать к энергосети экскаватора), а Матюшин в срочном порядке подготовился и сдал экзамены на сварщика... — А что вы более всего любите? — спросил яу них на прощание. — Может, и бедным это покажется, но истинно: все наши думки о работе. — А что превыше всего цените в человеке? — Чувство товарищества, — не задумываясь за всех ответил Капралов. Н. ПОПИНАКО Брянская область, г. Фокино 3